Формы безналичных расчетов
Под формой безналичных расчетов понимают законодательно установленный порядок совершения расчетов в безналичном платежном обороте на основе документооборота, определяемого исполнением платежных инструкций.
Инструкции центрального банка классифицируют формы безналичных расчетов по следующим укрупненным группам:
· расчеты по исполнению банковского перевода;
· документарные аккредитивы;
· расчеты чеками из чековых книжек и расчетные чеки;
· расчеты пластиковыми карточками.
Расчеты по исполнению банковского перевода. Под банковским переводом понимают последовательность операций, которые начинаются инициатором расчетов при передаче в банк платежных инструкций, на основании которых происходит перевод денежных средств со счета плательщика из банка- отправителя в банк-получатель. Платеж совершается в пользу лица, указанного в платежных инструкциях и определяемого как бенефициар. Банковский перевод завершается акцептом[16] банка — получателя платежного поручения, переданного банком-отправителем. Если счет плательщика и счет получателя (бенефициара) находятся в одном банке, то банк-отправитель и банк-получатель совпадают в одном лице.
Сторонами по банковскому переводу выступают плательщик и бенефициар (взыскатель или получатель платежа), участниками — банки, которые осуществляют операции перевода.
Банковский перевод может совершаться как кредитовый перевод и как дебетовый.
Кредитовый перевод является таким банковским переводом, при котором инициатором выступает плательщик, представляющий платежные инструкции в банк-отправитель. Платежные инструкции могут оформляться расчетными документами в виде платежного поручения, платежного требования-поручения.
Платежное поручение как форма расчетов по исполнению кредитового перевода представляет собой платежную инструкцию, согласно которой банк-отправитель осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель лицу, указанному в поручении (бенефициару). Схема расчетов платежным поручением представлена на рис. 6.2.
Расчеты на основе платежных поручений являются самыми распространенными в платежном обороте. Они применяются при расчетах за отгруженные, полученные товары и оказанные услуги, по нетоварным операциям, по авансовым перечислениям. Назначение платежа должно указываться на платежном поручении.
Платежные поручения представляются в банк в течение десяти дней со дня выписки в количестве экземпляров, определяемом банком-отправителем, но не менее двух. Допускается передача платежного поручения клиентом в банк-отправитель в электронном виде с применением телетрансмиссионных средств (электронная почта, факсимильная связь и др.) или на машинном носителе.
Рис. 6.2. Расчеты платежным поручением по исполнению кредитового перевода:
- отгрузка товара, оказание услуг, возникновение обязательств платежа по договору, наступление срока платежа при расчетах по нетоварным операциям;
- представление платежного поручения в банк;
- принятие к исполнению платежного поручения банком-отправителем;
- перевод платежа в банк-получатель;
- принятие к исполнению платежного поручения банком-получателем;
- извещение бенефициара, выдача копии платежного поручения.
Принятие к исполнению платежного поручения в банке-отправителе предполагает его правильное оформление и наличие денежных средств на счете плательщика для исполнения перевода (если не предусмотрено предоставление кредита в какой-либо форме банком-отправителем), в том числе для возмещения расходов банка.
При наличии договора между банком-отправителем и плательщиком возможно помещение платежного поручения в картотеку к внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок", оплата которых осуществляется по мере поступления средств на текущий счет плательщика в календарной очередности, если законодательно не установлена иная последовательность .
Принятие к исполнению платежного поручения или акцепт со стороны банка-отправителя предполагают списание средств со счета плательщика и их перевод в банк-получатель. Перевод платежа в другой банк происходит через систему межбанковских расчетов на основе электронных платежных документов, составляемых самим банком-отправителем, которые являются основанием для списания средств с его корреспондентского счета в сумме кредитового перевода и их зачисления на корреспондентский счет банка-получателя. В зависимости от условий (суммы платежа и указания на срочность) операция перевода может происходить как на валовой основе — через систему BISS, так и на условиях клиринга, а также через систему децентрализованных расчетов.
