Методы количественной оценки предпринимательских рисков
При оценке предложения финансир-я проекта предпрним-ль должен осознавать, что фактич дох-ть может оказ-ться ниже предполагаемой. В этом состоит рискованность принятия решения.Риск в данном случае так и понимается как вероятность того,что фактич.дох-ть окаж-ся ниже заложенной в проект.Под предприн-ский риск- риск, возник при любых видах деят-ти, связ-х с пр-твом прод-ии, тов, усл, их реал-ей, товар-денеж и финанс опер-ми, коммерцией, осущ-ием соц-экон-их и науч-технич проектов. В рассм-емых видах деят-ти приходится иметь дело с исп-нием матер-х, трудовых, финансовых, информ-ых (интелл-ных) рес-сов, так что риск связан с угрозой полной или частичной потери этих ресурсов. В итоге предпр-кий риск хар-тся как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вар-том, рассчитанным на рацион-е исп-ние рес-ов в данном виде предпр-ой деятельности. Иначе говоря, риск- угроза того, что пред-ль понесет потери в виде доп-ных расходов сверх предусм-ных прогнозом, программой его действий, либо получит доходы ниже тех, на кот он рассчитывал. Для колич.оценки рисков чаще всего исп-тся след.методы:1)Коф-т бэта(b):математ.оценка рискованности одного актива в терминах ее влияния на рисков-ть группы(портфеля) активов.Учитыв.только рыночный риск и рассчит-ся пок-ль бэта:чем он выше, тем выше риск.Расчет b для 1-го финанс актива: = / , где -дох-ть i-й акции в n-ом периоде, - среднеарифм.дох-ть i-той акции за n-й период, -сред.рыноч.дох-ть на р.ц.б., -среднеарифм.среднерыноч.дох-ть.за n-й период. - среднеквадр.откл-е среднерын.дох-ти. = . принимает знач. =1,<1 и >1.Если , то финанс.актив сред.степень риска, при >1 и <1 финанс.актив явл-ся более и менее рискованным. = , где -удельное содержание i-й акции в портфеле(по стоим-ти), j-кол-во всех акций в портфеле.2)Стандарт.отклонение:статистич.мера разброса(дисперсии) прогнозируемых доходов.Мерой рисков-ти удержания актива явл-ся его станд.откл-е представляющее разброс дох-ти:чем оно выше,тем выше риск.3)Экспертные оценки – в учет берутся скорее качеств-ые оценки,чем колич-ные.Собираются и усредняются личные мнения экспертов.4) статистич.метод-закл.в том,что для расчета вер-тей возник-я потерь анализ-ся все статист.данные,касающ. результ-ти осущ-ния пред-м рассматр-ых операций.Частота возник. некот.уровня потерь: ”/ ,где ” – число случаев наступления конкрет.уровня потерь, - общ.число случаев. В статист.выборке,включ и успешно осущест-щее операции данного вида.5)метод аналогий-:при анализе риска вновь создаваемого пред-я полезными могут оказаться данные о последствиях воздействия неблагоприят.факторов риска на др.пред-я.При исп-и аналогов примен-ся различ.спос-бы получения данных о рисках.Получ-е данные обраб-ся для выявл-я завис-тей с целью расчета потенциаль.риска при реализации новых проектов.Метод эффективен на пред-ях,осущест-х инновации.Рассмотр-ные методы имеют недост-ка:-некот из них не м.б.агрегированы(т.е сведены в пок-ль такого же типа)безразлично к факторам риска;-традиц.меры риска сравнительно плохо позв-ют контролировать риск,лимиты позиций,опред-ые по факторам риска(ур-нь инфляции,степень состояния экон-ки), часто неэффективны, - традиц.меры риска не измеряют капитал или капитал,обесп.потери,вызыв.данными факторами риска,поэт.трудно применить анализ качества упр-я портфелем с учетом риска.Эти недостатки нивелируются исп-ем методологии Valie-at-Risk-оценка рыночного риска.VaR- выраж-ая в денеж.данных единицах оценка максим.,ожидаемых в теч.данного периода времени с данной вероятностью потерь данного портфеля под возд-м рыноч.факторов риска;вероятностно-статистич.подходдля опред-я соотнош-я ценовых показ-й и риска.Осн.понятие,использ-ое VaR,-это распред-е вреоят-тей,связавающее все возможные величины измен-ий рыноч.факт-в с их вероят-ми. VaR позволяет:-оценить риск в терминах возможных потерь,соотнес-х с вероят-ми их возник-я;-измерить риски на различ.рынках универс.образом;-агрегировать риски отдель.позиций в единую величину для портфеля.Также + VaR:-простота и нгагядность расчетов,-консолидация информации,-возм-ть сравнит.анализа потерь и соотв-х им рисков.
