Единый налог на вмененный доход

Плательщиками единого налога на вмененный доход признаются юридические лица Республики Беларусь, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и их компонентов (далее – услуги по обслуживанию и ремонту), в том числе ранее прекратившие применение единого налога в соответствии с п. 3 ст. 325-1. Плательщики обязаны уплачивать налог с 1-го числа месяца, в котором организацией осуществляется деятельность по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту и за который списочная численность работников организации составляет не более 15 человек, а ранее прекратившие применение единого налога в соответствии с подп. 3.1 п. 3 ст. 325-1 и возобновившие (начавшие) осуществление деятельности по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту до истечения двенадцати последовательных календарных месяцев, непосредственно следующих за налоговым периодом, в котором прекращена деятельность организации по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту, – с 1-го числа месяца, непосредственно следующего за налоговым периодом, в котором ранее прекращена деятельность организации по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту.

Применение единого налога прекращается при условии отражения факта прекращения деятельности организации по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту в налоговой декларации (расчете) по единому налогу на вмененный доход за налоговый период, в котором прекращена эта деятельность. Такое отражение не может быть произведено (изменено) позже установленного настоящей главой срока представления налоговой декларации (расчета) по единому налогу на вмененный доход за указанный налоговый период.

Обороты по реализации услуг по обслуживанию и ремонту, оказанных плательщиком единого налога, не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

При определении валовой прибыли для целей исчисления налога на прибыль не учитываются:

1) выручка от реализации услуг по обслуживанию и ремонту за период применения единого налога;

2) затраты по производству и реализации этих услуг;

3) суммы единого налога.

Объектом налогообложения единого налога признается доход от оказания услуг по обслуживанию и ремонту.

Налоговая база единого налога определяется как денежное выражение дохода от оказания услуг по обслуживанию и ремонту. Доходом признается сумма вмененного дохода за налоговый период и выручки от реализации услуг по обслуживанию и ремонту за налоговый период в размере, превышающем вмененный доход за налоговый период.

Вмененный доход за налоговый период исчисляется как произведение базовой доходности на одного работника в месяц и средней численности работников организации за отчетный месяц. При этом базовая доходность на одного работника в месяц определяется путем деления максимальной базовой ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, установленной согласно приложению 25 к НК для г. Минска, Минского района, городов Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно и Могилева при осуществлении вида деятельности, указанного в подп. 1.3 п. 1 ст. 296 НК, на коэффициент 0,1.

В выручку от реализации услуг по обслуживанию и ремонту включается стоимость имущества (в том числе материалов, технических жидкостей, комплектующих, запасных частей), использованного при оказании этих услуг, за исключением принадлежащего заказчику и принятого от него для оказания таких услуг. Выручка от реализации услуг по обслуживанию и ремонту (в том числе при безвозмездном оказании услуг с включением использованного при их оказании имущества) определяется в порядке, установленном для целей исчисления налога на прибыль, и отражается на дату, установленную для целей исчисления такого налога.

Для целей исчисления единого налога областные (Минский городской) Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза базовую доходность на одного работника в месяц применительно ко всей территории соответствующей административно-территориальной единицы и (или) в зависимости от места осуществления плательщиком деятельности по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту (населенный пункт, вне населенного пункта, место осуществления деятельности в пределах населенного пункта (центр, окраина)).

При наличии у плательщика нескольких обслуживающих объектов, функционирующих на протяжении всего либо части налогового периода, исчисление единого налога производится исходя из наибольшего размера базовой доходности.

При выявлении налоговым либо иным контролирующим (надзорным) органом факта осуществления организацией услуг по обслуживанию и ремонту без предоставления налоговой декларации (расчета) по единому налогу, налоговая база умножается на коэффициент 10 за месяцы, за которые такая налоговая декларация (расчет) не была представлена, а также за все последующие месяцы календарного года, в котором выявлен такой факт.

При выявлении налоговым либо иным контролирующим (надзорным) органом факта оказания организацией-плательщиком единого налога услуг по обслуживанию и ремонту с привлечением к их оказанию лиц (лица), не состоящих с организацией в трудовых (гражданско-правовых) отношениях, либо при выявлении указанным органом лиц (лица), не состоящих в таких отношениях, осуществляющих запись на очередь и (или) прием заказов (заявок) на оказание организацией-плательщиком единого налога услуг по обслуживанию и ремонту и (или) оформляющих документы, связанные с оказанием организацией-плательщиком единого налога этих услуг, налоговая база увеличивается на сумму, полученную как произведение базовой доходности на одного работника в месяц и количества указанных лиц и коэффициента 10.

Ставка единого налога устанавливается в размере 5 %.

Налоговым периодом единого налога признается календарный месяц.