Передача платежного поручения банку-получателю с одновременным предоставлением денежных средств для его исполнения есть исполнение кредитового перевода банком-отправителем. Возможен и отказ от исполнения по причине несоответствия платежного поручения требованиям, установленным законодательством.
Под исполнением платежного поручения банком-получателем понимается зачисление средств на счет бенефициара. Банк-получатель, как и банк-отправитель, обязаны исполнить платежное поручение в день, когда оно получено, если соблюдены условия для приема перевода к исполнению.
Кредитовые переводы в форме платежных поручений могут осуществляться в пользу и по поручению физических лиц. Особенности таких переводов заключаются в порядке оформления и сдачи расчетного документа в банк, в возможности совершения платежей при отсутствии счета в банке-отправителе, а также возможности выплаты средств, переведенных физическому лицу-бенефициару по платежному поручению в наличной форме из кассы банка-получателя без открытия счета данному лицу.
Платежное требование-поручение как форма расчетов по исполнению кредитового перевода является платежной инструкцией, содержащей требование бенефициара к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара, провести платежи по другим операциям на основании направленных ему (минуя обслуживающий банк) расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором. Схема расчетов платежным требованием-поручением представлена на рис. 6.3.
Принципиальное отличие кредитового перевода по исполнению требования-поручения от исполнения платежного поручения заключается в том, что платежную инструкцию в форме требования-поручения составляет не плательщик, а сам бенефициар и передает расчетный документ, минуя банк, непосредственно плательщику. Бенефициар несет ответственность за достоверность, полноту и правильность заполнения основных реквизитов расчетного документа. Плательщик проверяет правомерность требований бенефициара и при согласии на полную или частичную оплату представляет требование-поручение в банк, указывая в нем акцептованную им сумму, подлежащую оплате, заполняя реквизиты банка-отправителя и своего счета. При полном или частичном отказе от оплаты требования-поручения плательщик сообщает об этом непосредственно бенефициару в порядке и сроки, определяемые договором, заключенным между ними. Сдача требования-поручения в банк-отправитель осуществляется непосредственно плательщиком, то есть он является инициатором операции по списанию средств с его счета, что отражает суть кредитового перевода.
Последующие действия участников расчетов, то есть банка-отправителя и банка-получателя, аналогичны схеме расчетов при исполнении платежного поручения.
Дебетовый перевод есть банковский перевод, инициатором которого является бенефициар. Платежные инструкции в этом случае во внутренних расчетах оформляются платежными требованиями; в международных расчетах используются чеки для перевода иностранной валюты и белорусских рублей.
Платежное требование как форма расчетов по исполнению дебетового перевода является платежной инструкцией, содержащей требование бенефициара к плательщику об уплате определенной суммы денег.
Рис. 6.3. Расчеты платежным требованием-поручением по исполнению кредитового перевода:
1. отгрузка товара, оказание услуг;
2. передача платежного требования-поручения бенефициаром плательщику;
3. представление платежного требования-поручения в банк;
4. принятие к исполнению платежного требования-поручения банком-отправителем;
5. перевод платежа в банк-получатель;
6. принятие к исполнению платежного требования-поручения банком-получателем;
7. извещение бенефициара, выдача копии платежного требования-поручения.
Дебетовый перевод посредством платежного требования предполагает проведение операции по инкассо[17], при этом используются акцептная и безакцептная формы инкассо.
Акцептная форма инкассо применяется при расчетах:
за отгруженные товары (работы и услуги);
по обязательствам, которые возникли в результате проведения банковских операций;
в иных случаях, если использование платежного требования предусмотрено правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.
Безакцептная форма инкассо применяется при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке, то есть согласие плательщика не требуется и списание средств им не оспаривается.
Акцепт может быть предварительным или последующим.
Предварительный акцепт означает акцепт плательщика, полученный банком-отправителем до получения платежного требования от банка бенефициара, а последующий акцепт — получение акцепта от плательщика в течение десяти дней после поступления требования в банк-отправитель от банка бенефициара.
