Международный валютный фонд
Рольи значение МВФ.МВФ — межгосударственный финансовый институт с почти универсальным членством стран. Его политика и задачи определены хартией, известной как Статьи Соглашения (Articles of Agreement). Основные цели МВФ, сформулированные в Статьях Соглашения, заключаются в следующем: а) содействие международной валютной кооперации; б) обеспечение сбалансированного роста международной торговли; в) содействие стабильности валютных курсов; г) осуществление помощи в основании многосторонней системы платежей Устранении валютных ограничений, препятствующих развитию миро-°и торговли; д) обеспечение доступа членов к ресурсам фонда для устранения нарушений платежного баланса без использования торговых гРаничений и ограничений платежей; е) организация форумов для
Раздел VI. Международные финансы
Глава 22. Международные финансы: структура, организация, институты 701
консультаций и обсуждения проблем развития международной финансовой системы.
Эти цели остались незыблемыми с момента создания МВФ, меняются только формы и методы их осуществления с учетом изменений, происходящих в мировой финансовой системе. При этом МВФ оказывает большое влияние на мировую финансовую систему путем выработки принципов ее функционирования и осуществления контроля за их исполнением.
В период своего создания МВФ выработал принципы системы фиксированных паритетов, к которым относились: установление официальных валютных курсов в соответствии с золотыми паритетами валют; необходимость поддержания странами — членами валютного коридора (1945-1971 гг. - ±1%; 1971-1973 гг. - ±2,25%), в рамках которого должны были удерживаться рыночные курсы; сохранение за золотом функции мировых денег с одновременным наделением этой функцией доллара США.
После краха Бреттон-Вудской системы (март 1973 г.) и перехода к системе плавающих курсов, известной также как Ямайская система, были отменены обязательные валютные коридоры. Странами — членами МВФ были приняты решения о том, что каждая страна имеет право самостоятельно выбирать режим валютного курса, и о демонетизации золота (отказ от золотых стандартов, обязательного использования золота в международных расчетах и как резервного средства центральных банков, свободного обмена долларов на золото). Переход к самостоятельному выбору режима валютного курса странами означал, что его межгосударственное регулирование существенно ослабло.
Хотя каждая страна имеет право свободно выбирать режим валютного курса, Устав МВФ требует: а) поддержание стабильности финансовой и валютной политики в стране и использование интервенции Центрального банка РФ при слишком сильных колебаниях валютного курса; б) отказ от манипуляций с валютным курсом, направленных на получение односторонних преимуществ; в) незамедлительное информирование МВФ о всех предполагаемых изменениях механизма валютного регулирования и валютных курсов; г) отказ от привязки своих валют к золоту. Таким образом, влияние МВФ на формирование валютных курсов сохраняется. МВФ инициировал в 1969 г. введение в обращение международной денежной единицы — SDR, которая должна была по замыслу дополнить, а затем заменить золото при выполнении функции мировых денег.
Одной из основных задач МВФ согласно Статьям Соглашения яв ляется осуществление контроля за экономической политикой его чл нов. Каждый член обязан сотрудничать с МВФ и другими члена в обеспечении стабильности системы валютных курсов и гарантирова выполнение соглашений. Согласно статье IV одной из обязанност членов МВФ является следование экономической и финансовой по
тике, способствующей экономическому росту в сочетании с разумной стабильностью цен, и избежание манипуляций с валютными курсами, имеющих целью обеспечение надлежащего платежного баланса и достижение нечестных конкурентных преимуществ над другими членами. Члены МВФ также обязаны следовать валютной политике, совместимой с указанными требованиями.
Для решения этих задач предусмотрены меры как многостороннего, так и двустороннего сотрудничества. Многостороннее сотрудничество включает периодические дискуссии о развитии, перспективах и совместных мерах на международных рынках капиталов, а также обзоры о развитии международной финансовой системы, которые представляет Исполнительный директорат на основании докладов или сообщений своих членов. Двустороннее сотрудничество принимает форму консультаций с отдельными странами-членами, которые происходят ежегодно для большинства из них.
С середины 90-х гг. усилия МВФ направлены в большей мере на решение проблем, связанных с состоянием финансового сектора стран-членов, преодоление последствий мировых финансовых кризисов и обеспечение условий для их предотвращения. Рост глобализации рынков капитала вкупе с возможностью нарушений в потоках капитала и рисками их переноса на другие страны может выразиться в продолжительных нарушениях платежного баланса, как это случилось в Мексике в начале 1995 г. и в некоторых странах Азии в 1997—1998 гг. Одной из превентивных мер является разработка фондом стандартов и инструкций в сфере банковских и небанковских институтов, бухгалтерском учете, аудите, оценке активов и управлении корпорациями. Периодические ревизии макроэкономических и финансовых данных стран-членов имеют очень важное значение для нормального функционирования рынков. В частности, был разработан Стандарт распространения специальных данных (Special Data Dissemination Standard, SDDS), открытый Для подписки в апреле 1996 г. Хотя подписка является добровольной, °на ведет к появлению обязательства у подписывающихся членов соблюдать стандарт и представлять информацию о данных для публикации в Интернете в специальном бюллетене Совета по стандартам рас-"Ространения данных (Dissemination Standards Bulletin Board, DSBB), к°торый предлагается широкой публике с сентября 1996 г.
