Территориальной организации местного самоуправления
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ содержит отдельную статью, посвященную полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления (статья 6). Формулировки, которыми описываются соответствующие положения, весьма пространные и применимы ко многим областям и вопросам организации местного самоуправления в нашей стране. Так, согласно данной статьи, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления относится «правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом».
Применительно к области территориальной организации местного самоуправления, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся:
наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга – осуществляется законами субъектов Российской Федерации;
установление границ территорий муниципальных образований – осуществляется законами субъектов Российской Федерации;
изменение границ муниципального образования– осуществляется законами субъектов Российской Федерации;
установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований городов федерального значения – осуществляется законами субъектов Российской Федерации;
преобразование муниципальных образований– осуществляется законами субъектов Российской Федерации;
создание вновь образованных поселений на межселенных территориях – осуществляется законами субъектов Российской Федерации;
упразднение поселений– осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Так, в частности, в Нижегородской области для урегулирования отношений в сфере территориальной организации местного самоуправления на территории области были приняты следующие нормативные правовые акты:
Закон Нижегородской области от 25.03.2005 г. № 27-З «О формировании органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований в Нижегородской области»;
Закон Нижегородской области от 11.10.2004 г. № 110-З «Об образовании муниципальных образований в Нижегородской области»;
Закон Нижегородской области от 11.10.2004 г. № 104-З «О наделении муниципального образования "Город Нижний Новгород" статусом городского округа»;
Закон Нижегородской области от 15.06.2004 г. № 60-З «О наделении муниципальных образований – городов, рабочих поселков и сельсоветов Нижегородской области статусом городского, сельского поселения»;
Закон Нижегородской области от 15.06.2004 г. № 59-З «О наделении муниципальных образований – районов Нижегородской области статусом муниципального района».
Принимаются отдельные законы об образовании муниципальных образований[157], самостоятельные законы принимаются в части вопросов утверждения границ и состава территорий муниципальных образований[158], изменения границ муниципальных образований[159], о преобразовании муниципальных образований[160] и их упразднении[161].
Преобразование административно-территориальных единиц субъекта РФ может оказывать влияние на территориальную организацию местного самоуправления: в случае изменения административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации, в результате которого происходит объединение города, находящегося на территории городского округа, и города (поселка), находящегося на территории городского поселения и являющегося его административным центром, одновременно осуществляется объединение городского поселения с городским округом.
В соответствии Законом Нижегородской области от 16.11.2005 г. № 184-З «Об административно-территориальном устройстве Нижегородской области»[162] (ст. 7) к полномочиям органов местного самоуправления в вопросах административно-территориального устройства области относятся:
1) разработка и внесение в Законодательное Собрание области законодательных инициатив по вопросам административно-территориального устройства области;
2) выражение мнения по проектам нормативных правовых актов области по вопросам административно-территориального устройства области;
3) образование, преобразование или упразднение внутригородских районов городов областного значения, установление и изменение их границ;
4) участие в организации учета мнения населения по вопросам изменений в административно-территориальном устройстве области;
5) присвоение имен государственных и общественных деятелей улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах;
6) создание согласительной комиссии для разрешения спора по вопросу административно-территориального устройства области, находящемуся в компетенции органов местного самоуправления;
7) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом, иными законами области.
Закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
Субъект Российской Федерации также не вправе осуществлять правовое регулирование, не предполагающее учета мнения населения при упразднении, преобразовании или изменении территориальной принадлежности существенной части территории населенных пунктов или поседений, если мнение населения в отношении указанных изменений должно в силу части 2 статьи 131 Конституции РФ выявляться в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[163].