Схема расчетов по исполнению дебетового перевода платежным требованием с предварительным акцептом представлена на рис. 6.4.
Рис. 6.4. Расчеты платежным требованием с предварительным акцептом по исполнению дебетового перевода:
1. отгрузка товара, оказание услуг, наступление срока исполнения обязательств по банковским операциям;
2. передача в банк-отправитель заявления на предварительный акцепт (эта операция может происходить и раньше, и одновременно, и позже операций 3,4, 5, но до поступления платежного требования в банк-отправитель);
3. представление бенефициаром платежного требования в банк;
4. принятие платежного требования банком-получателем на инкассо;
5. передача платежного требования в банк-отправитель;
6. принятие к исполнению платежного требования банком-отправителем;
7. перевод платежа в банк-получатель;
8. принятие к исполнению платежного требования банком-получателем;
9. извещение бенефициара, выдача копии платежного требования.
Платежное требование представляется в банк в течение десяти дней со дня выписки в трех экземплярах с реестром в двух экземплярах. Допускается передача бенефициаром в банк платежного требования в электронном виде с применением телетрансмиссионных средств (электронная почта, факсимильная связь и др.) или на машинном носителе.
При приеме на инкассо платежного требования клиента в банке бенефициара проверяют правильность его оформления, после чего первый экземпляр реестра остается в банке, второй возвращается бенефициару, а платежное требование со всеми экземплярами отправляется в банк-отправитель.
При предварительном акцепте принятое к исполнению платежное требование должно быть обязательно проверено банком-отправителем на предмет правильности оформления. Кроме того, предварительный акцепт предполагает наличие в банке заявления плательщика на акцепт, в котором определен конкретный срок оплаты (не позже четвертого банковского дня после поступления в банк-отправитель платежного требования из банка-получателя). Платежные требования, подлежащие в соответствии с заявлением на предварительный акцепт оплате в день поступления, должны содержать надпись "Оплата в день поступления". Исполнение таких дебетовых переводов происходит в день поступления. Платежные требования, которые в соответствии с заявлением на предварительный акцепт оплачиваются на 2-й, 3-й или 4-й банковский день после поступления платежного требования от банка-получателя, должны содержать надпись "Акцепт с возможностью отказа". Исполнение этих требований происходит по мере наступления срока платежа. До наступления срока предварительного акцепта платежные требования приходуются по внебалансовому счету "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты" с помещением его в картотеку к данному счету в календарной очередности.
При получении полного отказа от акцепта платежное требование возвращается в банк бенефициара без исполнения; при получении частичного отказа — исполняется по платежному требованию с исправленной суммой. Принятые к исполнению платежные требования, акцептованные плательщиком, при достаточности средств на счете плательщика исполняются банком-отправителем, то есть оплачиваются. При исполнении банком-отправителем платежного требования в белорусских рублях, акцептованного плательщиком, может обнаружиться недостаточность средств на его счете для оплаты. В таком случае неоплаченное платежное требование или оплаченное частично помещается в картотеку к внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок", оплата которых осуществляется по мере поступления средств на текущий счет в общеустановленном порядке.
При оплате платежного требования передача в банк-получатель средств происходит через систему межбанковских расчетов на основе электронных платежных документов, составляемых самим банком-отправителем, которые являются основанием для списания средств с его корреспондентского счета в сумме дебетового перевода и их зачисления на корреспондентский счет банка-получателя.
Зачисление средств на счет бенефициара является исполнением платежного требования банком-получателем.
Схема расчетов по исполнению дебетового перевода платежным требованием с последующим акцептом представлена на рис. 6.5.