Другой стандарт Система распространения общих данных (General uata Dissemination System, GDDS), введенный в декабре 1997 г., отра-^т развитие и распространение обширных статистических материа-jp. экономических и финансовых индикаторов. Введение этого станка происходит поэтапно в течение 6—7 лет и осуществляется в прочее взаимных консультаций с другими международными и регио-^ьными организациями, которые имеют опыт и знания в областях, тРагиваемых системой.
Раздел VI. Международные финат
Глава 22. Международные финансы: структура, организация, институты 703
Организационная структура и членство в МВФ.Количество стран — членов МВФ постоянно растет и составило на начало 2008 г 185 стран. В 90-х гг. XX в. в МВФ вступили страны СНГ, Восточной Европы, а также Швейцария, которая ранее придерживалась принципа «конструктивного нечленства»1. Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, в котором каждая из стран-участниц имеет своего представителя, в основном министра, отвечающего в своей стране за валютную политику, либо президента эмиссионного банка. Совет управляющих уполномочен решать важнейшие вопросы, в частности прием новых членов, установление и изменение квот участия, предоставление странам дополнительных SDR. С 1972 г. специальным комитетам Совета управляющих было поручено контролировать функционирование валютной системы и ее дальнейшее развитие.
До 1974 г. эту работу выполнял Комитет двадцати, названный по числу членов, основной задачей которого была коренная реформа международной валютной системы в связи с разрушением Бреттон-Вудской системы. С 1974 г. текущий контроль за функционированием мировой валютной системы и ее приспособление к изменяющимся условиям осуществляет новый Временный комитет (Interim Committee), который состоит из 24 человек. Формально комитет не обладает правами принятия решений, являясь консультационным органом, но фактически ему принадлежит в МВФ ведущая роль. Имеется также две «группы 24-х»: в первую входят по 8 представителей от континентов Африки, Азии и Латинской Америки, которые встречаются перед заседаниями Временного комитета, во вторую — представители развитых стран. Последняя координирует помощь средне- и восточноевропейским странам.
Текущее руководство работой МВФ осуществляет исполнительный директорат, состоящий из 24 исполнительных директоров. Пять из них определяются членами МВФ с наивысшими квотами, остальные каждые два года выбираются управляющими других стран-участниц, как правило, по региональным группам. Исполнительный директорат выбирает на пять лет директора-распорядителя, который одновременно является верховным куратором международного штаба МВФ.
Вес каждой страны как в Совете управляющих, так и в исполнительном директорате напрямую зависит от финансового участия страны в МВФ. Каждый из членов имеет по 250 основных голосов и один дополнительный голос на 100 000 единиц квоты страны. Квота рассчитывается на основе таких показателей, как ВНП, величина золотовалютных резервов, объем экспорта и импорта и др. Основной долей голосов располагают США (около 20%), а также страны ЕС, вместе взятые (около 30%). Однако в исполнительном директорате действует правило вето, что часто нейтрализует первенство в голосах.
1 Всего несколько стран по большей части по политическим причинам не являю ся членами МВФ, среди них Гонконг, Куба, Тайвань, Республика Корея.
Средства МВФ.Основу финансовых средств МВФ составляют платежи стран-членов в счет установленных для них квот. В соответствии с квотами определяются права заимствования и право голоса. Первоначально четверть платежных обязательств стран выполнялась золотом, остаток — валютой страны, который оформляется обычно в виде необращаемой беспроцентной ноты (в сущности — простого векселя). Со вторым изменением устава МВФ в 1976 г. место золота заняли платежи в SDR. Однако фонд может разрешить эту часть платежей осуществлять в иностранной или собственной валюте страны.
Каждая страна обязана определить фискального агента (fiscal agency) и депозитарий для осуществления ее финансовых операций с МВФ. Фискальным агентом могут быть казначейство (министерство финансов), центральный банк, стабилизационный фонд, другой уполномоченный орган. МВФ ведет дела только с уполномоченными страной фискальными агентами, которые имеют право от лица страны осуществлять все операции и трансакции1, зафиксированные в Статьях Соглашения. Кроме того, каждая страна обязана назначить свой центральный банк в качестве депозитария для активов в МВФ, выраженных в национальной валюте. Если страна не имеет центрального банка, то для этих целей должен быть выбран другой монетарный институт вплоть до коммерческого банка.
Депозитарий обязан перечислять фонду по запросу и без задержки средства, которые держит страна-член в своей валюте, суммы любому бенефициару, названному фондом, находящемуся на территории этой страны, а также выступать держателем ценных бумаг от лица МВФ, если страна-член эмитирует необращаемые беспроцентные ноты или аналогичные финансовые инструменты в качестве заменителя части ее валютных резервов. В дополнение каждая страна-член гарантирует все активы от убытков, которые могут возникнуть в результате неплатежа ко стороны уполномоченного им депозитария.
Специальное право заимствования (SDR) играет ключевую роль в расчетно-ттлатежных отношениях МВФ со странами-членами, поэтому отметим его наиболее важные черты. SDR представляет собой международную денежную единицу, которая эмитируется МВФ в форме открываемых счетов. Первоначально в уставе SDR было определено как 0,888671 г чистого золота, что соответствовало 1 долл. США, но с отменой золотого паритета необходимость в определении золотого содержания SDR отпала.
Поскольку SDR не торгуют на валютных рынках, эта единица не Имеет рыночной цены, как у национальных валют. Для определения цены SDR в настоящее время используют метод корзины четырех важнейших мировых валют: доллар США, японская иена, британский фунт
' i Трансакция — предоставление валютных средств странам из ресурсов фонда. "Перащш оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет ресурсе фонда.
