В создании инновационной продукции
Разработка и выведение новых товаров на рынок – единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, бизнес и управление, – это процесс научно-технических инноваций. В нем воплощаются те знания, которые компетентный руководитель, эффективно работающий ученый, инженер, чиновник и просто образованный член общества, должны иметь завтра. Этот процесс преобразования научного знания в физическую реальность, изменяющую общество, по сути, и есть содержание осуществления научно-технических нововведений.
В мировой экономической литературе инновация интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальное воплощение в новых продуктах, изделиях, материалах и технологиях.
НТП – это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, постоянным воздействием науки, с другой стороны, – применением новейших приборов и оборудования в научных исследованиях. НТП следует условно разделить на две главные взаимодополняющие составляющие:
- первая – это научные достижения;
- вторая – это научно-технические нововведения (НТНВ).
В первом случае результатом НТП являются новые знания, новые научно-технические идеи, открытия и изобретения.
Во втором случае результатом НТП являются НТНВ (инновации), создание которых предполагает:
- профессиональное целенаправленное развитие и доведение накопленных знаний, научно-технических идей, открытий и изобретений до создания новых технологий, систем, оборудования, материалов, которые будем называть «инновационным продуктом» (НТПр), практическую реализацию созданных новых технологий, систем и оборудования потребителю либо через рынок, либо через механизм «заказ – исполнение»;
- обеспечение эффективного использования созданного инновационного продукта;
- исследование и получение новых научных достижений, необходимых для создания востребованных инновационных продуктов, если таковые отсутствуют.
Инновационная деятельность, т. е. НИОКР и внедрение их результатов в производство, является одной из основных сфер деятельности любой фирмы. Сфера НИОКР непосредственно связана с маркетингом фирмы, причем эта связь двухсторонняя. Подразделения НИОКР должны опираться в своей деятельности на маркетинговые исследования запросов и состояния рынка, и, следовательно, можно сказать, что они должны работать по заданию служб маркетинга. Отслеживание тенденций научно-технического прогресса, прогнозирование и собственно разработка новых изделий требуют со стороны подразделений сферы НИОКР постановки задач маркетинговым службам по проведению соответствующей оценки рыночного потенциала новых изделий.
Задачей НИОКР является создание новых изделий (или услуг), которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем. При проведении НИОКР, естественно, должны учитываться производственные культура, традиции, организация, инфраструктура, технологический уровень, кадровый потенциал и т. д. Но, пожалуй, самым важным обстоятельством является то, что НИОКР как деятельность, обращенная в будущее, тесно связаны и взаимно определяют стратегическое развитие фирмы. Стратегия превращается в реальность только в результате разработки конкретного продукта или процесса. Затраты на НИОКР – это вложения в будущее фирмы, но в то же время они связаны с высокими неопределенностью и риском.
Все изложенное дает основание заключить, что в большинстве случаев управление НИОКР (прогнозирование, планирование, оценка проектов, организация и комплексное управление, контроль хода НИОКР) – стратегически важная задача (важно определить правильные направления и сосредоточиться на конкретных шагах в этом направлении). Это ведет к формированию концепции стратегического инновационного менеджмента.
НИОКР могут рассматриваться не только как одна из сфер деятельности фирмы, но и как самостоятельный вид бизнеса. С этой целью создаются инновационные фирмы, осуществляющие по заказам различных экономических субъектов НИР и ОКР, а также продающие на рынке свои разработки соответствующим потребителям. В России к ним относятся многочисленные НИИ, ОКБ, научные подразделения вузов и т. д.
Менеджмент сферы НИОКР (инновационный менеджмент) должен строиться на том, что единственным оправданием существования этой сферы является наличие положительного финансового результата функционирования компании. В этой связи в инновационном менеджменте следует опираться на следующее:
- научно-технические инновации есть решающие условия выживания и роста большинства фирм, и они должны соответствующим образом планироваться и управляться;
- ресурсы, выделенные на НИОКР, оправданы лишь в той мере, в какой они приводят к достижению целей корпорации;
- требуется анализ выполненных инноваций, чтобы выявить направления исследований и факторы, приводящие к успеху;
- сознательное применение концепций стратегического и инновационного менеджмента повысит качество применяемых решений и обеспечит повышение эффективности инвестиций в НИОКР.
Однако сфера НИОКР при всех многих и разносторонних связях с другими сферами деятельности фирмы, как правило, относительно обособлена в организации. Это связано с неопределенностью процесса НИОКР, спецификой деятельности в сфере НИОКР, потребностью в новых идеях. НИОКР определяют будущее развитие корпорации, предполагают изменения, подчас значительные, в производстве, маркетинге, управлении фирмы, и это, естественно, вызывает определенную консервативную оппозицию внутри фирмы.
Существует определенный «управленческий разрыв» в понимании позиции, мотивации руководителей НИОКР и других руководителей фирмы. Поэтому для управленцев всех уровней важно понимание роли и методов НИОКР и особенностей управления этой сферой деятельности, в частности:
- маркетинговый подход к НИОКР;
- стратегия НИОКР как часть общей стратегии фирмы;
- отбор и оценка проектов;
- финансовое управление НИОКР;
- планирование и управление программами НИОКР;
- организация и выполнение НИОКР;
- научно-техническая подготовка производства новых изделий;
- роль НИОКР в обеспечении качества и надежности изделий.