Рис. 6.5. Расчеты платежным требованием с последующим акцептом по исполнению дебетового перевода:
1. отгрузка товара, оказание услуг, наступление срока исполнения обязательств по банковским операциям;
2. представление бенефициаром платежного требования в банк;
3. принятие платежного требования банком-исполнителем на инкассо;
4. передача платежного требования в банк-отправитель;
5. принятие к исполнению платежного требования банком-отправителем;
6. передача банком-отправителем платежного требования плательщику для акцепта;
7. передача плательщиком заявления на последующий акцепт;
8. исполнение платежного требования банком-отправителем;
9. перевод платежа в банк-получатель;
10. принятие к исполнению платежного требования банком-получателем;
11. извещение бенефициара об оплате, передача копии платежного требования.
В представленной схеме движение дебетового перевода со стороны бенефициара и его банка происходит с соблюдением общих правил для расчетов платежными требованиями, то есть одинаковых как для предварительного, так и последующего акцепта.
Принятие к исполнению платежного требования в банке-исполнителе при последующем акцепте предполагает проверку правильности оформления платежного требования и отражение платежного требования на внебалансовом счете "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты" с помещением его в картотеку к данному счету в календарной очередности.
В отличие от расчетов с предварительным акцептом, плательщик осуществляет акцепт платежного требования только после его поступления в банк-отправитель, после передачи ему третьего экземпляра платежного требования. Получив от плательщика согласие на акцепт, банк-отправитель производит списание средств с его счета в пределах суммы и в срок, указанные в заявлении на акцепт.
Если по причинам неправомерности или неправильности оформления дебетового перевода банк не принял платежное требование к исполнению или в установленный срок не поступило заявление на акцепт, то такое требование считается неакцептованным и возвращается в банк бенефициара без исполнения.
Операции по исполнению в банке-отправителе и банке-получателе дебетового перевода в форме платежного требования при наличии последующего акцепта происходят по схеме действий при полученном предварительном акцепте.
Дебетовый перевод по исполнению платежного требования может происходить и в бесспорном порядке, что означает списание средств со счета плательщика без его согласия. Для взыскания средств в бесспорном порядке взыскатель должен представить в банк платежное требование с отметкой "Без акцепта" с подлинным исполнительным документом или его дубликатом. Кроме обычной проверки на предмет правильности оформления документов обязательна проверка на правомерность безакцептного списания средств. Последовательность исполнения дебетового перевода по бесспорному списанию средств аналогична действиям участников расчетов при исполнении платежного требования при предварительном акцепте, с той лишь разницей, что акцепт не требуется.
Документарные аккредитивы. Под аккредитивом понимают обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием, должен провести платежи получателю денежных средств либо осуществить иные операции, включаемые в данное обязательство.
Банк, который принимает поручение клиента, рассматривается как банк-эмитент; клиент, дающий поручение, — как приказодатель.
Обязательство банка по аккредитиву является самостоятельным и не зависит от основного договора, в котором предусмотрена эта форма. Данное положение направлено на защиту интересов банка и его клиентов, так как предполагает взаимную заинтересованность бенефициара и приказодателя в четком соблюдении всех условий взаимного соглашения.
В расчетах по документарному аккредитиву участвуют:
· приказодатель, который обращается в банк с просьбой об открытии аккредитива;
· банк-эмитент, открывающий аккредитив;
· бенефициар, в чью пользу открывается аккредитив, или получатель средств;
· авизующий банк, который привлекается для передачи аккредитива бенефициару;
Схема расчетов по документарному аккредитиву представлена на рис. 6.6.
Рис. 6.6. Расчеты по документарному аккредитиву:
1. представление заявления об открытии аккредитива;
2. открытие аккредитива банком-эмитентом и направление его бенефициару через исполняющий банк;
3. извещение бенефициара об открытии аккредитива в его пользу;
4. отгрузка товара;
5. оформление и представление бенефициаром в банк комплекта документов для получения платежа;
6. пересылка авизующим банком документов банку-эмитенту;
7. проверка банком-эмитентом всех документов и их оплата;
8. перечисление средств в авизующий банк;
9. выдача банком-эмитентом оплаченных документов приказодателю;
10. зачисление выручки на счет бенефициара;
11. извещение бенефициара о зачислении выручки.