Раздел VI. Международные финанс!
Глава 22. Международные финансы: структура, организация, институты
и евро (соответственно USD, JPY, GBP, EUR)1. Каждой валюте присваивают свой относительный вес, вычисляемый на основе следующих показателей: а) доля экспорта товаров и услуг стран, валюты которых входят в корзину SDR, в общемировом экспорте; и б) размер резервов, номинированных в соответствующих валютах, которые держатся другими членами МВФ (т. е. за исключением страны, валюта которой рассматривается). Список и веса валют пересматриваются каждые пять лет на основе этих показателей. Каждый рабочий день МВФ производит переоценку курса SDR но валютной корзине с учетом рыночных курсов соответствующих валют по отношению к USD. В табл. 22.4 приведен пример оценки курса SDR.
Таблица 22.4
Пример для определения стоимости SDR (на 15 марта 2001 г.)
Валюта | Относительный вес I | ERi(USD) | Эквивалентв USD |
EUR | 0,43 | 0,91 | 0,39 |
JPY | 21,00 | 121,6 | 0,17 |
GBP | 0,10 | 1,44 | 0,14 |
USD | 0,58 | 1,00 | 0,58 |
Итого | 1,28 |
Формула для определения курса SDR выглядит следующим обра-
зом:
ERsnR(\JSD) = ^d, х £K,.(USD),
где di — относительный вес валюты г;
f-R^USD) — прямой курс USD по отношению к валюте i, т. е. стоимость этой валюты в долларах США.
Аналогичным образом курс SDR может быть определен и в любой другой валюте корзины.
Использование метода корзины позволяет сглаживать курсовые колебания, которому подвержены курсы отдельных валют, и, следовательно, уменьшить курсовой риск. По этой причине SDR активно используется для деноминации финансовых активов не только самим МВФ, но и другими международными организациями, фирмами. SDR используют также и в многосторонних межгосударственных соглашениях в качестве счетной единицы.
SDR-счета могут держать лишь сам МВФ, страны — участницы системы SDR и так называемые прочие владельцы. Участие в системе Sue добровольно. С 1980 г. в ней участвуют все страны — члены МВФ- В ка
1 С января 2002 г. в связи с введением в обращение наличного евро использую четыре указанные валюты. До этого использовалось 16, а с 1981 г. — 5 валют (подр0 см. [Деньги. Кредит. Банки, с. 395, 396].
честве прочих владельцев могут выступать эмиссионные банки, которые выполняют свои задачи более чем для одного члена МВФ, а также другие официальные учреждения. Частные лица не могут быть держателями счетов SDR. Под вложениями SDR в частные банки подразумеваются сделки, в которых SDR используется как счетная единица.
В финансовых отношениях МВФ со своими членами SDR используется как платежное средство при вкладах в фонд, погашении кредитов, а также при выплате процентов по кредитам. МВФ может выполнить свои обязательства перед страной-кредитором с помощью SDR вместо валюты, а также пополнить резервы стран этой денежной единицей.
Страны-члены могут использовать имеющиеся у них резервы SDR без политических и экономических обязательств. Члены МВФ могут в случае финансовой потребности покупать на SDR другие валюты. В этом случае они обращаются в МВФ, который определяет, у каких стран — участниц системы SDR можно осуществить покупку, и организует процесс обмена. Правила обмена (designing) устанавливаются МВФ и регистрируются в уставе фонда. Недопустимым считается использование SDR в ходе дизайнинга только в целях изменения структуры резервов страны, т. е. без целевого использования приобретаемых валют. SDR не могут быть непосредственно использованы для интервенций на валютных рынках, а должны быть в таких случаях сначала обменены на какую-либо валюту. С 1987 г. трансакции в рамках дизайнинга не имели место.
143 страны — участницы системы SDR обязаны покупать эту денежную единицу в установленных МВФ размерах, составляющих трехкратную величину собственных средств страны, предоставленных МВФ. Но эта верхняя обязательная граница по желанию страны может превышаться. В то же время МВФ учитывает финансовое положение стран и стремится привлекать к покупке SDR первоначально те из них, которые имеют достаточно сильные резервные и платежные позиции, причем распределяет обязательства по покупке SDR среди них равномерно. Определенное время действовало правило реконституции минимального установленного объема SDR, согласно которому в случае расходования SDR страны обязаны были через определенное время восстановить этот объем путем новых покупок SDR. Однако с 1981 г. оно было отменено.
Возможности использования SDR постепенно расширялись. В частности, они включают: выполнение финансовых обязательств по международным договорам; использование в сделках своп; предоставление кРедитов; залоговые операции и дарение. Кроме того, некоторые страны привязывают курсы своих валют к SDR. Расширяется круг прочих владельцев, которым предоставляется право осуществления всех разрешенных операций с SDR. В настоящее время сюда относят около 20 ин-
Раздел VI. Международные финансы
Глава 22. Международные финансы: структура, организация, институты 707
ститутов, среди которых, например, Всемирный банк, Банк международных расчетов, Швейцарский национальный банк и др.
