Налогоплательщики как участники налоговых правоотношений

Плательщики налогов и сборов являются главными субъектами в структуре налоговых правоотношений. Не случайно, главная юридическая обязанность этой категории участников правовых отношений в налоговой сфере в виде обязанности по уплате налогов, пошлин и иных платежей имеет конституционное закрепление (ст. 56 Конституции Республики Беларусь).

Плательщикаминалогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность уплатить налоги, сборы (пошлины) (п. 1 ст. 13 НК). При этом под организациями понимаются:

- юридические лица Республики Беларусь;

- иностранные юридические лица и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;

- простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);

- хозяйственные группы (п. 2 ст. 13 НК).

Выступающие в налоговых правоотношениях в качестве плательщиков налогов, сборов (пошлин) организации подразделяются на белорусские и иностранные. Белорусской организацией признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь (п. 1 ст. 14 НК). Иностранной организацией, соответственно, признается организация, местом нахождения которой не является Республика Беларусь (п. 2 ст. 14 НК). Белорусские организации имеют статус налоговых резидентов Республики Беларусь и несут полную налоговую обязанность по доходам от источников в Республике Беларусь, а также по имуществу, расположенному как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Иностранные организации не являются налоговыми резидентами Республики Беларусь и несут налоговую обязанность только по деятельности, осуществляемой в Республике Беларусь, или по доходам от источников в Республике Беларусь, или по доходам от источников в Республике Беларусь и по имуществу, расположенному на территории Республики Беларусь (п. 3 ст. 14 НК).

Среди налогоплательщиков-организаций выделяются также пользующиеся существенными налоговыми преференциями (как правило, в виде полного освобождения от уплаты ряда налогов и сборов) организации, финансируемые из бюджета (бюджетные организации. П. 1 ст. 16 НК организацией, финансируемой из бюджета (бюджетной организацией), признается организация, созданная государственным органом, в том числе местным Советом депутатов, исполнительным и распорядительным органом, для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, которая финансируется из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы, имеет текущий (расчетный) счет в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации и ведет бухгалтерский учет в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке.

В соответствии с п. 3 ст. 13 НК филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц. Таким образом, вышеуказанные структурные подразделения юридических лиц с формальной точки зрения не выступают в качестве самостоятельного субъекта налогового отношения, выступая в роли его представителя, т.е. в юридическом плане налогоплательщиком в данной ситуации выступает само юридическое лицо.

Под физическими лицами, в соответствии с п. 6 ст. 13 НК понимаются:

- граждане Республики Беларусь;

- граждане либо подданные иностранного государства;

- лица без гражданства.

Из приведенной выше легальной классификации, выступающие в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков (плательщиков сборов) физические лица подразделяются на два вида:

- физические лица – налоговые резиденты Республики Беларусь;

- физические лица – налоговые нерезиденты Республики Беларусь.

Физическими лицами – налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь более 183 дней в календарном году. Физические лица – нерезиденты Республики Беларусь – лица, находящиеся за пределами Республики Беларусь 183 дня и более в календарном году. В связи с этим, по общему правилу, требования по уплате налоговых платежей могут быть предъявлены к нерезидентам Республики Беларусь лишь в части доходов, полученных из источников, находящихся на ее территории. Налогообложение же доходов, полученных нерезидентами из других источников, выходит за рамки компетенции Республики Беларусь.

Следует обратить внимание, что в качестве физического лица как субъекта налоговых отношений, Налоговый кодекс выделяет индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 19 НК). Для целей налогообложения к индивидуальным предпринимателям п. 1 ст. 19 НК отнесены частные нотариусы.

В соответствующими с действующим законодательством плательщики имеют следующие права (ст. 21 НК):

- получать от налоговых органов по месту поста­новки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законода­тельства, а также о правах и обязанностях плательщи­ков, налоговых органов и их должностных лиц;

- получать от налоговых органов и других упол­номоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;

- представлять свои интересы в налоговых орга­нах самостоятельно или через своего представителя;

- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных налоговым законодательством;

- на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (по­шлин), пеней в порядке, установленном налоговым законодательством;

- присутствовать при проведении налоговой про­верки;

- получать акт налоговой проверки; представ­лять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения (разногласия) по актам проведенных налоговых проверок;

- требовать от должностных лиц налоговых орга­нов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков;

- требовать соблюдения налоговой тайны;

- обжаловать решения налоговых органов, дей­ствия (бездействие) их должностных лиц;

- на возмещение убытков, причиненных неза­конными решениями налоговых органов, неправомер­ными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством.