Клас-ция рисков.
В условиях рыночной эк-ки риск — ключевой, важнейший эл-нт предприн-тва. Предпр-тель, умеющий вовремя рисковать, зачастую оказ-ется вознагражденным.Риск- действие наудачу в надежде на счастливый случай. Характерные особ-сти риска— неопредел-сть, неожид-сть, неувер-сть, предположение, что успех придет. В условиях политич-й и эк-кой неустойч-ти степень риска значит-но возрастает. В современ-х кризисных условиях эк-ки РФ проблема усиления риска весьма актуальна. Осн. виды риска: производств-й, коммерч-й, фин-вый, инв-ный и рыночный.
Произв-ный рисксвязан с произв-вом и реал-цией прод-ции, осущ-нием любых видов произв-ной деят-ти. Этот риск наиболее чувств-лен к изменению намеченных V произв-ва и V реал-ции прод-ии, плановых матер-ных и трудовых затрат, к изменению цен, браку, дефектности изделий и др. В соврем-ых условиях в РФ произв-ный риск велик, поэтому произв-ная деят-ть стала более рисковой. К произв-ным относятся риски: 1) неисполнения хоз-ных дог-ров; 2) изменения конъюнктуры рынка, усиления конкуренции; 3) возникн-ния непредвид-х затрат; 4) потери имущ-ва предпр-я.
Коммерч-й рисквозникает в процессе реал-ции закупленных предприн-лем товаров и в процессе оказания услуг. В коммерч-й сделке необх-мо учитывать такие факторы, как невыгодное изменение (повышение) цены закупаемых ср-в произв-ва, снижение цены, по кот. реализ-ся прод-ия, потеря товара в процессе обращения, повышение издержек обращения.
Фин-вый рискможет возникнуть при осущ-нии фин-вого предприн-ва или фин-вых (денежных) сделок. На фин-вый риск наряду с факторами, характерными для др. видов предприн-кого риска, воздействуют и такие, как неплатежесп-ть одной из сторон фин-вой сделки, ограничения на валютно-денежные операции и т.п.
К фин рискам относятся:- кредитный риск, -%-ый риск,- валютный риск,- риск упущенной финансовой выгоды (рис. 1). Кред риски — опасность неуплаты заемщиком основного долга и %, причитающихся кредитору. Процентный риск - опасность потерь КБ, кредит учрежд-ми, инвест-ми фондами селенговыми компаниями в рез-те превышения % ставок, выплачиваемых ими по привлеченным ср-вам, над ставками по предоставленным кредитам. Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь, связ с изм-ем курса одной иностранной валюты по отношению к другой, в том числе национальной валюте при проведении внешнеэк-х, кредитных и др валютных операций. Риск упущ фин выгоды - это риск наступления косвенного (побочного) фин ущерба (неполуч прибыль) в рез-те неосущ-ия какого-л мероприятия (н-р, страхования) или остановки хоз деятельности.
Причиной инв-ного рискам.б. обесценивание инв-но-фин-вого портфеля, состоящего из собств-х и приобретенных цб. Инв-ные риски делятся на систематические и несистем-кие. Сист-кие: 1) риск изменения %ной ставки — риск, связанный с изменением %ной ставки ЦБ страны. При снижении %ной ставки уменьш-ся ст-сть кредитов, кот. получают компании, и увелич-ся рост их прибыли, что явл-ся благоприятным и перспективным для рынка акций; 2) инфляц-ный риск — этот вид риска вызывается ростом инфляции. Он уменьшает настоящую прибыль компаний, что отриц-но влияет на рынок, а также вызывает появление другого риска — риска изменения %ной ставки; 3) валютный риск — риск, возникающий в силу политич-х и эк-ких факторов, происходящих в стране; 4) политический риск — это угроза отриц-го воздействия на рынок из-за политич-х действий (смены правительства, войны и т.д.). Несист-кие риски: 1) отраслевой риск — риск, связанный с влиянием на компанию общеотраслевых факторов; 2) деловой риск — риск, связанный с произв-ной эф-тью и упр-ем ею менеджментом данной компании; 3) кредитный риск возникает, когда кап-л или его часть формир-ся за счет долговых обяз-тв (н-р, когда сниж-ся кредитный рейтинг и вызывается падение цен размещенных на рынке корпоративных облигаций, а также влечет за собой увеличение ст-ти банковского кредита.
