Международный валютный фонд — МВФ

Дата создания: 1944 г.

Количество членов: 182 государств

Основные функции:

• надзор за валютными курсами и макроэкономической политикой стран-членов и раз­витием международной экономики в целом;

• предоставление временной финансовой помощи странам, испытывающим трудности с погашением своих международных долгов в результате несбалансированности платежно­го баланса;

• предоставление технической помощи правительствам стран-членов в области госу­дарственных финансов, статистики, банковского регулирования и платежного баланса.

Структура:

• Совет управляющих — высший орган МВФ и Мирового банка в составе управляющих от каждой страны-члена (обычно председатель центрального банка или министр финансов), собирающийся ежегодно осенью. В компетенции Совета управля­ющих находятся принятие новых членов, определение их квот, распределение СДР, а также все основные политические вопросы, стоящие перед МВФ.

• Временный комитет — созданный Советом управляющих в 1974 г. орган на уровне министров стран-членов, который заседает дважды в год, весной и осенью, и определяет текущие задачи МВФ. Во Временном комитете представлены 24 страны на уровне министров финансов или председателей ЦБ.

• Исполнительный совет — 24 директора, пять из которых назначе­ны (США, Япония, ФРГ, Англия, Франция), три избраны одной страной, которую они представляют (Россия, Китай, Саудовская Аравия), а остальные избираются от групп стран, близких по своим социально-экономическим условиям. Исполнительный совет заседает три раза в неделю и руководит текущей деятельностью МВФ, включая выделение кредитов странам-членам.

• Руководство — директор-распорядитель и три заместителя директора, один из которых "первый среди равных". Директором-распорядителем МВФ традиционно назначается гражданин Европы ( Доминик Стросс Канн), его первым заместителем — гражданин США.

Штаб-квартира Нью-Йорк, США.

МВФ устроен по образцу акционерного общества, поэтому возможность каждого участника оказывать воздействие на его деятельность с помощью голосования определится долей в капитале МВФ.

Решение в исполнительном совете принимается простым или квалификационным количеством голосов. Количество голосов зависит от квоты страны, размер от квоты страны, размер квот устанавливается на основании таких показателей: Размер ВВП, объем золотовалютных резервов и экспортных поступлений. Пересмотр квот происходит через каждые 5 лет. Во второй половине 2010г. совет директоров МФВ принял решение об постепенном увеличении количества голосов в пользу развивающихся стран. В настоящее время количество голосов распределено так: США – 17,4%,Китай 6,4% Япония 6,46%, ФРГ 5,59 %, Франция и Англия – 4,23%, Саудовская Аравия – 3,5%, Италия – 3,2%, Канада – 2,98%, Россия – 2,95%, Украина 0,422%. Для принятия решений необходимо 85% голосов, не менее 60% стран-участниц.

Основой финансовых ресурсов МВФ являются квоты стран-членов, которые представляют собой их взнос в устав­ный капитал при вступлении в органи­зацию. Причем 25% квоты вносится в свободно используемой валюте, а ос­тальные — в национальной валюте. Кво­та страны зависит от ее доли в мировом производстве, резервах и расчетах.

Международный валютный фонд, ко­торый был создан в первые послевоен­ные годы и задумывался изначально как механизм наблюдения за системой фик­сированных валютных курсов, посте­пенно трансформировался в наиболее влиятельную международную органи­зацию, регулирующую международную макроэкономику. В целях достижения главной цели — стабиль­ности в международной экономике — в настоящее время МВФ выполняет три основные функции: надзор, фи­нансовую помощь и техническое со­действие.

Надзор — функция МВФ, предусматривающая его право в соответствии со статьей IV его Статей соглашения осуществлять жесткое на­блюдение за политикой стран-членов в области установления валютных курсов и связанной с ней макроэкономической политикой. Каждая страна обязана предоставлять МВФ по его запросу информацию, необ­ходимую для осуществления надзора за ее экономической политикой. Она обычно состоит из детальной информа­ции о реальном денежном, бюджетном и внешнем секторах, а также о структур­ной политике правительства (привати­зация, рынок труда, окружающая среда). Главная цель надзора заключается в том, чтобы своевременно выявить потен­циально опасные макроэкономические дисбалансы, могущие повлиять на ста­бильность валютных курсов, и, исполь­зуя лучший мировой опыт, дать прави­тельству страны рекомендации по их исправлению. Надзор за экономической политикой осуществляется МВФ в трех основных формах:

Двусторонние консультации со странами-членами в рамках статьи IV Статей соглашения об МВФ, главная форма надзора за эконо­мической политикой, в рамках которой миссии МВФ ежегодно посещают стра­ны-члены и проводят переговоры с ми­нистерством финансов, центральным банком, министерством экономики и другими экономическими ведомствами о развитии национальной экономики. По результатам таких консультаций миссия МВФ вырабатывает свое незави­симое от правительства мнение о состо­янии экономики, подготавливает доклад для рассмотрения на Совете директоров МВФ, в который обязательно включает рекомендации о том, что правительство может сделать, чтобы улучшить состоя­ние экономики. Совет директоров рас­сматривает доклад миссии, выслуши­вает мнение правительства, которое представлено в нем одним из директо­ров, и большинством голосов от лица международного сообщества выносит свои рекомендации правительству. Пра­вительство вольно соглашаться или не соглашаться с ними, однако обычно эти рекомендации воспринимаются очень серьезно.

Многосторонний надзор — осуществляемый Советом директоров дважды в год ана­лиз международной экономики на ос­нове специально публикуемого доклада "Мировой экономический обзор". Задача многосторон­него надзора заключается в том, чтобы вписать развитие экономики отдельных стран в контекст ситуации в экономике мира в целом. Такие процессы, как из­менение мировых цен на нефть и другие ключевые товары, международные ва­лютные и финансовые рынки, спеку­лятивное движение краткосрочного ка­питала, интеграционные процессы, и многие другие не поддаются объяснению только с точки зрения национальных, пусть и больших, экономик. Наиболее важной частью многостороннего над­зора является прогноз мировой эконо­мической ситуации на 2-3 года вперед. Этот прогноз включает прогноз темпов роста реального ВВП, инфляции, бюд­жетных дефицитов, баланса счета те­кущих операций платежного баланса, размеров внешнего долга, условий тор­говли, международных резервов.

Углубленный надзор — механизм надзора за эконо­мической политикой стран — членов МВФ, осуществляемый по запросу пра­вительства со стороны МВФ с целью гарантировать устойчивое экономичес­кое развитие для исправления макроэко­номических дисбалансов. Углубленный надзор был создан в 1985 г. после того, как страны-кредиторы потребовали от развивающихся стран-должников при­нятия решительных мер по выплате вне­шних долгов. Условием переноса сроков платежей как правительствами, так и коммерческими банками стало введение углубленного надзора МВФ за выполне­нием планов структурной корректиров­ки. В последующем углубленный надзор, состоящий преимущественно в ежеквар­тальном анализе экономики страны МВФ и рассмотрении результатов этого анализа на заседании Совета директо­ров, стал использоваться и другими стра­нами как способ придания большего международного веса правительствен­ным планам экономических реформ.

Финансовая помощь — использование финансо­вых ресурсов МВФ странами-членами, испытывающими сложности с финан­сированием платежного баланса и представившими в МВФ программу ре­форм, показывающую намерения пра­вительства по преодолению этих труд­ностей.

МВФ оказывает финансовую помощь странам-членам за счет финансовых ре­сурсов, которыми он располагает. Эти ресурсы состоят из собственных ресур­сов — взноса каждой страны в уставный капитал МВФ в соответствии с квотой и дохода, полученного в результате того, что МВФ взимает проценты за пользо­вание его ресурсами, а также заемных ресурсов — кредитных линий, открытых для МВФ в рамках Генерального со­глашения о займах 1962 г. и Нового соглашения о займах 1996 г., и прочих кредитных линий от правительств и центральных банков его членов. Финан­совая помощь не имеет формы кредитов. Она является обменом национальной валюты на соответствующую сумму ино­странной валюты. Когда страна берет кредит МВФ, она осуществляет покупку иностранной валюты за на­циональную; когда она выплачивает кредит, страна осуществляет обратную покупку национальной ва­люты за иностранную.

Кредиты МВФ выдаются долями, или траншами. Первым кредитным траншем в размере не более 25% квоты страны в МВФ страна должна просто ясно про­демонстрировать намерение преодо­леть трудности с платежным балансом. Последующие кредитные транши могут быть получены страной только в случае выполнения критериев, установлен­ных в рамках программ экономических реформ, согласованных между прави­тельством и МВФ

