Анализ ассортимента и структуры продукции
Ассортимент – перечень выпускаемых предприятием изделий с указанием артикула размера и т.д.
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции, работ и услуг.
Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности организации и его конкурентоспособности.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции организация должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:
– определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
– оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
– изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
– оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Обобщающая характеристика изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется с помощью формулы:
К-т изм.ассорт. = Q/Qбаз, (19.5)
где К-т изм.ассорт –коэффициент изменений ассортимента продукции;
Q –объем продукции, принятый в расчет;
Qбаз –базовый объем производства (реализации) продукции.
В расчет данного коэффициента принимается фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более базового.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других – уменьшается.
Важным показателем, характеризующим динамику и структуру готовой продукции является абсолютный прирост (снижение) запасов готовой продукции:
ГПабс = ГПкон – ГПнач, (19.6)
где ГПабс –абсолютный прирост (снижение) запасов готовой продукции;
ГПкон –запасы готовой продукции на конец отчетного периода;
ГПнач –запасы готовой продукции на начало отчетного периода.
Этот показатель отражает изменение стоимости готовой продукции в абсолютном выражении.
Существует такой показатель, как удельный вес готовой продукции в общей величине оборотных активов, который также характеризует динамику и структуру готовой продукции:
Уд.вес.ГП = ГП/ОбА, (19.7)
где Уд.вес.ГП –удельный вес готовой продукции в общей величине оборотных активов;
ГП –запасы готовой продукции;
ОбА –оборотные активы.
Этот показатель отражает долю готовой продукции в общей величине оборотных активов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, затратоемкость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
ВПусл1 = ∑(VВПобщ1*Удi1*Цi0);
ВПусл2 = ∑ (VВПобщ1*Удi0*Цi0);
∆ВПстр = ВПусл1 – ВПусл2, (19.8)
где ВП –стоимость валового выпуска продукции;
VВПобщ –общий объем выпуска продукции в натуральном или условно-натуральном выражении;
Удi –удельный вес i-гo вида продукции в общем объеме производства;
Цi –цена i-гo вида продукции.
Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки, трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики организации.
Таким образом, вторым этапом анализа готовой продукции является анализ ассортимента и структуры продукции, которые оказывают большое влияние на результаты хозяйственной деятельности коммерческой организации. Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности организации и его конкурентоспособности.