Специальные платежи и налоги недропользователей
Плательщиками специальных платежей и налогов недропользователей являются юридические и физические лица, в том числе и иностранные, осуществляющие операции по недропользованию в Республике Казахстан, а также переработку техногенных минеральных образований, находящихся в государственной собственности.
C 01.01.2009 года произошли существенные изменения в налогообложении недропользователей. Среди основных изменении – отмена стабильности налогового режима всех контрактов на недропользование, за исключением контрактов, утвержденных Президентом РК, отказ от контрактов о разделе продукции как вида контрактов на недропользование, а также введение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) взамен роялти.
Специальные платежи и налоги недропользователей включают:
1) специальные платежи недропользователей, которые в свою очередь подразделяются на:
а) подписной бонус;
б) бонус коммерческого обнаружения;
в) платеж по возмещению исторических затрат;
2)налог на добычу полезных ископаемых;
3) налог на сверхприбыль.
Подписной бонус является разовым фиксированным платежом недропользователя за приобретение права недропользования на контрактной территории.
Бонус коммерческого обнаружения уплачивается недропользователем в рамках контрактов:
1) на добычу полезных ископаемых в следующих случаях:
за каждое коммерческое обнаружение полезных ископаемых на контрактной территории, ранее объявленное данным недропользователем на соответствующей контрактной территории в рамках контракта на разведку;
за обнаружение в ходе проведения дополнительной разведки месторождения, приводящее к увеличению первоначально установленных уполномоченным для этих целей государственным органом Республики Казахстан извлекаемых запасов полезных ископаемых;
2) на совмещенную разведку и добычу за каждое коммерческое обнаружение полезных ископаемых на контрактной территории, в том числе за обнаружение в ходе проведения дополнительной разведки месторождений, приводящее к увеличению первоначально установленных уполномоченным для этих целей государственным органом Республики Казахстан извлекаемых запасов полезных ископаемых.
Платеж по возмещению исторических затрат является фиксированным платежом недропользователя по возмещению суммарных затрат, понесенных государством на геологическое изучение контрактной территории и разведку месторождений до заключения контакта на недропользование.
Налог на добычу полезных ископаемых уплачивается недропользователем отдельно по каждому виду добываемых на территории Республики Казахстан минерального сырья, нефти, подземных вод и лечебных грязей.
В ходе осуществления деятельности по контракту на недропользование денежная форма выплаты налога на добычу полезных ископаемых по решению Правительства Республики Казахстан может быть заменена натуральной формой в порядке, установленном дополнительным соглашением, заключаемым между уполномоченным государственным органом и недропользователем.
Налог на сверхприбыль недропользователя – платеж за доход полученный сверх норматива, установленного налоговым кодексом.
Социальный налог.
Плательщиками социального налога являются юридические лица, в том числе иностранные, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, их филиалы и представительства, индивидуальные предприниматели.
Объектом обложения является заработная плата и другие выплаты работником, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Казахстан. Выплаты, включаемые в заработную плату, подлежат корректировке (в сторону уменьшения) в части обязательных пенсионных взносов физических лиц в накопительные пенсионные фонды, разных компенсационные выплат, доплат и надбавок, социальных пособий по временной нетрудоспособности беременности и родам, материальной помощи при рождении ребенка, погребении, выплат по социальной поддержке, выплат за счет грантов от других государств, оплаты общественных работ и профессионального обучения за счет бюджетных средств и грантов, некоторых других выплат.
Ставка налога – 11%. Индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты уплачивают налог в 2-кратном размере месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату уплаты, за себя и однократном размере месячного расчетного показателя за каждого работника.
Уплачивается налог в бюджет ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за налоговым периодом (по данному налогу – месяцем).
Налоги на собственность
Данная группа налогов приобретает в условиях рыночной экономики заметное место в связи с теми реальными изменениями, которые происходят в отношениях собственности по мере развития процесса разгосударствления и приватизации.
К налогам на собственность относятся: земельный нало, налог на имущество физических и юридических лиц, налог на транспортные средства.
Налоги на собственность поступают в местные бюджеты.