SDR создаются в процессе размещения новых выпусков. Существует два способа размещения: общее и одномоментное размещения. В случае общего размещения вновь эмитированные SDR размещаются среди всех стран-участниц пропорционально их доле (квоте) в уставном фонде МВФ. Такая операция осуществляется не чаще чем один раз в 5 лет по решению квалифицированного большинства Совета управляющих (не менее 85% голосов). Наиболее крупное последнее размещение состоялось 1 января 1981 г., в результате чего общее количество составило 21,4 млрд SDR. Специальное одномоментное размещение может быть осуществлено среди ограниченного числа членов МВФ, например в случае вступления в МВФ новых членов. В сентябре 1997 г. Совет управляющих МВФ выдвинул предложение о дополнительном размещении с учетом того, что более 20% членов МВФ никогда не участвовали ранее в размещении. Однако для вступления предложения в действие требуется, чтобы за данное решение проголосовало не менее 3/5 членов МВФ с общим количеством голосов в 85%. Такая ситуация до сих пор еще не реализовалась. Однако если решение будет принято, то количество SDR практически удвоится.
В общем объеме международных резервно-платежных средств SDR составляют менее 2% (без учета золота), что связано с ограниченным характером использования этой единицы. Таким образом, SDR в основном используется не как международное резервное средство, а как официальная единица во взаимоотношениях МВФ со странами-членами.
Помимо платежей членов МВФ может использовать и другие возможности для пополнения своих кредитных ресурсов: а) обязательную продажу членами МВФ своей валюты в установленных границах за предоставленные SDR; б) заимствования у членов МВФ при их согласии (особенно большую роль здесь играют США); в) операции на международных финансовых рынках; г) процентные платежи по ранее предоставленным кредитам и возврат основных сумм долга; д) кредитные линии, которые открываются группами стран (наиболее существенную роль играют кредитные линии экономически развитых стран). Возможности привлечения средств на международных финансовых рынках до сих пор практически не используются фондом. Ряд наиболее активных членов МВФ опасается, что операции на международных финансовых рынках поставят фонд в сильную зависимость от тенденций их развития, не всегда складывающихся благоприятным образом.
Источником средств МВФ является также продажа золотого запаса, накопленного в период системы фиксированных паритетов. С момента второго изменения Устава МВФ (1978 г.) золото стало иметь значение лишь как один из активов, но все же достаточно существенный, поскольку МВФ за счет прежних золотых платежей обладает достаточно большими запасами. Так, например, в апреле 2008 г. Совет директо
ров МВФ принял решение о продаже 403 т золота из имевшихся у него 3217 т в целях сокращения дефицита бюджета фонда1.
Все учреждения стран-участниц могут осуществлять сделки с золотом по свободным рыночным ценам. МВФ имеет две возможности для использования золота, что предполагает решение большинства членов в 85% голосов. Во-первых, золото МВФ может быть продано по бухгалтерской стоимости (1 унция = 35 SDR) странам, которые к концу 1975 г. были членами МВФ (реституция золотого запаса). Во-вторых, фонд может продать золото странам-участницам или на рынке по рыночной цене. Полученная при этом сверх бухгалтерской стоимости дополнительная выручка зачисляется на специальный счет (Special Disbursement Account, SDA). С этого счета могут выделяться регулярные кредиты для улучшения платежного баланса членов МВФ, в первую очередь помощь развивающимся странам, в том числе в форме процентной субсидии.
Почти 'А рыночной реализации золотого запаса МВФ была направлена как безвозмездная помощь большому количеству развивающихся стран пропорционально их квоте в МВФ. Остальные же вырученные средства были перечислены в Доверительный фонд (Trust Fund), созданный в 1976 г. как управляемый МВФ особый актив для выполнения программы реализации золота в пользу развивающихся стран еще до утверждения второго изменения Устава МВФ. Однако средства в пользу этого фонда поступали также из доходов МВФ на вложенный капитал, от пожертвований, в форме средств от продажи золота, которые не были востребованы рядом развитых стран. Помощь Доверительного фонда получили 55 самых бедных стран. После предоставления последних кредитов Доверительный фонд прекратил свое существование в 1981 г. Проценты и основная сумма долга поступали с этого момента на счет SDA
Кредитная политика МВФ.Кредитный портфель МВФ достаточно широк и постоянно изменяется: одни виды кредитной помощи странам-членам прекращают свое существование, другие — вводятся в практику. В связи с этим отметим общие черты и наиболее важные виды кредитов фонда. Наибольшее значение имеют следующие виды помощи со стороны МВФ: а) «чистые» резервные транши; б) кредитные линии (транши); в) специальные кредитные (фондовые) линии; г) кредиты структурной перестройки для наиболее слаборазвитых стран.
Большинство видов кредитов фонда имеют ряд общих черт. Во-первых, величина кредита увязывается с размером квоты страны в МВФ. Во-вторых, кредит предоставляется в форме заимствования, при которой страна покупает у МВФ иностранную валюту или SDR за собственную валюту. По истечении установленного периода времени стра-на-член обязана выкупить национальную валюту в тех средствах, в которых был предоставлен кредит. В-третьих, кредит дается при условии
1 Ведомости. 2008. 9 апр. С. АОЗ.
Раздел VI. Международные финансы
Глава 22. Международные финансы: структура, организация, институты 709
принятия и выполнения страной определенных обязательств по реформированию экономики, согласованных с фондом (связанный характер кредитов).
Резервные транши (reserve tranches) осуществляются за счет собственных предварительно внесенных в МВФ средств. «Чистый» резервный транш соответствует квоте страны в МВФ за вычетом доли, выплаченной в собственной валюте, если последняя не была использована МВФ для кредитов другим странам. На резервный транш не начисляют процентные платежи.