Рыночный рисксвязан с возможным колебанием рыночных %ных ставок, нац-ной ден.й ед-цы или зарубежных курсов валют, а возможно, с тем и другим одновременно. Рыночн. риски связаны с неопредел-тью колебаний рыночн. конъюнктуры. Не только прямые ценовые факторы явл-ся источниками рыночных рисков. Наиболее широко употребляемая класс-ция по сегментам риска: 1) %ный риск; 2) валютный риск; 3) фондовый риск (ценовой риск рынка акций); 4) риск рынка производных фин-вых инстр-тов.
53. Инвестиционные риски: виды и методы оценки.
Инв. риск – это опасность потери инвестиций, неполучения от них полной отдачи, обесценения вложений. Возникающие в инвестиционной деятельности риски классифицируются по следующим основным признакам:1.По сферам проявления: политический; экономический; социальный; экологический; прочий; 2. По формам инвестирования: реальный и финансовый; 3. По источникам возникновения: рыночный и специфический. Политический - риск, возникающий при смене проводимого государством политического курса и предполагающий административные ограничения инвестиционной деятельности.Экономический - риск, связанный с изменением условий развития производства и системы жизнеобеспечения страны (региона).Социальный - риск забастовок и осуществления работниками инвестируемых предприятий незапланированных социальных программ.Экологический - риск экологических катастроф и стихийных бедствий, отрицательно сказывающихся на деятельности инвестируемых предприятий.Прочий - риск потерь, обусловленный рэкетом, хищениями имущества, различного рода махинациями и обманом со стороны партнёров.Реальный - риск неудачного выбора местоположения строящегося объекта, появления перебоев в поставке строительных материалов и оборудования, существенного роста цен на инвестиционные товары, выбора неквалифицированного или недобросовестного подрядчика, возможного действия других факторов, задерживающих ввод в эксплуатацию объекта инвестирования или снижающих доход в процессе его эксплуатации.Финансовый - риск непродуманного подбора финансовых форм и инструментов для инвестирования, появления финансовых затруднений или даже банкротства отдельных эмитентов, непредвиденного изменения условий инвестирования, прямого обмана инвесторов.Рыночный - риск, обусловленный сменой стадий экономического цикла развития страны или конъюнктурных циклов функционирования инвестиционного рынка, значительными изменениями налогового законодательства в сфере инвестирования и другими факторами объективного характера.Специфический - риск, присущий тому или иному объекту инвестирования, а также деятельности конкретного инвестора. Это может быть некомпетентное руководство фирмой (компанией) - объектом инвестирования, усиление конкуренции в отдельном сегменте инвестиционного рынка, нерациональная структура инвестируемых средств и другие аналогичные факторы, отрицательные последствия которых во многом можно предотвратить путём эффективного управления инвестиционным процессом.Для оценки возможного размера финансовых потерь от инвестиционной деятельности используются абсолютные и относительные показатели.Абсолютная величина финансовых потерь - сумма убытка (ущерба), причинённого инвестору из-за наступления неблагоприятного обстоятельства, характерного для данного риска.Относительный размер финансовых потерь - отношение полученного убытка (ущерба) к сумме инвестируемого капитала. Риск - изначально категория вероятностная, а потому для его количественной оценки в условиях неопределённости используются методы теории вероятностей и математической статистики:среднее значение изучаемой случайной величины – ;дисперсия – σ2;среднеквадратическое отклонение – σ; коэффициент вариаций – ν;распределение вероятности изучаемой случайной величины – U;коэффициент чувствительности – b;экспертная оценка полученного результата – Ẅ. Среднее значение случайной величины ( ): где i =1..n – область изменения случайной величины;хi – значение случайной величины;рi – вероятность появления случайной величины.Дисперсия .Среднекв.отклонение .Коэф. вариаций (ν) определяется следующим образом: ,Коэффициент чувствительности (b) устанавливается из соотношения: где r - корреляция между доходностью от рисковых операций и средним уровнем доходности рынка; sц - среднеквадратическое отклонение доходности по рисковым операциям; sф - среднеквадратическое отклонение доходности рынка в целом. Уровень риска определяется на основе следующих расчётных значений b - коэффициента: b > 1 ® высокий риск; b = 1 ® средний риск;b < 1 ® низкий риск;b = 0 ® риск отсутствует.
54.Финансовый риск банкротства предприятий.
