Бюджетное право. Бюджетное устройство РБ

1. Понятие бюджета.

2. БП как подотрасль ФП

3. Понятие бюджетного устройства. Бюджетная система. Принципы бюджетной системы.

4. Бюджетное регулирование.

5. Ответственность за нарушения зак-ва в бюджетной сфере.

1.

Бюджет – централизованный в масштабах гос-ва (субъекта федерации, ате) денежный фонд общего назначения, распоряжение и использование которого осущ-ся от имени гос-ва, уполномоченного гос. органа и органами самоуправления (в материальном аспекте).

Бюджет – система денежных отношений, которые складываются по поводу образования, распределения, использования централизованных денежных фондов, предназначенных для осущ. целей, задач и функций гос-ва (в экономическом аспекте).

Бюджет – годовой план управления гос-вом, предложенный исполнительной властью и утвержденный законодательной властью (в политическом аспекте).

Бюджет в формально-юридическом смысле – НПА, имеющий силу закона, принимаемый в особом порядке и действующий в течении года.

Бюджет в материально-юридическом смысле – совокупность прав. норм, регулирующих общ. отношения по поводу аккумуляции, распределению и использованию централизованных денежных фондов гос-ва (субъекты федерации, ате).

Бюджет – план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации функций и задач гос-ва (ст. 2 БК).

Принципы бюджета:

1. Публичность - бюджет принимается в ходе особой публичной процедуры уполномоч. гос органами.

2. Универсальность – фин. ресурсы, сконцентрированные в бюджете, должны быть предназначены для финансирования всех функций гос-ва.

3. Специализация – все фин. ресурсы делятся на категории в соответствии с целью их использования.

4. Основной финансовый план.

2.

Бюджетное право (БП) – подотрасль ФП, представляющая собой совокупность прав. норм, регулирующих общ. отношения, связанные с бюджетным устройством, порядком разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, а также разработкой, утверждение и исполнение бюджетов.

Предмет БП – бюджетное устройство, стр-ра и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, бюджетный процесс (узкий подход).

Предмет БП – стр-ра бюджетной системы, перечень гос. доходов и расходов, порядок распределения их между уровнями бюджетной системы, бюджетные права гос-ва, бюджетный процесс, формирование и использование внебюджетных средств, бюджетный контроль и ответственность за наруш. бюдж. зак-ва (широкий подход).

БП предмет – 2 группы отношений:

1 гр.: атрибутивные

2 гр.: смежные (возникают в связи с исполнением бюджета).

Бюджетные отношения – отношения между участниками бюджетного процесса, возникшие при составлении, рассмотрении и утверждении республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, их исполнение, а также составление, рассмотрение и утверждение отчетов об их исполнении, определение прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществление заимствований в бюджеты, межбюджетные отношения, осуществление контроля за исполнением бюджета и применение ответственности за нарушение бюджетного зак-ва (ст. 1 БК).

Особенности бюджетных отношений (материальных отношений):

- правами обладают только публично-правовые образования

- отношения ограничены во времени (фин. год, бюджетный цикл).

- имеют циклический характер (возникают вновь)

Источники БП:

- Конституция

- БК, законы о бюджете

- указы Президента (имеют верховенство над законодательством)

- постановление Совмина и Нац. бнка

- постановления министерства финансов

- решения местных советов

- решения местных исполнительных органов

Верховенство международных договоров над национальным зак-вом (ст. 3 БК)

Ст. 78 БК – субъекты БП.

Правомочия публично-правовых образований:

- право на бюджет

- право на включ. в бюджет опред. доходов

- право на определения целевого назначения бюдж-х средств

- право на выделения в бюдж. сфере опред. сов-ти бюдж. средств

Полномочия Президента, Совмина, Минфина, казначейств.

3.

Бюджетное устройство – способ организации бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РБ – основана на эконом. отн. и гос. устройстве, регулируемая нормами права совокуп. бюджетов и порядок взаимодействия между ними.

Бюджетная система РБ имеет 2 уровня:

- республиканский

- коммунальный ( обл. и г. Минск; районы и г. обл. подчинения, сельсоветы и г. районного подчинения).

Возможные элементы бюджетной системы – чрезвычайный бюджете.

Чрезвычайный бюджет– особый фин. план расходов и доходов установленных на основе указа Президента о введении чрезвычайного положения и действующего в пределах установленных сроков.

Особенности чрезвычайного бюджета:

- особый порядок принятия

- временный характер (по срокам может не совпадать с фин. годом)

- территориальная ограниченность

Принципы бюджетной системы:

1). Единства бюджетной системы – единая прав. база; бюджеты исполняются в одной денежной единице; единство бюджет. процесса; единая бюджетн. классификация; единство бюджетной отчетности.

2). Полноты бюджета – все доходы и расходы бюджетов, определенные зак-вом подлежат отражению в бюджетах.

3). Сбалансированности – объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и средств, получаемых из источников финансирования дефицита бюджета.

4). Гласности – открытость для общества всех процедур бюдж. процесса и исполнение бюджета.

5). Самостоятельности бюджетов – наличие у каждого бюджета собственной системы доходов; наличие собственных направлений расходов; наличие собственных источников финансирования дефицита.

6). Эффективности использования бюджетных средств.

7). Общего (совокупного) покрытия расходов – все расходы бюджета обеспечиваются общей суммой доходов и поступлений из источников финансирования дефицита.