Кредитные линии предоставляются в рамках соглашений, известных под названием «stand-by». Главное их назначение — кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов. Средства, приобретаемые страной в рамках кредитных линий, предоставляются траншами (общее количество — 4), каждый из которых соответствует 25% квоты страны, и при условии выполнения стабилизационных программ. В последних МВФ устанавливает по согласованию со страной-членом меры макроэкономического характера, например, по преодолению дефицита бюджета, снижению уровня инфляции, устранению или смягчению экспортных и импортных квот и пошлин и т. п. Если страна не выполняет условий соглашения с МВФ, то очередной транш может быть задержан или обязательство о его предоставлении может быть аннулировано. МВФ также использует периодически фонды расширенного доступа к своим ресурсам (Extended Fund Facilities) для стран-членов, у которых масштабы неравновесия платежного баланса велики по сравнению с размерами их квот.
Специальные кредитные линии открываются для стран — экспортеров сырья, зерновых, валютные поступления которых сильно зависят от конъюнктуры мировых цен, для финансирования непредвиденных потерь в результате действия непредсказуемых внешних факторов, финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга и ряда других целей. В 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных преобразований, предназначенный в основном для стран СНГ.
Обычный срок кредитных траншей и специальных линий — от 3,25 до 5 лет, а расширенной фондовой линии — от 4,5 до 10 лет. Проценты, начисляемые в рамках указанных кредитов, зависят от источника средств, а также от так называемой процентной ставки SDR, которая определяется как средневзвешенная по заранее определенным трехмесячным финансовым инструментам (казначейские обязательства, депозитные сертификаты, межбанковские депозиты) в странах, валюта которых используется для расчета курса SDR. Кроме того, МВФ взимает со стран-заемщиков комиссионный сбор в размере 0,5% суммы кредита на покрытие организационных расходов.
Для облегчения развивающимся странам финансового бремени при получении кредитных траншей и специальных линий (фактиче-
ски на рыночных условиях) МВФ может предоставлять процентные субсидии со специального счета, достигающие порой половины ставки по кредиту. Средства этого счета формируются в основном за счет платежей по кредитам Доверительного фонда, а также пожертвований ряда стран. Поскольку МВФ в целом придерживается принципов равного обслуживания своих членов, процентные субсидии являются исключением.
При решении вопроса о предоставлении кредитных траншей и специальных линий исследуется воздействие на платежный баланс страны ряда значимых величин, таких, например, как импортные и экспортные цены важнейших товаров, процентные ставки на международных финансовых рынках и др. Если они изменяются неблагоприятным образом и это отражается на платежном балансе страны, то, по заключению экспертов фонда, может быть принято решение о предоставлении кредита. Если же тенденции изменения изучаемых величин более благоприятные, чем ожидалось, то страна обязана увеличивать свои валютные резервы или сокращать средства, заимствованные у МВФ.
Кредитные линии структурных преобразований (structural adjustment facility, SAF и extended structural adjustment facility, ESAF), называемые также концессионными кредитами, предоставляются развивающимся странам с низким доходом на душу населения на особо благоприятных условиях. Процентная ставка по ним не превышает 0,5% годовых. Перед предоставлением кредитов страна-заемщик, МВФ и Всемирный банк разрабатывают совместно среднесрочный рамочный план экономического развития (policy framework paper), служащий основой программы структурных преобразований, конкретизируемой в ежегодных соглашениях сторон. В отличие от стабилизационных программ по кредитным траншам рамочный план экономического развития носит менее жесткий характер; в частности, не устанавливаются, как правило, целевые величины уровня инфляции, государственного долга и т. п. Срок погашения указанных кредитов — от 5,5 до 10 лет.
В связи с тем что ряд стран не соблюдает свои платежные обязательства, МВФ открыл страховые счета (special contingent accounts). Средства на эти счета поступают в основном из процентов по кредитам МВФ, а также за счет взносов стран-должников и стран-кредиторов. Ежегодно страховые резервы МВФ повышаются на 5%.
Группа Всемирного банка
К Группе Всемирного банка (ГВБ) относятся пять международных финансовых института (табл. 22.5). Россия — член всех организаций Группы ВБ, кроме МЦУИС.
Раздел VI. Международные финансы
Глава 22. Международные финансы: структура, организация, институты
Таблица 22.5
Группа Всемирного банка
Институт | Кол-во стран | Год создания | Функции |
МБРР (IBRD) | Льготные кредиты (6—7% годовых, на 15—20 лет с 5-летней отсрочкой основного долга (платятся только проценты) | ||
MOK(IFC) | Кредиты частному предпринимательству и высокорентабельным предприятиям, стимулирование частных инвестиций | ||
MAP (IDA) | Кредиты беднейшим странам (с годовым доходом не более 1305 долл. на душу населения) | ||
MIiyHC(ICSID) | Урегулирование инвестиционных споров | ||
МАГИ (MIGA) | Помощь в создании благоприятного инвестиционного климата |
Непосредственно к Всемирному банку (ВБ) причисляют две организации: МБРР и его дочернюю структуру — Международную ассоциацию развития (International Development Association, IDA). В Группу Всемирного банка помимо указанных организаций входят также на правах ассоциированных членов Международная финансовая корпорация (International Financial Corporation, IFC), Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA) и Международный центр урегулирования инвестиционных споров (International Center for Settlement of Investment Disputes, ICSID).
