Система цен и их классификация
Система цен характеризует взаимосвязь и соотношение различных видов цен. Обусловлена зависимостью предприятий, отраслей, производств. Изменение цен и тарифов в энергетике, транспорте, связи немедленно отражается в уровне других цен.
Выделим классификации цен по следующим признакам:
По характеру обслуживаемого оборота выделяют:
· цены промышленности (оптовые цены предприятия, оптовые цены промышленности, по которым предприятия реализуют свою продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям);
· цены сельского хозяйства, например, закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;
· цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены;
· транспортные цены и тарифы;
· тарифы на платные услуги населению;
· цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
По способу установления и сфере регулирования:
· свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения;
· договорно-контрактные цены, устанавливаемые по соглашению сторон;
· цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-либо принудительные условия;
· регулируемые цены и тарифы, устанавливаемые под контролем государства или субъектов Федерации. Возможно установление фиксированных цен, предельных цен (нефть, газ), надбавок, предельных коэффициентов повышения действующих цен. Контролируются и регулируются цены на продукцию предприятий-монополистов.
По способу учета затрат и чистого дохода:
· оптовые цены предприятия;
· оптовые цены промышленности;
· розничные цены.
По срокам действия:
· твердые (постоянные), не изменяемые в течение всего действия контракта;
· текущие, меняющиеся в рамках действующего контракта;
· сезонные, действующие в рамках одного определенного периода;
· скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления.
По методу включения транспортных расходов в цену товара:
· цена «франко-склад поставщика» (все расходы по доставке продукции несет покупатель);
· цена «франко-станция отправления» (в цену продавец включает все расходы по доставке продукции на станцию отправления);
· цена «франко-склад потребителя» (расходы по доставке продукции оплачивает поставщик.
Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровня. На рис. 8.2 показана структура розничной цены.
Отпускная ценапредприятия – цена, с которой товар выходит с предприятия. Она состоит из себестоимости товара и прибыли предприятия.
Оптовая цена - это цена, которая включает в себя помимо себестоимости и прибыли снабженческо-сбытовую скидку.
Себестоимость продукции | Прибыль предприятия | Акцизы (по подакцизным товарам) | Налог на добавленную стоимость | Наценки посреднических организаций | Торговые наценки |
Оптовая цена
предприятия
Отпускная цена предприятия
Оптовая цена
Розничная цена
Рис. 8.2. Структура розничной цены
Снабженческо-сбытовая наценка(наценки посреднических организаций) - это цена на услугу по снабжению и сбыту. Как всякая цена, снабженческо-сбытовая (оптовая) скидка должна возместить издержки снабженческо-сбытовых организаций (организаций оптовой торговли) и дать этим организациям прибыль.
Розничная цена – это цена, по которой товар приходит к конечному потребителю, т.е. цена, завершающая процесс ценообразования. Розничная цена отличается от оптовой цены торговли на величину торговой наценки.
Торговая наценка – это цена за услугу по реализации товаров конечному потребителю (населению). Она должна обеспечить возмещение затрат торговли (первая часть торговой скидки) и дать прибыль (вторая часть торговой скидки).
Пример. Цеховая себестоимость единицы изделия 1 000 р. Общепроизводственные расходы на единицу изделия 250 р. Коммерческие расходы на единицу изделия 100 р. Нормативная рентабельность продукции 25 %. НДС – в соответствии с действующим законодательством. Торговая наценка 25 % от оптовой цены. Определите оптовую цену изготовителя, отпускную и розничную цены изделия. |
Решение: Полная себестоимость продукции равна сумме цеховой себестоимости, общепроизводственных и коммерческих расходов. 1 000 + 250 + 100 = 1 350 рублей Исходя из нормативной рентабельности продукции, определяется оптовая цена изготовителя: 1 350 + (1 350 ´ 25/100) = 1 687,5 р. Оптовая отпускная цена включает помимо цен изготовителя косвенные налоги – акцизы и НДС (ставку НДС примем на уровне 18 %): 1 687,5 + (1 687,5´0,18) = 1 991,25 р. Розничная цена включает торговые скидки (надбавки): 1 991,25 + (1 991,25 ´ 0,25) = 2 489,1 р. |
Методы определения цен
Теоретические модели ценообразования базируются на том, что основное назначение цены – обеспечить бесперебойную выручку от реализации товаров и услуг. В группе затратных теорий образования цены выделяются: теория предельных издержек, теория полных издержек, микроэкономическая теория цены, эвристические методы установления цен.
Основные факторы, влияющие на уровень цен:
· спрос на продукцию;
· государственное регулирование цен;
· издержки по производству и реализации продукции;
· конкуренция;
· другие факторы.