Плательщики представляют налоговым органам по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по единому налогу не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата единого налога производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

ЛИТЕРАТУРА

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Налоговый кодекс Республики Беларусь, 19 дек. 2002 г., № 166-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

2. О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности: Указ Президента Республики Беларусь, 16 мая 2005 г., № 225 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

3. О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания: Указ Президента Респ. Беларусь, 13 июня 2008 г., № 329 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

4. О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств: Указ Президента Респ. Беларусь, 23 окт. 2012 г., № 488 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

5. О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий: Указ Президента Респ. Беларусь, 17 окт. 2005 г., №481 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

6. О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами: Указ Президента Респ. Беларусь, 16 мая 2014 г., № 222 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

7. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 16 окт. 2009 г., № 510 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

8. О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере: Указ Президента Республики Беларусь, 3 нояб. 2005 г., № 520 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

9. О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям: Указ Президента Респ. Беларусь, 28 марта 2006 г., № 182 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

10. О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 18 марта 2010г., № 383 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

11. Об утверждении Положения о Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц): постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 4 марта 2004 г., № 230 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

12. Положение о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 31 окт. 2001 г., № 1592 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

13. Об административных процедурах, осуществляемых налоговыми органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 25 окт. 2007 г., № 1399// Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

14. О методах и способах проведения проверок налоговыми органами: постановление Министерства по налогам и сборам Респ. Беларусь, 31 дек. 2009 г., № 88 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015

15. Об установлении форм документов, применяемых налоговыми органами и их должностными лицами при обеспечении исполнения налогового обязательства, уплаты пеней, взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней, иных обязательных платежей, контроль за исчислением и (или) уплатой которых возложен на налоговые органы, осуществлении контроля за соблюдением законодательства, и уведомления о проведении мероприятий по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов: постановление Министерства по налогам и сборам Респ. Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 97 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015

16. Об установлении форм документов, применяемых налоговыми органами и их должностными лицами при осуществлении контроля за соблюдением законодательства: постановление Министерства по налогам и сборам Респ. Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 95// Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

17. Об установлении форм документов, необходимых для исчисления уплаты налогов, сборов (пошлин), и о некоторых вопросах порядка их заполнения, представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, ведения учета выручки от реализации товаров (работ, услуг), доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально): постановление Министерства по налогам и сборам Респ. Беларусь, 15 нояб. 2010 г., № 82 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

18. Об установлении форм контрольных списков вопросов (чек-листов) и признании утратившим силу приказа МНС Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 118: постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, 15 апр. 2013 г., №32 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

19. О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь: постановление Пленума Высш. Хоз. Суда Респ. Беларусь, 19 мая 2005 г,. № 21 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015

ОСНОВНАЯ

20. Адаменкова, С. И. Налогообложение и ценообразование: теория и практика: учеб.-метод. пособие / С. И. Адаменкова, О. С. Евменчик, Л. И. Тарарышкина. – Минск: элайда, 2013. – 312 с.

21. Бойко, Т. С. Финансовое право : учеб. пособие / Т. С. Бойко, С. К. Лещенко. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 320 с.

22. Бойко, Т. С. Налоговые органы Республики Беларусь : учеб. пособие / Т. С. Бойко, С. К. Лещенко. – Минск: БГУ, 2006. – 215 с.

23. Винницкий, Д. В. Налоговое право: учебник / Д. В. Винницкий. – М.: Юрайт, 2013. – 360 с.

24. Воробей, Г. А. Финансовое право : учеб. пособие / Г. А. Воробей. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2012. – 432 с.

25. Киреева, Е. Ф. Налогообложение в международной экономической практике: учеб. пособие / Е. Ф. Киреева. – Минск: БГЭУ, 2006. – 231 с.

26. Крохина, Ю. А. Финансовое право России: учебник / Ю. А. Крохина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2014. – 719 с.

27. Налоговое право : учебник / С.Г. Пепеляев [и др.] ; под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2004. – 591 с.

28. Налоговое право России: учебник / Н. С. Бондарь [и др.]; отв. ред. Ю. А. Крохина. – 4‑е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2014. – 719 с.

29. Пилипенко, А. А. Налоговое право : учеб. пособие / А. А. Пилипенко. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 448 с.

30. Пилипенко, А. А. Курс финансового права : учеб. пособие / А. А. Пилипенко. – Минск: Книжный Дом, 2010. − 768 с.

31. Тедеев, А. А. Налоговое право России: учебник / А. А. Тедеев, В. А. Парыгина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 462 с.

32. Финансовое право: учебник / Ю. А. Крохина [и др.]; отв. ред. Н. И. Химичева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2014. – 751 с.

33. Финансовое право Российской Федерации: учебник / П. Н. Бирюков [и др.]; отв. ред. М. В. Карасева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2014. – 607 с.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ………………….........

1.1. Основные этапы развития системы налогообложения ……………………………..

1.2. Понятие налога и его отграничение от других обязательных платежей.

Виды и функции налогов …………………………………………………………….........

1.3. Правовая конструкция налога (элементы налога)

Наши рекомендации