Данная схема дает общее представление о документообороте при документарном аккредитиве, поскольку существуют различные виды аккредитивов и соответствующий им документооборот.
Аккредитивы различаются условиями и порядком их проведения.
В зависимости от возможности изменения или аннулирования условий аккредитив может быть безотзывным и отзывным.
Под отзывным аккредитивом понимается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления бенефициара. При этом отзыв аккредитива не создает каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств.
Безотзывной аккредитив — твердое обязательство банка-эмитента не изменять и не аннулировать его без согласия заинтересованных сторон. Аккредитив является безотзывным, если иное прямо не оговорено в его тексте. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывной аккредитив (подтвержденный аккредитив). Такое подтверждение означает принятие исполняющим банком по отношению к банку-эмитенту дополнительных обязательств провести платеж по аккредитиву, акцептовать и оплатить переводные векселя (тратты) либо выполнить другие действия в соответствии с условиями договора. Безотзывной аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка.
В зависимости от возможности возобновления аккредитива применяются револьверные, или возобновляемые аккредитивы, которые открываются на часть стоимости контракта с условием восстановления первоначальной суммы аккредитива после его полного использования.
В зависимости от обеспечения способа платежа аккредитивы подразделяются на покрытые и непокрытые. Если при открытии аккредитива банк-эмитент предварительно предоставляет в распоряжение исполняющего банка денежные средства в сумме аккредитива (валютное покрытие) для исполнения аккредитива на срок его действия, то такой аккредитив считается покрытым.
В представленной схеме (см. рис. 6.6) в этом случае предполагается бронирование средств в банке-эмитенте. Возможны операции по внутреннему аккредитиву, при котором покрытие на срок действия обязательств банка-эмитента передается исполняющему банку (рамбурсирование), где происходит бронирование средств, что также рассматривается как операция по покрытым аккредитивам. Подобное покрытие может происходить путем:
кредитования суммой аккредитива корреспондентского счета исполняющего банка в банке-эмитенте или другом банке;
предоставления исполняющему (подтверждающему, рамбурсирующему) банку права списать сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.
Такое списание возможно как за счет имеющихся у банка-эмитента средств, так и за счет открытых кредитных линий.
Еще одним видом аккредитива является переводной аккредитив, по которому при заявлении бенефициара (первый бенефициар) банк-эмитент может дать согласие иному лицу (иной бенефициар) на полное или частичное исполнение аккредитива, если это допускается обязательством. Переводной аккредитив может быть исполнен только один раз. Запрет на перевод аккредитива не означает запрет на уступку выручки по нему.
Выдача банком независимого обязательства выплатить определенную сумму денежных средств бенефициару по требованию или по требованию с представлением по определенным условиям аккредитива документов рассматривается как резервный аккредитив. Он является инструментом, посредством которого гарантируется выполнение обязательств перед бенефициаром данного аккредитива.
Вышесказанное позволяет утверждать, что документарный аккредитив является одной из наиболее сложных и дорогостоящих форм, так как за выполнение аккредитивных операций взимаются высокие комиссионные. Вместе с тем использование аккредитива, в частности, покрытого, на длительный срок отвлекает средства из оборота плательщика, и потому не удобно для применения внутри страны. Для экспортера же, не всегда уверенного в платежеспособности плательщика, это, напротив, чрезвычайно удобно, так как означает гарантию и быстроту в получении платежа.
Расчеты на основе чеков. Проведение безналичных расчетов на основе чеков осуществляется с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков.
Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя провести платеж указанной в ней суммы чекодержателю.
Расчеты чеками из чековых книжек совершают:
· юридические лица (предприниматели) либо индивидуальные предприниматели — чекодержатели, являющиеся получателями платежа по чеку из чековой книжки;
· физические лица — чекодатели.