Помимо фискальных, эти налоги имеют цель стимулирования эффективного использования собственности, поскольку ставки налогов устанавливаются по внешним признакам – размерам собственности, а не по ее доходности. Доход не всегда определяется объемом собственности (имущества): в ситуации, когда налог на собственность отсутствует, крупные собственники попадают в льготное положение с точки зрения налогообложения и не будут стремиться использовать собственность наиболее производительно. Налоги на собственность позволяют равномерно распределять налоговую ответственность перед обществом. Таким образом, данные налоги относятся к реальным налогам.
Земельный налог.
Земельный налог введен с 1992 г. Его цель – обеспечение экономическими методами рационального использования земель и формирование доходов бюджетов для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению плодородия земель, их охране, а также для социально-культурного развития территории.
Объектом обложения являются земельные участки (земельные доли), предоставленные налогоплательщикам в собственность, постоянное пользование или первичное безвозмездное временное пользование, различного назначения: сельскохозяйственного, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения. Не являются объектом обложения земельные участки общего пользования населенных пунктов, занятые сетью автодорог, находящиеся на консервации. Не подлежат обложению земли особо охраняемых природных территорий, лесного, водного фондов, земли запаса.
Плательщиками налога являются юридические и физические лица, лица, имеющие в собственности, постоянном или временном пользовании земельные участки.
Ставки налога дифференцированы в зависимости от качества земель, местоположения, водообеспечения и установлены на единицу земельной площади – гектар, квадратный метр.
Базовые ставки устанавливаются Налоговым кодексом РК. Максимальные ставки устанавливаются на земли населенных пунктов; эти ставки установлены за квадратный метр площади и дифференцированы по видам населенных пунктов: на земли, занятые нежилыми строениями сооружениями, участками, необходимыми для их содержания, а также санитарно-защитными зонами объектов, техническими и иными зонами; отдельные ставки применяются для площадей, занятых под жилой фонд.
Минимальные ставки устанавливаются на неорошаемые земли пустынных, полупустынных, предгорно-пустынных и горных территорий на 1 гектар земельного участка.
Ставки на земли сельскохозяйственного, промышленного и другого отраслевого назначения, для нужд обороны, устанавливаются в зависимости от балла бонитета (показатель продуктивности, доброкачественности земли) – от 5 до свыше 100 баллов.
К базовым ставкам применяется коэффициент, устанавливаемый ежегодно Правительством РК. Местные, представительные органы имеют право изменять базовые ставки на 20% (больше или меньше).
Ставки на земли, используемые в коммерческих целях, установлены по базовым ставкам населенных пунктов (за исключением земель, занятых жилым фондом), увеличенным от 2-х до 10 раз.
Ряд категорий плательщиков с гуманитарным и социальным характером деятельности применяют к базовым ставкам коэффициент 0,1.
Не являются плательщиками земельного налога ряд государственных учреждений и предприятий, плательщики единого земельного налога, участники Великой Отечественной войны.
Сельскохозяйственными пользователями и владельцами участков налог вносится не позднее 1 октября текущего года, несельскохозяйственные пользователи – четыре раза в году, равными долями.
Налог на имущество
Налог на имущество является прямым реальным налогом, величина его зависит от стоимости имущества плательщиков, а не от его доходности. Налог призван побуждать владельцев имущества к его эффективному использованию.
Плательщиками налога являются юридические и физические лица, в том числе иностранные физические лица по объектам обложения (имуществу), используемому как в предпринимательской деятельности, так и не используемому в таком качестве.
Объектами обложения являются основные производственные и непроизводственные фонды юридических и физических лиц (кроме транспортных средств), жилые помещения, дачные строения, гаражи, иные строения, сооружения, помещения физических лиц, не используемые в целях предпринимательской деятельности. Объекты обложения имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оцениваются на основе среднегодовой остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета, а физических лиц – уполномоченным органом по оценке недвижимого имущества.
Налог на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уплачивается ежегодно по ставке 1,5% от среднегодовой стоимости объектов. Некоммерческие организации, государственные предприятия науки, культуры, социальной защиты и социального обеспечения, образования, природоохранной деятельности, общества инвалидов – уплачивают налог по ставке 0,1% к среднегодовой стоимости объектов обложения.
Налог на имущество физических лиц, не используемое в предпринимательской деятельности, уплачивается ежегодно до 1 октября по ставке от 0,1% до 1% в зависимости от стоимости имущества.
Источником уплаты налога на имущество является доход налогоплательщика, независимо от того, является он следствием использования имущества или получен иными способами.