Основными целями организаций ГВБ являются: а) содействие реконструкции и развитию народного хозяйства стран-членов; б) поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий и участия в займах и инвестициях частных кредиторов и других инвесторов; в) стимулирование сбалансированного роста международной торговли и поддержание сбалансированного платежного баланса стран-членов. Разрабатываются скоординированные механизмы реализации задач, что обеспечивается также и организационной интеграцией, в частности наличием общего президента, Совета управляющих и исполнительного директората. Принципы определения квот, количества голосов, представительства в органах управления ГВБ сходны с МВФ. Советы управляющих МВФ и ГВБ проводят один раз в году совместное собрание. Однако имеются особенности в механизме финансирования организаций ГВБ, критериях отбора стран — кандидатов на получение помощи, условиях кредитования. Каждая организация в правовом отношении является самостоятельной. МФК и МАГИ имеют свои собственные штабы сотрудников и собственных распорядительных вице-президентов.
Как и МВФ, ГВБ построена по регионально-отраслевому принципу-часть вице-президентов возглавляет региональные департаменты, °
тальные отвечают за конкретные сферы управления. Вместе с тем региональная структура ГВБ более разветвленная, чем у МВФ. Кроме того, в организациях ГВБ более представительный состав специалистов: помимо экономистов и финансовых экспертов (как в МВФ) здесь работают также инженеры, агрономы, юристы, эксперты по телекоммуникациям и другим разнообразным отраслям. Их задача заключается в тщательной экспертизе проектов, на которые предлагается выделение средств.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (MAP).Членом МБРР может быть только государство, которое является одновременно членом МВФ и берет на себя, таким образом, вытекающие из этого обязательства. Членство в МБРР является, в свою очередь, предпосылкой для членства в других организациях Группы Всемирного банка. В соответствии со ст. 1 Устава МБРР он был создан в связи с большой потребностью в финансовых средствах стран-членов для возрождения и экономического развития. Сначала средства МБРР направлялись для возрождения стран Европы в рамках американской программы «European Recovery Program», основанной на плане Маршалла. С 50-х гг. XX в. МБРР обратился к экономическому содействию развивающимся странам.
MAP была создана с целью предоставления финансовых средств развивающимся странам на более льготных условиях, чем МБРР. Она является фактически доверительным фондом, находящимся под управлением МБРР. У MAP, так же как и у МАГИ, имеется две группы членов. К первой из них относятся в основном промышленно развитые страны, а также некоторые другие, сильные в финансовом отношении, например Кувейт, Новая Зеландия, Исландия, Объединенные Арабские Эмираты (заметим, что Россия также относится к этой группе). Все остальные члены отнесены ко второй группе. Такое деление важно для дифференциации условий предоставления финансовой помощи (в случае MAP, у которой члены первой группы являются донорами) и определения размеров дивидендов, начисляемых на доли участия при прямых инвестициях (в случае МАГИ).
Средства МБРР и MAP.При основании банка финансовые ресурсы были получены за счет взносов его членов и пополняются за счет этого источника при вступлении новых членов. Однако уставный капитал играл ключевую роль в финансировании программ банка лишь на нервом этапе. В настоящее время основные средства МБРР получает за счет операций на международных финансовых рынках путем эмиссии сРедне- и долгосрочных долговых обязательств, имеющих наивысший кредитный рейтинг AAA, а также путем частного размещения средств Правительств, центральных банков и других кредиторов по фиксиро-ванным ставкам процента. МБРР размещает свои ценные бумаги более Чем в 100 странах и является при этом крупнейшим заемщиком на мировых рынках капитала, а также одним из самых крупных заемщи-
Раздел VI. Международные финансы
Глава 22. Международные финансы: структура, организация, институты
ков-нерезидентов на национальных рынках. В отличие от МВФ МБРр занимает средства не только у правительств, но и у частных организаций, причем в значительно больших размерах. В последнее время все большее значение приобретают средства от погашения ранее предоставленных займов и проценты по ним. Периодически МБРР осуществляет также продажу гарантированных требований по кредитам, предоставленным банком, инвесторам, которые ищут возможности надежного вложения капитала.
С 1982 г. МБРР помимо традиционных средне- и долгосрочных займов стал привлекать средства и на денежных рынках, в частности за счет распространения краткосрочных дисконтных нот (short term discount notes) и нот с плавающей процентной ставкой (floating rate notes), а также взятия краткосрочных кредитов у эмиссионных банков в рамках открываемых ими кредитных линий. Еще в большей степени, чем краткосрочные кредиты, политику рефинансирования МБРР с 80-х гг. XX в. стали определять валютные свопы1, позволяющие уменьшить финансовые издержки за счет использования валют с более низкими процентными ставками. При этом страны-заемщики выигрывали также за счет получения кредитов на более льготных условиях. Однако они оказываются подверженными более высокому курсовому риску, связанному с тем, что низкопроцентные валюты имеют повышенную стоимость по отношению к USD. В связи с этим МБРР перешел с 1989 г. к более взвешенной валютной корзине своего пула, чтобы уменьшить курсовой риск ссудополучателей, несмотря на некоторое увеличение средней процентной ставки.
