Анализ стратегического положения и оценка действий компании
Метод SPACE заключается в том, что для предприятия оцениваются четыре группы факторов. Каждый фактор оценивается экспертно в шкале от 0 до 6.
Факторы стабильности обстановки - ES (environmental stability):
Технологические изменения | мало | много | |||||||
Темпы инфляции | низкие | высокие | |||||||
Изменчивость спроса | малая | большая | |||||||
Диапазон цен конкурирующих продуктов | малый | большой | |||||||
Препятствия для доступа на рынок | мало | много | |||||||
Давление конкурентов | слабое | сильное | |||||||
Ценовая эластичность спроса | негибкая | гибкая |
Факторы отраслевого потенциала - IS(industry strength)
Потенциал роста | малый | большой | |||||||
Потенциал прибыли | малый | большой | |||||||
Финансовая стабильность | низкая | высокая | |||||||
Уровень технологии | простая | сложная | |||||||
Степень использования ресурсов | неэффективное | эффективное | |||||||
Капиталоинтенсивность | большая | малая | |||||||
Легкость доступа на рынок | легко | сложно | |||||||
Производительность, задействование производственных мощностей | низкая | высокая |
Факторы конкурентных преимуществ - CA(competitive advantage)
Доля рынка | большая | небольшая | |||||||
Качество продукции | высокое | низкое | |||||||
Жизненный цикл продукта | начальный | конечный | |||||||
Цикл замены продукта | фиксированный | сменяемый | |||||||
Лояльность покупателей | сильная | слабая | |||||||
Использование мощностей конкурентами | сильное | слабое | |||||||
Вертикальная интеграция | высокая | низкая |
Факторы финансового потенциала - FS(financial strength)
Прибыль на вложения | низкая | высокая | |||||||
Финансовая зависимость | несбалансированная | сбалансированная | |||||||
Ликвидность | несбалансированная | сбалансированная | |||||||
Необходимый / имеющийся капитал | большой | малый | |||||||
Поток средств | слабый | сильный | |||||||
Легкость ухода с рынка | малая | большая | |||||||
Риск предприятия | большой | малый |
Оценив значение каждого фактора, необходимо вычислить среднее значение факторов внутри каждой из групп, а затем отложить полученные значения на осях координат, показанных на Рис. 1 - Матрица стратегического положения и оценки действий.
В результате получится четырехугольник одного из видов, показанных на Рис. 2 .
Рис. 2.Графическое представление различных стратегических состояний.
Если максимально удаленной от центра координат является сторона в квадранте FS - IS , то компания находится в агрессивном стратегическом состоянии. Если максимально удалена сторона в квадранте IS - ES , то компания находится в конкурентном стратегическом состоянии. Если максимально удалена сторона в квадранте CA - FS , то компания находится в консервативном стратегическом состоянии. Если максимально удалена сторона в квадранте CA - ES , то компания находится в оборонительном стратегическом состоянии.
В зависимости от стратегического состояния, наиболее целесообразными являются следующие группы механизмов стратегии:
Агрессивное | Это состояние типично в привлекательной отрасли промышленности с незначительной неопределенностью обстановки. Компания получает конкурентные преимущества, которые она может сохранить и приумножить с помощью финансового потенциала. Угрозы незначительны, необходимо сконцентрироваться на обеспечении интересов. Механизмы направлены на:
|
Конкурентное | Это состояние характерно для привлекательной отрасли. Организация получает конкурентные преимущества в относительно нестабильной обстановке. Критическим фактором является финансовый потенциал. Необходимо парировать угрозы, связанные с потерей финансирования. Основные механизмы:
|
Консервативное | Это состояние обычно наблюдается на стабильных рынках с низкими темпами роста. В этом случае усилия концентрируются на финансовой стабилизации. Важнейшим фактором является конкурентоспособность продукта. Основные механизмы:
|
Оборонительное | Такое состояние возникает в ситуации, когда организация работает в привлекательной отрасли, но ей недостает конкурентоспособности продукции и финансовых средств. Ключевой стратегией является:
|
Общие ре6комендации матрицы SPACE – анализа представлены на рис. 3.
Каждый стратегический квадрант соответствует одной из четырех возможных стратегических линий компании:
1. Придерживаться наступательных стратегий,
2. Придерживаться консервативной линии поведения,
3. Придерживаться линии сохранения своей компании,
4. Придерживаться линии борьбы за сохранение своих позиций.
Последовательность действий при построении матрицы следующая:
Шаг 1. Подберите совокупность факторов:
●описывающих финансовое положение фирмы (FS);
●определяющих конкурентные преимущества фирмы (CA);
●определяющих степень стабильности внешней среды (ES);
●определяющих привлекательность (силу) рассматриваемой отрасли (IS).
Перечень факторов должен наилучшим образом описывать внутреннюю стратегическую позицию и внешнюю стратегическую ситуацию. Далеко не во всех случаях перечень факторов, приведенный в таблице, будет отвечать этим требованиям. Возможно, понадобиться введение параметров не перечисленных в перечне или исключение приведенных. Подбор факторов осуществляется экспертным путем.
Шаг 2. Установите численное значение для каждого фактора группы факторов FS (финансовое положение фирмы) иIS (привлекательность отрасли) в диапазоне от +1(наихудшее значение) до +6 (наилучшее значение). Установите численное значение для каждого фактора группы факторов ES (степень стабильности внешней среды) иCA (конкурентные преимущества фирмы) в диапазоне от -1(наилучшее значение) до -6 (наихудшее значение).
Выбор численных значений факторов осуществляется экспертным путем.
Шаг 3. Вычислите среднее значение для каждой группы факторов (FS, CA, IS и ES), путем суммирования численных значений факторов каждой группы и деления полученной суммы на число факторов в группе. В результате мы получаем два положительных числа (для группы факторов FS и IS), и два отрицательных числа (для группы факторов CA, и ES).
Шаг 4. Нанесите полученные значения на соответствующие оси матрицы. Соединяя средние значения, отображенные на каждой оси, получаем четырехсторонний многоугольник, отображающий значение и знак (плюс-минус) конкретного показателя.
Шаг 5. Сложите два значения по оси Х (ось CA — IS) и нанесите полученную точку на эту ось. Сложите два значения по оси Y (ось FS — ES) и нанесите полученную точку на эту ось. Полученные значения представляют координаты новой точки на плоскости матрицы.
Шаг 6. Нарисуйте прямую линию, соединяющую начало координат с новой точкой на плоскости матрицы, полученную на предыдущей стадии. Полученная прямая линия представляет собой вектор направления стратегии, рекомендуемой для организации: агрессивные, консервативные, оборонительные или конкурентные стратегии.