Обусловленность финансирова­ния — экономическая политика, которую страна-член обязует­ся осуществлять, с тем чтобы иметь до­ступ к финансированию со стороны МВФ. Все виды доступа к финансовым ре­сурсам МВФ основаны на выполнении странами определенных условий, кото­рые разрабатываются совместно экспер­тами МВФ и правительством страны в рамках программы экономических ре­форм, направленной на преодоление трудностей с платежным балансом. Обе стороны свободны в принятии решений: если правительство не согласно с усло­виями МВФ, оно вольно не использовать его финансовые ресурсы; если МВФ не согласен с условиями правительства, он свободен не предоставлять свои ресурсы в его распоряжение. Поэтому обуслов­ленность финансирования обычно явля­ется результатом кропотливой работы экспертов, многочисленных двусторон­них переговоров, которые приводят к взаимоприемлемому компромиссу.. Кри­терии выполнения программы — набор количественных индикаторов, обычно в форме объема дефицита государственного бюджета, размеров внутреннего кредита, объемов международных резервов, которые уста­навливаются для каждого квартала или полугодия выполнения программы и ис­полнение которых обеспечивает под­держание доступа к финансовым ресур­сам МВФ;

Финансовые ресурсы МВФ предо­ставляются его членам в рамках трех групп финансовых "окон", которые на­зываются "финансовыми возможнос­тями": регуляр­ных, концессионных и специальных.

Регулярное финансирование включает финансирование в рамках резервных со­глашений, пре­доставляемое МВФ на срок 12-18 ме­сяцев для исправления краткосрочных макроэкономических дисбалансов, и продленных соглашений с Фондом, предоставляемых на срок до трех лет и направленных на поддержку структурных реформ. Кредиты предоставляются под рыноч­ный процент и подлежат выплате в срок от четырех до 10 лет.

Концессионное финансирование предусматривает пре­доставление займов 81 наименее разви­той стране, имеющей доход меньше 825 долл. на душу населения, на льгот­ных условиях — под 0,5% годовых с выплатой через 10 лет и пятилетним льготным периодом.

Специальное фи­нансирование предусматривает предо­ставление финансовых средств МВФ либо отдельной группе его членов, либо в связи с определенными обстоятель­ствами. Например, в 1993-1995 гг. МВФ открыл специальное финансовое окно для финансирования стран с переходной экономикой в рамках кредитов систем­ной трансформации. С 1988 г. сущест­вует возможность получения кредитов МВФ в случае стихийных бедствий, рез­кого падения доходов от экспорта или роста цен на импортное зерно. В МВФ не используется понятие кредита, по­скольку все операции являются опера­циями покупки иностранной валюты и ее последующего выкупа. Только кон­цессионное финансирование называет­ся займами, поскольку ресурсы для них черпаются не из квоты МВФ, а из специально созданного за счет взно­сов развитых стран целевого финансо­вого пула.

Размер финансового содействия опре­деляется на основе квоты страны в ка­питале МВФ. Например, страна может з5анять в рамках регулярного финанси­рования до 300% своей квоты, в рамках концессионного — до 50, в рамках чрез­вычайного финансирования — до 30% квоты.

Техническая помощь — содействие МВФ странам-членам в области денежной, валютной политики и банковского надзора, бюд­жетной и налоговой политики, ста­тистики, разработки финансового и экономического законодательства и подготовки кадров.

Техническая помощь осуществляется через направление миссий в централь­ные банки и министерства финансов и статистические органы стран, запросив­ших такую помощь, посылку экспертов в эти органы на 2-3 года, проведение экспертизы готовящихся законодатель­ных документов. Институт МВФ, Со­вместный институт, созданный МВФ, Мировым банком и Европейским бан­ком реконструкции и развития, ЕС и ОЭСР в Вене осуществляют повышение квалификации сотрудников среднего звена с уровня заместителя начальника отдела и выше государственных органов стран-членов.

Специфической функцией МВФ, воз­ложенной на него международным сооб­ществом, является пополнение между­народных резервов с помощью выпуска СДР.

Специальные права заимствова­ния — СДР (Special Drawing Rights — SDR) — международный резервный актив, созданный МВФ в 1969 г. и пери­одически распределяемый между стра­нами-членами пропорционально их кво­там в МВФ.

В международной экономике СДР, составляя примерно 2% мировых резер­вов, выполняют функцию международ­ных резервов наряду с золотом и иност­ранной валютой, расчетной единицы, которая используется МВФ и некоторы­ми другими международными организа­циями, валюты фиксации валютного курса некоторыми странами, деноминатора ряда частных финансовых инст­рументов. Курс СДР к доллару рассчитывается ежедневно на основе «корзины» валют ( соотношении средневзвешенных курсов): доллара, иены, евро, швейцарского франка. Курс СДР и доллара составляют 1: 1,7

СДР может использоваться для покупки любой другой валюты пу­тем оплаты ее на СДР, в соглашениях типа своп, в форвардных операциях, для предоставления кредитов, для оплаты внешних финансовых обязательств, для предоставления грантов.

Наши рекомендации