Разработка годового бюджета предприятия
Детально регламентированной системы составления годового финансового плана не существует, предприятие свободно в выборе методики планирования. В мировой практике утвердился и получил широкое распространение бюджетный подходк финансовому планированию. Он является наиболее приемлемым для большинства предприятий: не связывая им руки жесткой регламентацией, он позволяет установить взаимосвязи между основными финансовыми показателями. Бюджетирование предполагает широкое использование как балансового метода, так и наличие системы нормирования, а сама процедура составления бюджета предприятия заключается в выполнении большого числа аналитических расчетов.
Отличительной чертой бюджетного планирования является то, что оно обеспечивает взаимоувязку всех расчетных показателей в прогнозных формах финансовой отчетности: бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках и отчете о денежных потоках. В процессе составления финансового бюджета выполняются расчеты, необходимые для заполнения этих итоговых документов. Существует несколько основных правил бюджетирования:
- отправной точкой планирования является прогнозный объем продаж, то есть финансовому планированию должны предшествовать маркетинговые исследования;
- предприятие должно располагать системой нормирования прямых материальных и трудовых затрат;
- необходимо четкое деление всех расходов предприятия на условно-переменную и условно-постоянную части, в противном случае бюджет теряет объективность и превращается в формальный документ.
Рисунок 1. Блок-схема процесса составления годового финансового плана
Процедура бюджетирования сводится к пошаговому конструированию прогнозного отчета о прибылях и убытках. Параллельно составляются прогнозные бухгалтерский баланс и отчет о денежных потоках. Как правило, при планировании не учитываются косвенные налоги (НДС и акцизы), по отношению к которым предприятие выполняет функции агента государства по их сбору и зачислению в бюджеты различных уровней. Остальные налоги, уплачиваемые предприятием, отражаются в плане по источникам их уплаты. Весь объем плановой работы разделяется на два этапа: составление операционного бюджета и разработка финансового бюджета. В состав операционного бюджета включаются: план продаж, план производства, плановая калькуляция себестоимости запасов, смета прямых материальных затрат, смета прямых затрат на оплату труда, смета коммерческих и управленческих расходов, прогнозный отчет о прибылях и убытках. Финансовый бюджет включает в себя: план капвложений (бюджет инвестиций), кассовый план (прогнозный отчет о денежных потоках), прогнозный бухгалтерский баланс, прогнозный отчет о прибылях и убытках. Общая схема формирования краткосрочного финансового плана представлена на рис. 1.
Разделение общего бюджета на операционную и финансовую части имеет достаточно условный характер. При составлении прогнозного отчета о прибылях и убытках, необходимо использовать показатели операционных смет. То же самое относится к прогнозному балансу и кассовому плану. Однако, в любом случае, составление операционных смет должно предварять разработку финансового бюджета. Наличие на предприятии системы планирования операций, нормирования материальных и трудовых ресурсов, является необходимой предпосылкой успешного финансового планирования. На определенной стадии процедура бюджетирования принимает итеративный характер, то есть возникает необходимость возвращаться к ранее составленным документам. Например, невозможно составить кассовый план, не имея данных о сумме начисленных налогов, которая определяется в отчете о прибылях и убытках. С другой стороны – сам отчет о прибылях и убытках может быть завершен только после окончательного составления кассового плана, в котором рассчитывается ожидаемая сумма процентов за кредит.