Методы, используемые для определения комплексного показателя конкурентоспособности
Аддитивная модель – представление комплексного показателя конкурентоспособности организации и продукции К суммой вида
, (1.1)
Где Кi – единичные показатели конкурентоспособности организации (или продукции).
Для оценки конкурентоспособности организации менеджеры составляют список ключевых факторов успеха данной отрасли и конкурентных преимуществ либо недостатков (6-10 показателей). Затем проводится оценка организации по всем показателям (желательно использовать оценки от 1 до 10), и эти оценки суммируются для получения комплексного показателя конкурентоспособности организации.
Аналогичная процедура проводится и для наиболее сильных организаций конкурентов. Сравнение полученных оценок комплексных показателей конкурентоспособности организации и конкурентов позволяет выявить преимущество или отставание организации по отношению к конкурентам.
В выражении (1.1) в качестве единичных показателей конкурентоспособности организации (продукции) могут выступать и относительные значения, полученные путем деления значений конкретных показателей для организации (продукции) на максимальные значения или на соответствующие показатели для наиболее сильной организации конкурента (продукции конкурента). В этом случае рассчитанный по формуле (1.1) комплексный показатель будет отражать уровень конкурентоспособности организации (продукции) по отношению к организации конкурента (продукции конкурента).
Данный метод отличается простотой, но может искажать общую оценку конкурентоспособности организации, так как единичные показатели конкурентоспособности отдельных показателей не всегда будут одинаково важны для общей оценки.
Аддитивная модель с весами – представление комплексного показателя конкурентоспособности организации и продукции К на основе использования среднего взвешенного арифметического показателя единичных показателей конкурентоспособности по формуле:
, (1.2)
где Кi – единичные показатели конкурентоспособности организации (продукции) общим числом n;
Wi – показатели значимости (веса) i-гo единичного показателя конкурентоспособности.
Чаще всего на практике используют нормированные значения важности (весов) единичных показателей конкурентоспособности, т.е. их сумма должна быть равной единице. Тогда комплексный показатель конкурентоспособности будет измеряться в той же шкале измерения, что и единичные показатели конкурентоспособности.
Метод позволяет определить оценки комплексных показателей конкурентоспособности продукции для организации. Если это же сделать и для конкурентов, то можно выявить их относительную позицию на рынке. Преимущество данного подхода состоит в том, что учитывается важность единичных показателей конкурентоспособности, что, в свою очередь, дает уверенность в том, что комплексный показатель конкурентоспособности будет более точно отражать измеряемое свойство. К недостаткам этого подхода следует отнести субъективность определения показателей значимости (веса) единичных показателей конкурентоспособности организации.
Мультипликативная модель с весами –представление комплексного показателя конкурентоспособности организации и продукции обычно на основе использования среднего взвешенного геометрического показателя единичных показателей конкурентоспособности:
, (1.3)
где Кi – единичные показатели конкурентоспособности организации (продукции) (где i=1, 2, . . . , n);
Wi – показатели значимости (веса) i-гo единичного показателя конкурентоспособности.
Многоугольник конкурентоспособности –это графический метод построения карты конкурентоспособности по следующим правилам (см. рис. 1.1):
а) круг делится радиальными оценочными шкалами на равные сектора, число которых равно числу критериев;
б) по мере удаления от центра круга значение критерия повышается;
в) шкалы на радиальных прямых градуируется так, чтобы все значения критериев лежали внутри оценочного круга;
г) для сравнения все многоугольники конкурентов строятся на одной карте.