Необходимая для расчетов чековая книжка выдается будущему чекодателю на основании заявления-обязательства и при наличии средств на текущем счете. Средства с текущего счета в сумме чековой книжки депонируются в банке на счете специального режима. Срок действия чековой книжки — 1 год. При наличии неиспользованных чеков и остатка депонированных средств на счете срок ее действия по заявлению может быть продлен еще на год. По истечении срока действия чековая книжка должна быть сдана в банк чекодателя, неиспользованный остаток — перечислен на его текущий счет.
Схема расчетов чеками из чековой книжки представлена на рис. 6.7.
Рис. 6.7. Расчеты чеками из чековой книжки:
1. представление заявления на получение чековой книжки и платежного поручения на депонирование денежных средств;
2. выдача чековой книжки;
3. передача товаров, оказание услуг чекодателю;
4. прием чека из чековой книжки чекодержателем к оплате;
5. передача чека в банк вместе с поручением-реестром;
6. принятие чека к оплате;
7. отсылка чека и поручения-реестра в банк чекодателя;
8. оплата чека со счета специального режима;
9. передача поручения-реестра в банк чекодержателя с отметкой об оплате чека;
10. зачисление средств на счет чекодержателя;
11. извещение чекодателя об оплате.
При расчетах чеками из чековой книжки определенный риск испытывает чекодержатель, поскольку он понесет убытки, если чек из чековой книжки будет не оплачен как не отвечающий требованиям оформления или другим нормативным требованиям. Принимаемый к оплате чек подвергается банком чекодержателя и банком чекодателя тщательной проверке на правильность заполнения и достоверность. Обмен чека из чековой книжки на наличные деньги банк не производит.
Расчетный чек выдается банком для оплаты товаров, услуг либо для получения наличных денежных средств в банке чекодателя или его филиалах. В случае получения наличных денег по расчетному чеку чекодержатель может одновременно быть и чекодателем — физическим лицом.
Расчетный чек выдается банком чекодателя после внесения последним наличных денег или за счет средств, имеющихся на его текущем счете. Возможна выдача расчетного чека за счет компенсационных или кредитных средств, однако в этом случае запрещается получение наличных денежных средств.
На имя одного чекодателя может быть выдано несколько чеков. Расчетный чек при приеме в уплату за товары, работы, услуги и получение наличных денег действителен в течение тридцати календарных дней.
Средства, на сумму которых выданы расчетные чеки физическому лицу, депонируются банком чекодателя на счете специального режима, с которого и осуществляется оплата чека после его принятия чекодержателем и сдачи в свой банк на инкассо. Схема документооборота при приеме банком чекодержателя расчетных чеков и уплате по ним осуществляется аналогично расчетам чеками из чековых книжек (см. рис. 6.7).
Расчеты пластиковыми карточками. Пластиковая карточка — это платежный инструмент, посредством которого ее держатели могут осуществлять безналичные расчеты и получать наличные денежные средства. Расчеты пластиковыми карточками предполагают наличие определенной системы, в состав которой входят банки и иные участники, которые совместно осуществляют выпуск в обращение и операции с использованием пластиковых карточек. В составе системы выделяют ее владельца, банк-эмитент, банк-эквайер. Владельцем системы является лицо, которое определяет правила и стандарты проведения участником различных операций с использованием пластиковых карточек и обладает определенными обязательствами. Среди банков, входящих в систему, особое место занимают банки-эмитенты, которые осуществляет эмиссию карточек, а также расчетное, кассовое обслуживание держателей данных карточек. Банк-эквайер — это банк, проводящий операции по обслуживанию карточек, что определяется как эквайринг. Эти операции разнообразны и отражают деятельность банка:
· по сбору и обработке информации, поступающей от предприятий торговли и сервиса, банкоматов, пунктов выдачи наличных денежных средств;
· передаче обработанной информации;
· расчетному обслуживанию предприятий торговли и сервиса;
· кассовому обслуживанию держателей карточек, в отношении которых банк не является банком-эмитентом.
Приведенный перечень показывает, что использование карточек не ограничивается безналичными расчетами, предполагает получение наличных денежных средств и участие в иных операциях, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.
