Особенности рынка знаний, специфика науки как общественного блага, особенности рынка инноваций.
Рынок научного знания – товара:
¾ Стоимость передачи информации незначительна по сравнению со стоимостью ее производства. Бесплатность или низкая плата за эти знания для их потребителей объясняется тем, что процесс передачи этих знаний финансируется из государственного бюджета или некоммерческими организациями;
¾ Признаки общественного блага у научного знания(универсальные теоретические принципы, фундаментальные научные открытия, такие как научные законы (в том числе и экономические), доказанные теоремы, и многое другое):
- неисключаемость ( в ограниченном смысле): ученые публикуют сведения о своих достижениях, после чего они становятся доступными для общества, и любой желающий может получить доступ к публикации, приложив незначительные усилия.
НО: например, государство может сознательно исключить население из числа пользователей определенными видами знаний по соображениям секретности. Яркий пример тому – споры вокруг использования ядерной энергии в мирных целях.
- Позитивные внешние эффекты, поскольку другие исследователи, работающие в той же предметной области, получают важную для их работы информацию и экономят таким образом собственные силы.
¾ Структурно рынок знаний представлен большим количеством секторов, из которых выделяются по своим размерам такие сектора, как наука (НИОКР, НИР), образование (образовательные услуги), средства массовой информации, хранение информации (архивы, библиотеки, информационные сети) и др.
¾ Большое количество посредников на этом рынке, а главное, что целый ряд секторов (образования, хранения информации и др.) выступает преимущественно как посредник между производителями знаний (например, НИОКР) и потребителями (домашними хозяйствами, фирмами, государственными учреждениями).
¾ Соревновательный характер блага: ученый, первый публикующий информацию, получается все – признание в научных круга + гос.награды.
¾ асимметрия информации: покупатель всегда стремится получить информацию о приобретаемом товаре, но знание само по себе является информацией. Если продавец расскажет, что он хочет продать, то, по сути, он уже предоставит покупателю знания. Если же во время переговоров раскрывается лишь часть информации, это означает относительно низкую информированность покупателя, и может снизить цену покупки или вовсе привести к отказу от нее.
Специфика информации-товара:
- Признаки общественного блага у научного знания
- Информационный продукт со временем подвергается своеобразному “моральному износу”. Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность по мере того, как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным. В различных областях науки и техники темпы обесценения знания неодинаковы, процесс «старения» информации может длиться от пяти до пятнадцати лет;
- несамостоятельность – проявляет свою «движущую силу» только в соединении с другими ресурсами.
Особенности рынка инноваций:
• он традиционно является новым для выходящей на рынок организации (в силу новизны разработанного продукта приходится иметь дело с незнакомыми потребителями);
• является неэластичным вследствие ограниченного влияния ценовой политики на объем сбыта;
• характеризуется ограниченным количеством покупателей и продавцов.
• Асимметрия информации: потребитель еще не знает, в какой мере новая продукция может удовлетворить его потребность (или в какой степени новые продукты лучше уже существующих); в то же время поведение потребителя непредсказуемо.
• сложность определения своевременности выхода новой продукции на рынок, на котором еще достаточно товаров, к которым привык потребитель.
• отсутствие возможностей послепродажного и гарантийного обслуживания.