Организационные модели контроллинга
Таблица 1.2
Концепция | Сущность |
Американская модель контрол- линга | Учет и отчетность в целом и ряд дополнительных функций. При организации служб контроллинга и финансов происходит первичное разделение на задачи, ориентированные на результат (прибыль) и задачи, ориентированные на ликвидность (финансовое планирование и контроль, привлечение и вложение капитала, денежное обращение) |
Американская ключевая модель контрол- линга | Учет и отчетность без дополнительных функций. В ведении службы контроллинга остаются ориентированные на результат (прибыль) задачи информационного обеспечения, планирования, контроля и учета |
Немецкая модель контроллинга | Только внутренний учет и отчетность и ряд дополнительных функций. При организации служб контроллинга и финансов происходит первичное разделение задач на внутренние и внешние (финансовое планиро вание и контроль, привлечение и вложение капитала, денежное обращение, бухгалтерия, баланс, налоги, страхование) |
Немецкая ключевая модель контроллинга | Только внутренний учет и отчетность без дополнительных функций. В ведении службы контроллинга остаются ориентированные на результат (прибыль) задачи информационного обеспечения, планирования, контроля и внутреннего учета |
Интересными с точки зрения отражения тенденций развития контроллинга в Германии представляются результаты исследования Ю. Вебера, проведенного в 1991 г. и актуализированного в 1997 г. [153, с. 9]. Им были исследованы более 70 тыс. объявлений о приеме на работу в области контроллинга, опубликованных в газете «Frankfurter Allgemeine Zeitung» с 1949 по 1994 г. Результаты исследования подтверждают тот факт, что эволюция теоретических концепций контроллинга сопровождалась в указанный период времени соответствующими изменениями в практике контроллинга в организациях Германии (табл. 1.3).
Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что в США контроллинг рассматривается исключительно в прикладном смысле, а научные исследования преследуют цель создания единого образа контроллинга в реальных условиях производства и практического его внедрения на предприятиях. Рассматривая контроллинг в качестве инструмента для целенаправленного управления предприятием, данный подход вносит существенный эмпирический вклад в концептуальное развитие контроллинга.
Недавние исследования выявили следующие функции контроллера в США [89, с.6]:
«... регулярный ежемесячный финансовый менеджмент и внешняя отчетность в соответствии с законодательством;
процесс бюджетирования, соответствующая отчетность и анализ;
создание среды финансового контроля и налоговой отчетности;
чисто финансовая деятельность: счета к оплате, фиксированные активы общий бухгалтерский учет и т.д.».
В Германии приоритет получила академизация контроллинга, стремление создать сначала теоретическую систему контроллинга, а уже потом решать конкретные задачи.
Первые упоминания категории «контроллинг» в рамках теории экономики организации в России относятся к середине 1990-х гг. Именно в данный период в России организовано первое некоммерческое партнерство контроллеров.
Интерпретации понятия контроллинга в переводных и российских литературных источниках отличаются разнообразием, тем не менее общим для большинства из них является подчеркивание интегрированного характера контроллинга, его тесной
связи с управленческим учетом и ориентированности на принятие комплексных управленческих решений [30—33, 45, 47, 88],