Органы управления публичными финансами

Финансовая деятельность осуществляется муниципальными и гос. образованиями.

Органы делятся на органы общей компетенции и органы специальной компетенции. Органы общей компетенции: президент РФ (направляет бюджетное послание в федеральное собрание), правительств РФ, федеральное собрание РФ (принимают федеральный бюджет), высшие должностные лица субъекта РФ, высший орган исполнительной власти субъекта, представительный и законодательный орган субъекта, главы муниципальных образований, местная администрация, представительные органы МСУ.

Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период.

Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так с согласия Госдумы он назначает Председателя Правительства РФ, а по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ.

Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом государственного управления финансами.

Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Совет федерации и Госдума контролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет федерации.

Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета.

Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики.

Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина и других соответствующих федеральных ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом.

Органы специальной компетенции: Министерство Финансов (осуществляет координацию и контроль деятельности ФНС, федеральной службы страхового надзора, федеральные службы финансово-бюджетного надзора и федерального казначейства), пенсионный фонд российской федерации, фонд социального страхования РФ и федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, органом специальной компетенции является центральный банк, счетная палата, финансовые органы субъектов РФ и контрольно счетные палаты субъектов.

Основные положения и сущность функций и задач МФ РФ, а также МНС РФ и ФСНП были изложены выше. А теперь попытаемся раскрыть механизм реализации этих функций и задач. А него возложены следующие задачи:

- разработка и реализация единой государственной финансовой политики;

- составление проекта и исполнение государственного бюджета;

- осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных бюджетных фондов;

- обеспечение устойчивости государственных финансови осуществление мер по развитию рынка.

Счетная палата является органом государственного финансового контроля , образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами счетной палаты являются:

-организация и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей государственного бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему и целевому назначению;

-определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования средств федеральной собственности;

- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.

Налоговые органы РФ – единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства.

Деятельность налоговых органов регламентируется и определяется на основании закона "О налоговых органах РФ" и Налогового кодекса.

Задачи контроля со стороны налоговых органов:

1) Выявление суммы сокрытого от налогообложения дохода, сокрытой (заниженной) прибыли.

2) Изыскание дополнительных платежей в доходы бюджета.

?5 Финансовая система муниципального образования как объект финансово-правового регулирования

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований представляет собой процесс планомерного образова­ния, распределения и использования государством и муниципальными образованиями финансовых ресурсов через свои денежные фонды для наполнения поставленных задач.

Финансовые отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, рас­сматриваемые во взаимосвязи с финансовой системой, охватыва­ют ту ее часть, которая «замыкается» на государственных денеж­ных фондах и денежных фондах муниципальных образований. Это: бюджетные фонды, государственные и муниципальные вне­бюджетные фонды, государственный и муниципальный кредит, государственные и муниципальные страховые фонды, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Как видно, к числу финансовых отношений, возникающих в про­цессе финансовой деятельности государства и муниципальных об­разований, не относятся финансы всех предприятий независимо от формы собственности, а только финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Равным образом — не все страховые фонды, а лишь государственные и муниципальные.

Муниципальные образования осуществляют финансовую дея­тельность через органы местного самоуправления, а также непо­средственно через население муниципального образования. Так, представительные и исполнительные органы местного самоуправ­ления формируют и исполняют местный бюджет. Представитель­ные органы местного самоуправления устанавливают местные на­логи и сборы и предоставляют льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами. Кроме того, органы местного самоуп­равления, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований, осуществляют эмиссию муниципальных облигаций, получают финансовую помощь в различных формах из бюджетов субъектов РФ и т. д.' Финансовую деятельность непосредственно через население муниципальное образование осуществляет, при­нимая решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования.

Функции финансовой деятельности государства и муници­пальных образований — это основные направления этой дея­тельности. Среди них:

а) образование государственных и муниципальных денежных фондов;

б) распределение государственных финансовых ресурсов;

в) использование государственных и муниципальных финан­совых ресурсов;

г) государственный и муниципальный контроль за движением финансовых ресурсов;

д) эмиссия денежных знаков.

Средствами, финансовой, деятельности государства и муни­ципальных образовании, используемыми в ходе этой деятельнос­ти и направленными на достижение ее целей, выступают право­вые нормы, нормы бухгалтерского учета (технико-юридические в тех случаях, когда содержатся в правовых актах), операционно-технические, коммуникативные и транспортные средства.

Финансовая деятельность государства и муниципальных обра­зований осуществляется не только с помощью определенных средств, но и с помощью определенных способов (методов). Спо­соб — это конкретный путь, метод достижения целей финансо­вой деятельности государства и муниципальных образований.