Благодаря тщательному отбору проектов, стран-заемщиков и контролю использования средств у МБРР не возникают безвозвратные потери из-за прекращения основных и процентных платежей. Однако имеют все же место задержки с возвратом займов рядом стран, таких, как Никарагуа, Перу, Либерия и некоторых других. Для проблемных займов МБРР создает специальные резервные фонды. В интересах стран-кредиторов МБРР не участвует в принципе в акциях по реструктуризации долгов стран, испытывающих серьезные проблемы с платежным балансом.
У MAP основными источниками ресурсов являются взносы в уставный капитал, часть перечисляемой ей прибыли МБРР, поскольку MAP ведет свою деятельность фактически на некоммерческих началах, и погашение ранее выданных кредитов.
Кредитная политика МБРР и MAP.МБРР и MAP проводят в основном одинаковую политику в отношении отбора проектов для финансирования, предоставляя кредиты лишь для проектов, которые в экономическом и техническом плане безупречны и имеют высокий приоритет для экономического развития стран-должников.
1 Валютный своп — обмен номинала и фиксированного процента в одной валю на номинал и фиксированный процент в другой валюте.
Существенные отличия имеются в условиях отбора стран-кредитополучателей, а также самих займов. МБРР предоставляет средства, как правило, не в национальной валюте страны-должника, а в девизах (признанные на международном уровне средства платежа). В соответствии с Уставом МБРР платежеспособность стран-должников должна быть достаточно высокой, поэтому проверяются прежде всего размер и структура ее международных долгов. Если развивающаяся страна в этом отношении неблагополучна, то она не может быть кредитополучателем МБРР. Требования MAP более мягкие и предъявляются не столько к уровню задолженности страны, сколько к целевому и эффективному использованию предоставляемых средств. Кроме того, формально устанавливается критерий уровня ВНП на душу населения, при котором страна может получать средства MAP: не более 1305 долл. (у МБРР, напротив, больше). Однако на практике кредиты MAP предоставляются при значительно меньших уровнях дохода. Ссудополучателем может быть правительство либо организация, имеющая правительственную гарантию. Большинство кредитов МБРР и MAP имеют «проектный характер», т. е. выделяются под конкретные проекты возрождения и развития, кроме специально оговоренных случаев.
Специалисты Всемирного банка следующим образом классифицируют свои займы. Особые инвестиционные займы (specific investment loans) предоставляются для финансирования определенного объекта с целью возведения новых производственных сооружений, расширения объема производства на уже существующих объектах или улучшения их технического обслуживания. Фактически именно займы такого рода относятся к проектным и по-прежнему преобладают в общем объеме долгосрочных кредитных ресурсов (около 50%).
К группе секторальные операции (sector operations) относятся различные займы, которые предоставляются для финансирования проектов в границах целевых секторов экономики, например транспорта, энергетики, сельского хозяйства и т. п. Определение финансируемых объектов в рамках целевых секторов осуществляется правительствами стран-ссудополучателей по критериям, устанавливаемым Всемирным банком. Займы предоставляются либо непосредственно правительству (sector investment and maintenance loans), либо организациям, которые определяются правительством и фактически выступают посредниками между ним и конечным получателем средств, например национальным обществам финансирования развития или аграрным фондам (financial intermediary loans). К секторальным операциям относят также секторные займы структурной перестройки (sector adjustment loans), предназначенные для решения общих задач в границах целевых секторов, которые могут возникнуть, например, при смене экономической политики. Часто средства по этим ссудам направляются на финансирование импортных операций.
714 Раздел VI. Международные финансы
Глава 22. Международные финансы: структура, организация, институты
Кредиты структурной реорганизации (бюджетозамещающие реабилитационные займы) введены с 1980 г. как помощь странам, испытывающим проблемы с платежным балансом, и предусматривают проведение широкого спектра мероприятий национального правительства Критерии для выделения таких кредитов наиболее мягкие и состоят в представлении страной программы структурных преобразований, согласованной с ГВБ и имеющей перспективы на успех. Такого рода кредиты родственны аналогичному финансированию со стороны МВФ мер по преодолению дефицита платежного баланса, поэтому указанные организации согласуют масштабы, сроки, условия кредитования. МБРР предоставляет также кредиты для преодоления последствий катастроф (emergency reconstruction loans), например землетрясений или засухи, однако значение их до настоящего времени невелико (около 1% всех выделяемых средств).
Особый приоритет при распределении финансовых средств MAP уделяется таким целям, как борьба с бедностью, защита окружающей среды, поддержка мер макроэкономической и секторальной политики национальных государств. В 1985 г. была открыта специальная кредитная линия для поддержки стран южнее Сахары (special facility for Sub-Saharan Africa). После завершения финансирования по данной кредитной линии в действие вступила новая программа для стран Южной Африки, которые имеют низкий уровень национального дохода и высокий уровень долга (special program of assistance for Africa).
Сроки предоставления кредитов зависят от продолжительности финансируемого проекта, но в основном период их погашения у МБРР составляет 12—15 лет, а у MAP — 35—40 лет. Средства, предоставляемые Группой Всемирного банка в иностранной валюте, в принципе должны быть возвращены в тех же платежных средствах. Если издержки по осуществляемым национальными правительствами программам, проектам возникают в национальной валюте, то они должны и возмещаться за счет собственных средств, так что валютные риски несут сами правительства. Если при этом в данной стране из-за неразвитости национального валютного рынка нет достаточного количества международных средств платежа, то правительство должно приобрести их на международных финансовых рынках.
