Земельный кадастр как инструмент управления муниципальными землями и муниципальной недвижимостью

http://www.5rik.ru/better/article-51650.htm

Цели и задачи муниципального земельного контроля на территории муниципального образования

Согласно Конституции Российской Федерации земля используется и охраняется государством как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Создание благоприятной среды для жителей конкретных муниципальных образований является основой, главным приоритетом и смыслом функционирования органов местного самоуправления, что, безусловно, может быть реализовано, в том числе, путём организации и осуществления муниципального земельного контроля.

Развитие городов и сельских поселений, формирование рыночных отношений и решение социальных проблем повлияли на возникновение значительного (порой- почти ажиотажного) спроса и дальнейшее возрастание потребности общества в площадях под застройку. Перечисленные выше обстоятельства и увеличение общего количества землепользователей, оказали существенное влияние на повышение значения земельного контроля, особенно в населенных пунктах.

Земля все чаще становится объектом различных правонарушений, в том числе:

· самовольного занятия (несанкционированного использования), так называемого «захвата»;

· самовольного обмена земельными участками;

· использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

· нарушения порядка переуступки права пользования землей;

· не выполнения требований законодательства об использовании земель по целевому назначению (в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием);

· не выполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

· не выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков.

Наиболее распространенными (типичными) нарушениями являются использование земельных участков без оформленных правоустанавливающих документов, самовольное занятие.

Наказание применяется также в случае, если землепользователь использует земельный участок не по целевому назначению. Земля предназначена, например, для сельхозпроизводства, но используется для иных целей, а также в случае, если земельный участок совсем не используется.

Безусловно, при таких нарушениях земельного законодательства, земля нуждается в защите. На органы местного самоуправления Земельным Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», возложены функции по осуществлению муниципального земельного контроля. Решение основных задач которого, направлено на повышение эффективности использования земель на территории муниципальных образований, и в первую очередь населенных пунктов, путем осуществления контроля за соблюдением требований земельного законодательства, а также проведения разъяснительной работы среди населения.

Задачей муниципального земельного контроля является обеспечение соблюдения всеми гражданами, организациями и должностными лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования земель.

Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления и их должностных лиц по решению вопросов местного значения и принимаемые ими муниципальные правовые акты, а также деятельность муниципальных унитарных предприятий и учреждений. Предмет муниципального контроля - проверка использования муниципального имущества, выполнения требований муниципальных правовых актов, федерального и регионального законодательства. По результатам проведенных проверок осуществляется информирование уполномоченных органов о выявленных нарушениях.

Данный вид контроля призван способствовать повышению эффективности использования земель путем устранения выявленных нарушений земельного законодательства, данная форма контроля - действенный инструмент формирования налогооблагаемой базы каждого муниципального образования.

Не секрет, что одним из источников пополнения весьма скромного (порой даже очень «скудного») бюджета муниципальных образований являются земельный налог и арендная плата за землю. А их законное исчисление и сбор применимы только к учтённым (должным образом сформированным, поставленным на учёт) объектам налогообложения. Муниципальный земельный контроль, наряду с государственным земельным надзором, призван, в том числе, решать и эту фискальную задачу.

Осуществлением муниципального земельного контроля могут заниматься специалисты администраций, или иные органы, назначенные актами органов местной власти. При этом муниципальный земельный контроль рассматривается как гарантия обеспечения законности деятельности муниципальной власти, и соблюдения социальной справедливости и интересов населения муниципального образования он должен быть публичным и открытым.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) не содержит норм, уполномочивающих соответствующие органы муниципального земельного контроля на составление протоколов и иных актов, равно как не содержит норм, позволяющих муниципальным инспекторам применять к нарушителям земельного законодательства меры административной ответственности.

Должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль, имеют право:

· обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании, аренде на предмет соблюдения земельного законодательства;

· составлять по результатам проверок акты обследования земельных участков с обязательным ознакомлением собственников, владельцев, пользователей, арендаторов, а также выполнять обмеры площади земельных участков, оформлять фототаблицы;

· в случае наличия признаков нарушений земельного законодательства, передавать составленные материалы в территориальные отделы Управления Росреестра по Курганской области.

В процессе своей деятельности для осуществления муниципального контроля могут привлекаться эксперты и специалисты.

Разъяснения по муниципальному земельному контролю

Управлением совместно с Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области подготовлена ПАМЯТКА органам местного самоуправления по вопросам осуществления муниципального земельного контроля. Памятку можно распечатать на 1 листе с двух сторон и использовать в работе с муниципальными инспекторами, главами сельских ОМС, гражданами.

Наши рекомендации