Организационные модели контроллинга

Таблица 1.2

Концепция Сущность
Американская модель контрол- линга   Учет и отчетность в целом и ряд дополнительных функций. При организации служб контроллинга и финансов происходит первичное разделение на зада­чи, ориентированные на результат (прибыль) и задачи, ориентированные на ликвидность (финансовое плани­рование и контроль, привлечение и вложение капита­ла, денежное обращение)
Американская ключевая модель контрол- линга Учет и отчетность без дополнительных функций. В ведении службы контроллинга остаются ориентиро­ванные на результат (прибыль) задачи информацион­ного обеспечения, планирования, контроля и учета  
Немецкая модель кон­троллинга   Только внутренний учет и отчетность и ряд дополни­тельных функций. При организации служб контрол­линга и финансов происходит первичное разделение задач на внутренние и внешние (финансовое планиро вание и контроль, привлечение и вложение капитала, денежное обращение, бухгалтерия, баланс, налоги, страхование)
Немецкая ключе­вая модель кон­троллинга   Только внутренний учет и отчетность без дополни­тельных функций. В ведении службы контроллинга остаются ориентированные на результат (прибыль) задачи информационного обеспечения, планирования, контроля и внутреннего учета

Интересными с точки зрения отражения тенденций разви­тия контроллинга в Германии представляются результаты ис­следования Ю. Вебера, проведенного в 1991 г. и актуализиро­ванного в 1997 г. [153, с. 9]. Им были исследованы более 70 тыс. объявлений о приеме на работу в области контроллинга, опуб­ликованных в газете «Frankfurter Allgemeine Zeitung» с 1949 по 1994 г. Результаты исследования подтверждают тот факт, что эволюция теоретических концепций контроллинга сопровожда­лась в указанный период времени соответствующими измене­ниями в практике контроллинга в организациях Германии (табл. 1.3).

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что в США кон­троллинг рассматривается исключительно в прикладном смыс­ле, а научные исследования преследуют цель создания единого образа контроллинга в реальных условиях производства и прак­тического его внедрения на предприятиях. Рассматривая кон­троллинг в качестве инструмента для целенаправленного управ­ления предприятием, данный подход вносит существенный эмпирический вклад в концептуальное развитие контроллинга.

Недавние исследования выявили следующие функции кон­троллера в США [89, с.6]:

«... регулярный ежемесячный финансовый менеджмент и вне­шняя отчетность в соответствии с законодательством;

процесс бюджетирования, соответствующая отчетность и анализ;

создание среды финансового контроля и налоговой отчет­ности;

чисто финансовая деятельность: счета к оплате, фиксиро­ванные активы общий бухгалтерский учет и т.д.».

В Германии приоритет получила академизация контроллин­га, стремление создать сначала теоретическую систему контрол­линга, а уже потом решать конкретные задачи.

Первые упоминания категории «контроллинг» в рамках теории экономики организации в России относятся к середине 1990-х гг. Именно в данный период в России организовано пер­вое некоммерческое партнерство контроллеров.

Интерпретации понятия контроллинга в переводных и рос­сийских литературных источниках отличаются разнообразием, тем не менее общим для большинства из них является подчер­кивание интегрированного характера контроллинга, его тесной

Организационные модели контроллинга - student2.ru

связи с управленческим учетом и ориентированности на принятие комплексных управленческих решений [30—33, 45, 47, 88],

Наши рекомендации