Поскольку МБРР сам предоставляет кредиты из заемных средств, то процентные ставки зависят от общих тенденций в их движении на международных рынках капитала и денег. Долгое время МБРР использовал расчетные формулы для определения процентных ставок, которые, однако, не учитывали ряд новых явлений конца 70 — начала 80-х годов, среди которых: большие колебания ставок на международных рынках; переход к использованию плавающих процентных ставок в международном кредитовании; увеличение периода времени между кредитными обещаниями и фактическим началом предоставления кредитов и др. В связи с этим МБРР перешел с 1982 г. к использованию пла-
вающих процентных ставок, пересматриваемых каждые полгода. Начальная процентная ставка базируется на издержках приобретения средств самим банком (qualified borrowings). К средневзвешенным издержкам капитала добавляется затем маржа 0,5%. Фактически ставка процента с учетом маржи банка составляет около 6—7% годовых. В то время как большинство кредитов МБРР имеют ставку, немного превышающую рыночные, кредитные транши МВФ, напротив, дешевле рыночных ставок. МБРР, как и МВФ, взимает комиссию за обязательства, которая составляет 0,75% годовых с неизрасходованной суммы займа. МБРР практикует также различного рода денежные сборы, например для обещанных, но еще не предоставленных займов (0,25%), для решения своих краткосрочных финансовых проблем.
Перед предоставлением кредитов МБРР и MAP анализируют общее экономическое положение страны-заемщика, в первую очередь платежный баланс, планы развития и инвестиционную политику. Далее проводится анализ экономических, технических и институциональных аспектов проекта с точки зрения его осуществимости и экономичности. После завершения проектного анализа в соглашении о займе МБРР (loan agreement) и в соглашении о предоставлении кредита развития MAP (development credit agreement) устанавливаются особые условия, которые должны быть выполнены сторонами. Кроме того, в соглашения включаются общие положения Всемирного банка (general conditions), которые, однако, могут корректироваться. В период осуществления проекта Всемирный банк посылает комиссии для проверки хода его выполнения. Приблизительно через год после окончательного предоставления средств по любому проекту Всемирного банка составляется доклад, в котором подводятся текущие итоги.
Международная финансовая корпорация (МФК).Созданная в 1956 г. как первое дочернее общество МБРР МФК содействует развитию частноэкономической инициативы в развивающихся странах путем предоставления совместно с заинтересованными частными инвесторами кредитов на льготных условиях. В отличие от МБРР и MAP страны-члены должны полностью выплачивать подписанную ими долю, что отражает коммерческий характер МФК. В ст. 1 Устава МФК говорится, что основная цель организации состоит в соединении усилий Международного и частного капиталов, опыта менеджеров для содействия частным инвестициям в менее развитых странах-членах. Потребность в таком финансовом институте возникла потому, что МБРР по своему статусу предоставляет кредиты только правительствам или требует правительственные гарантии и не имеет права участвовать в уставном капитале частных фирм. МФК, напротив, участвует в собственном Капитале частных предприятий, а также содействует сбыту акций и долговых обязательств таких предприятий путем предоставления гарантий. При этом не исключается участие в финансировании частных
Раздел VI. Международные финансы
Глава 22. Международные финансы: структура, организация, институты 717
предприятий (наряду с МФК) государственного капитала как в форме кредитов, так и в форме паев.
До середины 80-х гг. XX в. МФК получала финансовые средства в основном из уставных платежей стран-членов, кредитов МБРР и текущей прибыли. С 1985 г. все большее значение имеет политика рефинансирования на международных рынках капитала. Источником рефинансирования МФК является также продажа долей участия в собственном капитале частных предприятий развивающихся стран, тем более что такое участие ограничено во временном отношении. С 1995 г. МФК приступила к продаже требований по кредитам специально созданной организации off-shore trust, которая осуществляет секьюритиза-цию кредитов путем распространения среди институциональных инвесторов и банков специально выпускаемых сертификатов.
Финансовая помощь МФК может предоставляться в форме долгосрочных кредитов, участия в собственном капитале, гарантий либо путем их комбинации. Хотя МФК не требует правительственных гарантий, она тщательно анализирует кредитоспособность бенефициаров своих средств. Кроме того, риск финансирования снижается за счет участия МФК, как правило, в синдицированных кредитах, с покрытием не более 25% общих издержек. Кредиты, предоставляемые МФК, предназначены в первую очередь для финансирования развития финансовых услуг и институтов рынка капиталов. Большое значение имеет также кредитование перерабатывающей и химической промышленности, автомобилестроения, сферы туризма.
Финансовые условия кредитов МФК значительно более «жесткие», чем у МБРР и MAP. Наибольшая часть кредитов МФК предоставляется на срок от 7 до 12 лет по твердым или плавающим ставкам в самых разнообразных валютах. Участие МФК в собственном капитале частных фирм осуществляется путем предоставления средств в национальной валюте соответствующей страны. Доли участия после осуществления инвестиционного проекта продаются. Кроме того, МФК для повышения заинтересованности частных инвесторов гарантирует суммы вкладов в уставный капитал (guaranteed recovery of investment principal, GRIP). Идея GRIP заключается в том, что МФК вкладывает средства, предоставляемые инвесторами, в уставные капиталы, принимая на себя риск потерь. Дивиденды и прибыль на капитал делятся между инвесторами и МФК в соответствии с заключенным между ними соглашением. После окончания срока соглашения инвестор выбирает между возможностями перезаписи доли участия на свое имя либо отказа от нее, причем ему возвращается, по крайней мере, первоначальный взнос капитала.