Основным проявлением фин. рисков для предпр-ий-произв-ей является угроза банкротства. К этому виду рисков относят фин. риски неполучения дохода и риски по операциям с цен. бум. Риск банкр-тва - опасность в результате неправильного выбора способа вложения капитала, полной потери предпринимателем собств. Кап-ла и неспособности его рассчитываться по взятым на себя обязательствам. В рез-те предпр-ль стан-ся банкротом. Банкр-во - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обяз-вам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство);( ФЗ№ 127 от 26.10.2002) Банкротство корпорации может наступать в результате целого ряда взаимосвязанных между собой причин. Все эти причины можно сгруппировать в несколько больших классов: 1)Внешние факторы: политические, внешнеэкономические, технологические и социальные причины. Все перечисленное подлежит специальному PETS-анализу (P-political, E-economical, T-technological, S-social); 2) рыночные причины: - слабая позиция корпорации на рынке сбыта продукции, -высокий уровень конкуренции, -неустойчивость и узость занятой рыночной ниши. 3)внутриэкономические причины: -затратность, -ресурсоемкость, -неэкологичность производства, -морально устаревшие технологии, -изношенность основных фондов, -неоптимизированное налогообложение, -низкая производительность труда и другие; 4)фин. причины: неудовл-ный уровень дебит-й (кред-й) зад-ти и низкое качество ее обслуживания, дефицит оборотных средств, неудовлетворительный уровень ликвидности, недостаточная автономия - и другие причины, приводящие к нарастанию убытков, штрафных санкций и других отрицательных финансовых результатов; 5)управленческие причины:- низкий уровень управл-ой культуры топ-менеджмента и финансистов корпорации, -отсутствие эфф-ого управленч-ого учета фин-х операций, -ненадлежащее управление финансами, -неэфф-ая рекламная и маркетинговая деят-ть. Прогноз-ие банкр-ва: Коэфф-т Альтмана (индекс кредитоспособности). Этот метод предложен в 1968 г. экономистом Альтманом . Индекс Альтмана представляет собой функцию от некоторых показателей, хар-х эк-ий потенциал предприятия и результаты его работы за истекший период. В общем виде индекс кредитоспособности (Z-счет) имеет вид: Z=6,56*X1 +3,26*X2+6,72*X3+1,5*X4+6,89X5 Где Х1 – чистый оборотный капитал/ВБ; Х2 - нераспределенная прибыль/ВБ; Х3 – прибыль до налогообл./ВБ; Х4 – капитал и резервы/ВБ; Х5 - выручка/ВБ.
В рез-те подсчета Z – показателя для конкретного предпр-я делается заключение: если Z < 1,1 - высокая вероятность банкр-ва; если 1,1 ≤ Z ≤ 2,6 – угроза банкр-ва не велика; если 2,6 ≤ Z–низкая угроза; Модель Альтмана дает достаточно точный прогноз вер-ти банкр-ва с временным интервалом 1-2 года.
Ценовая политика и политика ценообразования на предприятии, понятие, сущность, содержание и порядок формирования
Ценовая политика - механизм принятия решений о ценах на основных рынках для достижения поставл-х целей хозяйственной деят-ти. Ценовая политика охватывает решения предпр-я по следующим вопросам: в каких случаях необходимо использовать при разработке ценовую политику; когда необходимо отреагировать с помощью цены на рыночную политику конкурентов; какими мерами ценовой политики должно сопровождаться введение на рынок нового продукта; по каким товарам изменить цены; на каких рынках надо проводить активную ценовую политику; какими ценовыми мерами можно усилить эфф-ть сбыта.Сущность ЦП в обеспечении сбыта(когда предприятие ставит задачу добиться максимального роста объема сбыта и увеличения массы прибыли путем некоторого снижения дохода с каждой единицы товара), максимизация прибыли(предприятие стремиться максимизировать текущую прибыль, для чего производит оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирает цену, обеспечивающую максимальное возмещение затрат),удержание рынка(в целях сохранения предприятием существующего положения на рынке могут быть использованы разные уровни цен на продукцию). Разработка ЦПосуществляется в следующей последовательности: 1)постановка целей ЦП (максимизация прибыли, доли на рынке, и т. д.);;2)определение спроса на продукцию (размер, эластичность); 3)Анализ собственных возможностей (структуры затрат, каналов сбыта и т. д.);;4)анализ цен и товаров конкурентов;5)выработка ценовой стратегии (критерий - получение максимальной прибыли);6)выбор метода ценообразования :-нормативный, где себестоимость и прибыль рассчитываются по нормам и нормативам;- параметрические методы: метод удельных показателей ;метод балльных оценок ;экономико-математические методы ;- затратный метод, где себестоимость определяется исходя из затрат предприятия;- агрегатный метод. ;-метод экспертных оценок( используется для прогнозирования уровня цен);- комбинированные методы;7)установление окончательной цены.ЦП должна разрабатываться с учетом долгосрочных целей. Однако часто предприятия ставят краткосрочные цели, такие, как: снижения влияния изменения цены на спрос; повышение имиджа предприятия или продукта; стимулирование тех товаров, которые занимают слабые позиции на рынке и т.д.