Исключ.: расходы гос. целевых фондов; целевые средства, полученные из бюджетов др. уровней; гос. займы; добровольные взносы; средства фондов превентивных мероприятий; средства, полученные в соотв. с международными договорами; средства, находящиеся за пределами РБ.

8). Достоверность бюджета – бюджеты формируются на основе макро- и микропоказателей.

4.

Бюджетное регулирование – совокупность экономических организаций и юр. лиц по обеспечению сбалансированности как одного определенно взятого бюджета, так и бюджетной системы в целом.

Методы:

а). закрепление показателей предельно допустимых уровней дефицита бюджета

б). формирование целевых и резервных фондов

в). секвестр и блокирование

Консолидированный бюджет – бюджет областей ( все районы и города обл. подчинения) + г. Минска

Целевые и резервные фонды – относительно обособленные в масштабах бюджета денежные фонды, имеющие свои источники, формирующие опред. порядок и цель использования.

Резервные фонды:

1). Правительства

2). Президента

3). Местных исполнительных и распорядительных органов

Общий размер резервных фондов республ. бюджеты не может превышать 2% от поступлений в бюджет за искл. целевых бюджетных фондов и безвозмезд. поступлений из др. бюджетов.

Резервный фонд Презедента не может превышать 1% доходов бюджета.

Резервный фонд местн. исполнит. и распоряд. органов не может быть больше 1% местного бюджета.

Секвестр – пропорциональное снижение расходов бюджета в случае снижения поступлений доходов или поступлений из источников финансирования дефицита до уровня, который может привести к сокращению финансиров. расходов бюджета более чем на 10%.

Блокирование – временная приостановка финансирования по отдельным статьям расходов.

Меры межбюджетного регулирования:

- определение принципов межбюджетных отношений

- разграничение доходов и расходов по уровням бюджетной системы

- межбюджетные трансферты

- бюджетные кредиты

Принципы межбюджетных отношений – общие положения, нормативно определяющие порядок взаимодействия бюджетов различных уровней и обеспечение устойчивости, единства и сбалансировасти системы:

а). Разграничение и закрепление доходов по опред. уровням бюджетной системы

б). Распределение и закрепление расходов по опред. уровням бюджетной системы

в). Выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности всех уровней бюджетной системы РБ.

Разграничение доходов и расходов – распределение расходов и регулирующих доходов по уровням бюджетной системы.

Регулирующие доходы – бюджетные доходы, которые подлежат ежегодному перераспределению на основах закона о бюджете на соотв. год или решения исп-х советов (НДС).

Межбюджетные трансферты – выделение средств из бюджета одного уровня бюджету др. уровня на безвозмездной и безвозвратной основе:

а). Дотация – межбюдж. трансферт, предоставляемый из вышестоящего бюджета нижестоящему, если собственных и регулированных доходов этого бюджета недостаточно для обеспечения его сбалансированности ( или из нижестоящего в вышестоящий – в случае повыш. прогнозного объема доходов над объемом расходов: 2-ой вид дотации).

б). Субвенции – средства, предостав. бюджету др. уровня на осущ. опред. целевых расходов.

в). Др. трансферты – средства, передаваемые из бюджета 1 уровня в бюджет др. уровня в случае принятия акта зак-ва, вызывающего уменьшение доходов или увеличение расходов нижестоящего бюджета.

Бюджетно-кредитные средства, предоставляемы из вышестоящего бюджета нижестоящему, из республик внебюджетных фондов или из бюджета гос-ному внебюджетному фонду на возвратной основе (представляется на основе договора) Действует с момента заключ. и до возврата и уплаты % за пользование. Это публич. договор. Стороны: Минфин (фин.органы вышестоящих бюдж. систем) и фин. органы нижестоящих бюджетных систем.

Основания:

а). Финансирование временного кассового разрыва (разрыв во времени между доходами и расходами) предоставляется на срок до 1 года, на основании письма с объяснениями причин, с обоснованием необходимой суммы для ликвидации кассового разрыва;

б). Финансирование инвестиционных проектов на срок до 5 лет (если есть задолженность, то кредит не предоставляется) плата за пользование не может быть менее 0,5 ставки рефинансирования Нац. банка. В случае невозврата – пеня в размере ставки рефинансирования.

в). Финансирование дефицита нижестоящего бюджета.

5.

Ответственность носит комплексный характер:

1). Ст. 11.16 КоАп ( незакон. получ. юр. лицами и ИП средств бюджета – в следствии предостав. недостоверн. информации, подложных док-тов, завышенных смет сведений о фин. состоянии юр. лиц и ИП, которые явились основанием выделения бюджетных средств;

нецелевое или незаконное использование бюджетных средств;

действия, которые привели к нарушениям адресности и порядка использования денежных средств независимо от источника формирования.

Штрафы не применяются к казенным предприятиям.

2). Бюджетная ответственность

Основание – бюджетное правонарушение – неисполнение или ненадлежащие исполнение бюджетного зак-ва по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнение бюджета, а также требований зак-ва при получ. бюджет. ссуд, займов, влекущих применение к правонарушителю мер принуждения в соответсвии с актами бюджетного зак-ва.

Субъекты:

- распорядители бюджетн. средств

- получатели бюджетн. средств

(юр. лица, обособленные подразделения, ИП, гос. органы)

Наши рекомендации