Все способы осуществления финансовой деятельности государ­ства и муниципальных образований подразделяются на общие и специальные. Общие способы используются при осуществлении практически всех функций финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Это — командно-волевой (импе­ративный), рекомендательный, согласовательный способы.

Основным способом, используемым в процессе всей финансо­вой деятельности государства и муниципальных образований, яв­ляется командно-волевой (императивный) способ. Его суть состо­ит в том, что государство и муниципальные образования в ходе финансовой деятельности через правовые акты, а также иные средства (нормы бухгалтерского учета, операционно-техническую документацию и т. д.) действуют по принципу «команда — испол­нение». Государство и муниципальные образования в односторон­нем порядке, без согласия адресата, дают ему команды, которые являются обязательными для исполнения. Наиболее последова­тельно этот способ представлен в праве, где он получил название императивного метода или метода властных предписаний.

Рекомендательный способ все чаще используется в ходе фи­нансовой деятельности государства и муниципальных образова­ний. К примеру, в ежегодно принимаемых законах о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год всегда имеется несколько статей, содержащих рекомендации в адрес субъектов РФ. Расширение рекомендательных начал в качестве способа финансовой деятельности государства и муниципальных образований обусловлено проведением в жизнь политики федерализ­ма, реализацией курса на финансовую децентрализацию, само­стоятельность бюджетов субъектов федерации и местных бюд­жетов.

Способ согласования используется в ходе финансовой деятель­ности государства и муниципальных образований весьма редко, в основном для решения вопросов, в которых заинтересованы два уполномоченных государством органа.

Специальные способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований «работают» в процессе реализации определенных функций этой деятельности.

Функция образования денежных фондов сопровождается при­менением таких методов, как установление обязательных и добровольных платежей. Кроме того, в современных условиях по­явился еще штрафной метод и метод финансовых изъятий.

Метод обязательных платежей является основным методом привлечения денежных средств в государственные и муниципаль­ные фонды. Он проявляется через установление налогов, сборов, поступающих в государственные и муниципальные фонды. Метод добровольных платежей проявляется через реализацию государственных и муниципальных займов физическим и юриди­ческим лицам, продажу им государственного и муниципального имущества, добровольные пожертвования различных субъектов в пользу государства и т. д. Метод финансовых изъятий проявля­ется в изъятии государством свободного остатка прибыли казен­ного предприятия. Для казенных предприятий государство уста­навливает финансовые нормативы деятельности, а все, что остает­ся сверх этого, изымает. В отличие от этого при использовании метода обязательных платежей государство (и муниципальные образования) не устанавливают субъекту никаких финансовых нормативов, а лишь устанавливают налог или сбор, которые должны быть уплачены независимо от результатов деятельности субъекта. Штрафной метод как метод финансовой деятельности государства и муниципальных образований выражается в уста­новлении и применении штрафов, пеней и других санкций за на­рушение финансово-правовых норм.

В процессе осуществления функции использования денежных средств применяются методы финансирования и публичного кредитования. Метод финансирования как метод финансовой дея­тельности государства и муниципальных образований означает безвозвратное и безвозмездное выделение денежных средств, а метод публичного кредитования означает выделение государст­венных и муниципальных денежных средств на началах возврат­ности и возмездности. Метод финансирования традиционно ис­пользуется при выделении средств из бюджетов, а в связи с обра­зованием государственных внебюджетных фондов денежных средств он стал использоваться и при выделении финансовых ре­сурсов из этих фондов. Однако в современных условиях метод фи­нансирования стал проявляться в двух формах: в форме прямого финансирования и в форме зачетного финансирования. Метод публичного кредитования стал использоваться в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований лишь в последние годы. Примером такого кредитования является еже­годное выделение Правительством РФ из федерального бюджета средств определенным субъектам на условиях возвратности и платности в соответствии с законом о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год.

Специальные методы финансовой деятельности используются государством и при осуществлении функции распределения фи­нансовых ресурсов. К ним относятся: метод выделения трансфер­тов, метод субвенций, метод дотаций, субсидий, метод процент­ных отчислений от регулирующих доходов.

Метод процентных отчислений от регулирующих доходов состоит в выделении субъектам РФ и муниципальным образова­ниям соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъ­ектов РФ отчислений (в процентах) от федеральных и региональ­ных налогов и иных платежей. Метод субвенций основан на вы­делении сумм из бюджета вышестоящего уровня на определен­ный срок и на конкретные цели. Этот метод финансовой деятельности государства не использовался в условиях админи­стративно-командной системы управления экономикой и начал активно использоваться с начала 90-х гг. Метод дотаций исполь­зовался в социалистической бюджетной системе и используется сейчас. Он заключается в выделении субъектам РФ и муници­пальным образованиям финансовых ресурсов без целевого назна­чения.

Наши рекомендации