Создание, государственная регистрация, реорганизация и ликвидация субъектов хозяйствования.
Порядок образования субъекта хозяйствования зависит от его вида. Существуют три основных порядка образования субъектов хозяйствования:
1. В распорядительном порядке, то есть образования субъекта хозяйствования происходит на основании одностороннего волевого акта, т. е. на основании распоряжения собственника имущества или уполномоченного органа. В распорядительном порядке, как правило, образуются субъекты хозяйствования государственной формы собственности.
Для данного способа характерны следующие стадии:
а) обоснование необходимости образования юр лица и издание нормативного акта компетентным органом;
б) организационная работа – выделение средств, открытие счетов для финансирования работ, подбор кадров, изготовление проектно-сметной документации;
в) подготовка и утверждение устава, разработка учредительных документов.
2. Заявительный порядок. Это наиболее распространенный способ образования субъектов хозяйствования. В этом случае не требуется предварительного разрешения или распоряжения компетентного органа. Достаточно волеизъявления заинтересованных лиц, выраженного в учредительных документах, которые должны соответствовать требованиям законодательства. Субъект хозяйствования считается образованным после регистрации учредительных документов в установленном порядке.
Порядок государственной регистрации субъекта хозяйствования определяется Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики. Беларусь от 16 января 2009 г. №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (Далее - Декрет№1). С момента государственной регистрации юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель приобретают хозяйственную компетенцию, т.е. возможность осуществлять хозяйственную деятельность от своего имени и под свою имущественную ответственность.
Государственная регистрация осуществляется следующими регистрирующими органами:
- Национальным банком - банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;
- Министерством финансов - страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;
- Министерством юстиции - торгово-промышленных палат;
- администрациями свободных экономических зон - организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах;
- облисполкомами и Минским горисполкомом - коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
- облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами - остальных субъектов хозяйствования, не указанных выше. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные горисполкомы - соответствующим администрациям районов в городах.
До государственной регистрации субъект хозяйствования должен:
- согласовать с регистрирующим органом наименование организации;
- определить предполагаемое место размещения организации (место нахождения);
- принять решение о создании организации и подготовить ее устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);
- сформировать уставный фонд - для коммерческих организаций, открыть временный счет в банке, небанковской кредитно-финансовой организации - при внесении денежного вклада в уставный фонд, провести оценку стоимости неденежного вклада - при внесении в уставный фонд неденежного вклада.
Для государственной регистрации субъекта хозяйствования предоставляются:
- заявление, с указанием в нем, что учредительные документы соответствуют определенным законодательством требованиям для юридического лица данной организационно-правовой формы, сведения, содержащиеся в представленных для государственной регистрации документах, в том числе в заявлении, достоверны, установленный порядок создания юридического лица соблюден;
- устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия;
- легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения с переводом на белорусский или русский язык - для учредителей, являющихся иностранными организациями;
- копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык - для учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;
- оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за регистрацию.
Истребование иных документов для государственной регистрации субъектов хозяйствования запрещается.
Для государственной регистрации индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:
- заявление о государственной регистрации;
- фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;
- оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за регистрацию.
Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления.
В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:
- ставит на уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр устава (учредительного договора) лицу, его представившему, и вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования;
- представляет в Министерство юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в ЕГР.
Зарегистрированными считаются:
- юридическое лицо - с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в ЕГР;
- индивидуальный предприниматель - со дня подачи документов, представленных для государственной регистрации, и внесения записи о его государственной регистрации в ЕГР.
Министерство юстиции Республики Беларусь вносит запись о включении субъекта хозяйствования в ЕГР датой внесения регистрирующим органом соответствующей записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в данном регистре.
Свидетельство о государственной регистрации выдается субъекту хозяйствования не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации.
Наличие у юридического лица устава (учредительного договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации, у индивидуального предпринимателя - свидетельства о государственной регистрации является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов). Причем получения специальных разрешений на изготовление печатей (штампов) не требуется.
Регистрирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня внесения в ЕГР записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования выдает документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах».
Государственная регистрация субъекта хозяйствования не осуществляется в случаях:
- непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;
- оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
- представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Отказ в государственной регистрации субъекта хозяйствования по мотивам нецелесообразности не допускается. Неосуществление государственной регистрации субъекта хозяйствования может быть обжаловано в хозяйственном суде.
Гражданским законодательством предусмотрено два способа прекращения деятельности юридических лиц: реорганизация и ликвидация. При этом, коммерческие организации прекращают свою деятельность в добровольном и в принудительном порядке.
Добровольный порядок прекращения:
• по решению собственника имущества или уполномоченного им органа;
• по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица (общего собрания), уполномоченного учредительными документами.
Принудительный порядок прекращения:
• по решению хозяйственного суда в случаях:
непринятия решения о ликвидации в добровольном порядке собственником имущества или уполномоченным им органом в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;
осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, а также признания судом государственной регистрации юридического лица недействительной;
экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица;
уменьшения стоимости чистых активов открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых соответствующим законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством;
в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
• по решению регистрирующего органа в случаях:
неосуществления предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;
внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.
Деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по соответствующим основаниям, предусмотренным Декретом N 1 для ликвидации юридических лиц, а также в случае аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Реорганизация коммерческой организации (ст. 53 ГК) – это прекращение ее деятельности с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим юридическим лицам.
Виды реорганизации:
1) слияние – возникновение нового субъекта хозяйствования вместо нескольких прежних. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом;
2) присоединение – это переход прав и обязанностей присоединенного юридического лица к присоединяемому по передаточному акту. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом;
3) разделение – возникновение вместо одного прежнего субъекта хозяйствования нескольких новых лиц. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом;
4) выделение – выделение из юридического лица нового субъекта хозяйствования без прекращения прежнего. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица;
5) преобразование – изменение организационно-правовой формы юридического лица. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу.
Вновь возникшие в результате реорганизации юридические лица подлежат государственной регистрации. Передаточный акт и разделительный баланс являются основными документами по правопреемству вновь возникших юридических лиц.
Ликвидация юридического лица – это полное прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей к иным лицам (ст. 57 ГК).
Коммерческая организация может быть ликвидирована как в добровольном, так и в принудительном порядке, в том числе в случае банкротства. Учредители либо орган, принявшие решение о ликвидации обязаны:
♦ письменно сообщить регистрирующему органу, что организация находится в процессе ликвидации;
♦ назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор):
♦ публикует сообщение о ликвидации и указывает срок для предъявления претензий кредиторов в приложении к журналу "Юстиция Беларуси";
♦ составляет перечень кредиторов и сумм долга;
♦ письменно уведомляет кредиторов о ликвидации;
♦ взыскивает дебиторскую задолженность;
♦ оценивает все имущество организации и денежные средства;
♦ производит расчет с кредиторами в порядке очередности:
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо (прекращающий деятельность индивидуальный предприниматель) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам;
в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества;
в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
После расчета с кредиторами, составляет ликвидационный баланс и утверждает его у собственника имущества или органа, принявшего решение о ликвидации.
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого лица, считаются погашенными.
Имущество, оставшееся после ликвидации, передается собственнику или учредителям (участникам) коммерческой организации.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п.8 ст.59 ГК ).
При прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется заявление о прекращении деятельности по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках прекращения деятельности, привлечении физических лиц по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, подписываемое индивидуальным предпринимателем.