Вопрос 2. Порядок открытия счетов клиентам банка, виды открываемых счетов
Раздел 3. Учет расчетных операций.
Тема 3.1 Учет расчетных операций по счетам клиентов.
Вопрос 1. Организация и принципы безналичных расчетов
Кредитные организации организовывают работу по привлечению денежных средств. Одно из основных направлений - это привлечение клиентов на расчетно – кассовое обслуживание. Основная система расчетов юридических лиц РФ - это безналичные расчеты. Безналичные расчеты предполагают хранение безналичных денежных средств на счетах банка. Банк имеет право использовать свободный остаток средств клиентов в свои активные операции, но при этом клиентам выплачиваются проценты.
Основа рыночной экономики определяется состоянием системы безналичных расчетов. Основу системы безналичных расчетов составляют банковские счета предприятий (клиентов банка), а также расчетно - денежная документация. Безналичные расчеты могут совершаться и между гражданами - физическими лицами. Безналичные расчеты составляют безналичный денежный, оборот.
Основным документом регламентирующем безналичные расчеты в РФ является Гражданский кодекс РФ (гл. 46 «Расчеты»). В нем изложены основные положения по организации безналичных расчетов и формы расчетов используемые в практике. Детализация правил безналичных расчетов нашло отражение в нормативном документе Центрального Банка РФ от 3 октября 2002г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской федерации» (с изменениями и дополнениями).
В процессе осуществления безналичных расчетов важное значение имеют принципы организации:
- расчеты проводятся через РКЦ ЦБРФ либо через кор. счета банков открываемых друг у друга на основе межбанковских соглашений;
- банк может осуществлять списание средств со счетов клиента только по распоряжению владельца счета, за исключением случаев предусмотренные законодательством;
-по счетам клиентов устанавливается очередность платежей, если на счете средств у клиента не достаточно;
- клиент самостоятельно выбирает формы расчетов и закрепляет их договором между плательщиком и получателем. Взаимные претензии по счетам клиентов разрешаются сторонами без участия банка;
- предусмотрена ответственность банков и РКЦ за допущенные нарушения при выполни расчетных операций, например, за задержку платежей.
Основу проведения безналичных расчетов составляет расчетно-денежная документация. Конкретное применение тех или иных документов определяется формой безналичных расчетов. Эти формы оговорены в правилах 2-П. Правилами 2-П предусмотрены следующие основные формы расчетных документов:
Платежное поручение
Платежное требование (расчеты по инкассо)
Аккредитивы
Чеки
Безналичные расчеты могут быть организованы также с использованием векселей и пластиковых карточек.
Помимо форм расчетов выделяют способы и виды платежа. Выделяют следующие способы платежа:
- перечисление денежных средств со счетов плательщиков на счета получателей;
- зачет взаимных требований и обязательств (клиринговые расчеты);
- гарантированный платеж получателя, то есть он осуществляется банком из средств специально созданного для этого депозита плательщика (аккредитив или чек).
По видам выделяют следующие платежи:
- полной суммой;
- частями;
- по сальдо взаимных требований.
- Все расчеты проводятся в соответствии с расчетными документами, которые имеют стандартную форму, реквизиты и содержат необходимую информацию. Списание средств со счетов плательщиков производится только на основании первого экземпляра документа.
- Основу системы безналичных расчетов составляют банковские счета предприятий, организаций- клиентов банка. Виды счетов открываемых в банке клиентам предопределены их правовым статусом и характером деятельности и Инструкцией ЦБРФ №28-И от14.08.2006г. «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»Это могут быть расчетные, текущие, бюджетные, депозитные и др. счета. Расчетный счет является основным счетом предприятия, в банке клиента может открываться только один расчетный счет.
Вопрос 2. Порядок открытия счетов клиентам банка, виды открываемых счетов
Основу системы безналичных расчетов составляют банковские счета предприятий,, организаций- клиентов банка. Виды счетов открываемых в банке клиентам предопределены их правовым статусом и характером деятельности и Инструкцией ЦБРФ №28-И от14.08.2006г. «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»Это могут быть расчетные, текущие, бюджетные, депозитные и др. счета. Расчетный счет является основным счетом предприятия, в банке клиента может открываться только один расчетный счет.
Для открытия расчетного счета в учреждения коммерческого банка предоставляются следующие документы:
-заявление об открытии расчетного счета по установленной форме;
-документ об государственной регистрации предприятия (предварительно заверенный соответствующим органом исполнительной власти.);
-копия учредительного договора о создании предприятия (заверенная нотариально); -документ о подтверждении полномочий директора предприятия (протокол собрания учредителей или контракт);
-документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера предприятия (приказ о приеме на работу или контракт);
-две карточки с образцами подписей первых должностных лиц предприятия с оттиском его печати (нотариально заверенные);
-справка от налоговой инспекции о постановке предприятия на учет для взимания налогов; -справка о постановке предприятия на учет в пенсионном фонде; -регистрационная карточка статистических органов.
Все перечисленные документы сдаются либо главному юрисконсульту, либо главному бухгалтеру банка. После соответствующей экспертизы документов банка открывает предприятию расчетный счет (на соответствующем балансе банка) с присвоением номера. Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком Договором банковского счета.
Все, приведенные выше документы, необходимы для открытия счета, формируют юридическое дело и хранятся до момента закрытия счета или перевода его в другой банк.
Разрешение на открытие счета дает руководитель банка.Все открытые счета регистрируются в книге Регистрации открытых счетов.