Плательщики имеют также иные права, уста­новленные налоговым законодательством.

В соответствии с положениями ст. 22 НК плательщики обязаны:

- уплачивать установленные налоговым законо­дательством налоги, сборы (пошлины);

- стать на учет в налоговых органах в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательством;

- вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если та­кая обязанность предусмотрена актами налогового за­конодательства;

- представлять в налоговый орган по месту по­становки на учет в установленном порядке бухгалтер­ские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением;

- вести учет дебиторской задолженности и при наличии задолженности по уплате налогов, сборов (по­шлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности;

- представлять в налоговые органы и их должно­стным лицам, а в части налогов, сборов (пошлин), под­лежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь, и в таможенные органы и их должностным лицам при проведении налоговых прове­рок документы и сведения, необходимые для налого­обложения. Обеспечивать должностным лицам налоговых органов, прибывшим для проведения выез­дной налоговой проверки, возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление по­мещений, пригодных для рассмотрения и оформления необходимой документации;

- подписать акт налоговой проверки. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, возражения по этому акту представляются в срок, установленный налоговым законодательством;

- выполнять законные указания налогового, та­моженного органа об устранении выявленных наруше­ний налогового законодательства;

- сообщать в налоговый орган по месту постанов­ки на учет:

а) об открытии или закрытии текущего (рас­четного) или иного счета в банке (для белорусских организаций - о счетах в Республике Беларусь и за ее пределами, а для иностранных организаций - о счетах в Республике Беларусь и тех счетах, через которые осуществляется их деятельность в Республике Бела­русь) - в срок не позднее пяти рабочих дней со дня открытия или закрытия счета. Настоящее положение не применяется в отношении физических лиц, не яв­ляющихся индивидуальными предпринимателями, за исключением частных нотариусов;

б) об участии в белорусской или иностранной организации - в течение пяти рабочих дней со дня, когда плательщик стал участником организации. При этом физическое лицо, не являющееся налоговым ре­зидентом Республики Беларусь, или иностранная орга­низация не обязаны сообщать об участии в других иностранных организациях, если такое участие не свя­зано с налогообложением в Республике Беларусь;

в) о принятии решения о ликвидации или ре­организации организации, а индивидуальным пред­принимателем - о прекращении предпринимательской деятельности - в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения;

г) об обособленных подразделениях организа­ции - в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их создания или ликвидации;

д) об изменении места нахождения организа­ции или места жительства индивидуального предпри­нимателя - в срок не позднее десяти рабочих дней со дня такого изменения;

- представлять в налоговый орган по месту по­становки на учет либо налоговому агенту документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот;

- обеспечивать в течение сроков, установлен­ных законодательством, сохранность документов бух­галтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и све­дений, необходимых для налогообложения;

- обеспечивать, если иное не установлено зако­нодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными орга­нами, о приобретении товарно-материальных ценнос­тей в местах хранения этих товарно-материальных ценностей, при их транспортировке и в местах прода­жи, а также документов, подтверждающих отпуск то­варов из мест хранения в места продажи;

- при реализации товаров (работ, услуг) за на­личный расчет обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством;

- являясь источником выплаты дохода для дру­гих организаций и физических лиц, в случаях, уста­новленных налоговым законодательством, удерживать и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины);

- выполнять другие обязанности, установленные налоговым законодательством.

Как юридические, так и физические лица могут быть субъектами налоговых правоотношений только при наличии определенных условий, предусмотренных законодательством. Таковыми, например, являются: осуществление хозяйственной (экономической) деятельности; получение различного рода доходов; наличие имущества, подлежащего налогообложению и другие условия, определяемые специальными налоговыми законами.

Наши рекомендации