Банк-эмитент является и банком-эквайером, но банк-эквайер не обязательно есть банк-эмитент, хотя все они рассматриваются как уполномоченные банки, то есть действующие на основании соответствующей лицензии Национального банка Республики Беларусь.
Безналичные расчеты с использованием пластиковых карточек совершаются согласно договору, заключаемому банком с владельцем системы расчетов по установленным им стандартам и правилам. Перечень систем, действующих на территории Республики Беларусь и с владельцами которых банки вправе заключать договоры, публикуется Национальным банком страны. В их состав входят внутренняя система "БелКарт", внутренние частные системы (например, "Нефтекарт", ОАО "Белвнешэкономбанк", ОАО "БелПромстройбанк" и др.) и международные системы (VISA, Eurocard/Mastercard и др.). Под частной системой понимают систему, в которой участником является только один банк-эмитент. Внутренняя система предполагает, что участник и владелец являются резидентами, международная система требует наличия нерезидента как среди участников, так и (или) в качестве ее владельца.
Для отражения операций с использованием карточек применяется карт-счет, который открывается банком-эмитентом клиенту на основании заключенного между ними договора карт-счета. В зависимости от того, кто является владельцем счета, карточки бывают личными и корпоративными. Личная карточка выдается на основании договора, заключенного с клиентом физическим лицом или по доверенности физического лица. Корпоративная карточка выдается на основании договора, заключенного с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, при этом держателем карточки выступает физическое лицо, которое осуществляет операции с использованием карточки, что предполагает наличие трудового договора между держателем и клиентом и, как правило, доверенности клиента.
Вид карточек зависит от механизма совершаемых по ним расчетов. Таким образом, существуют карточки дебетовые, кредитные и предоплаченные. Дебетовая карточка позволяет осуществлять операции лишь в пределах остатка средств на карт-счете. Кредитная карточка дает возможность для осуществления операций за счет кредита, предоставленного банком клиенту. Предоплаченная карточка есть платежный инструмент, который может выступать как предоплаченная карточка с полным учетом операций и карточка электронных денег. Система, построенная на предоплаченных карточках с полным учетом операций, аналогична системам с дебетовыми и кредитными карточками и предполагает ведение эмитентами полного учета движения средств с открытием счета каждому клиенту. Карточка электронных денег рассматривается как заменитель наличных денежных средств и имеет хождение на уровне банкнот и монет, что позволяет ее владельцу передавать хранящиеся на ней электронные деньги другому лицу без использования его банковского счета. Учет владельцев карточек электронных денег, а также и операций с ними в банке-эмитенте не ведется, эмитент несет только обязательства по погашению электронных денег, хранящихся на карточке, перед ее предъявителем.
Безналичные расчеты осуществляются по схеме, представленной на рис. 6.8.
Расчеты по операциям с использованием пластиковых карточек осуществляются в форме дебетового банковского перевода с применением карт-чеков, которые представляют собой документ первичного учета, сформированный устройством регистрации операций с участием пластиковой карточки.
Рис. 6.8 отражает лишь общий порядок документооборота, тогда как на практике возможен и иной порядок исполнения инструкций банка-эквайра, что определяется правилами банка или правилами конкретной системы.
Рис. 6.8. Расчеты с использованием пластиковых карточек:
1. заключение договора карт-счета и открытие карт-счета;
2. выдача карточки;
3. передача товаров, оказание услуг клиенту, который является держателем карточки;
4. использование карточки с поступлением на ПТС карт-чека или иных документов, подтверждающих данную операцию;
5. передача в банк карт-чека или иных документов;
6. принятие банком документов от ПТС и формирование платежных инструкций банку-эмитенту;
7. передача в банк-эмитент платежных инструкций;
8. списание средств с карт-счета клиента;
9. перевод денежных средств в банк-эквайер;
10. зачисление средств на счет ПТС;
11. извещение ПТС об оплате.