Страхование воздушных судов
Страхование каско воздушных судов (Aviation Hull). Этот вид страхования осуществляется в целях защиты имущественных интересов собственника воздушного судна. Поскольку в Украине собственником большинства воздушных судов является государство, то этот вид является обязательным. Страховая сумма должна быть не менее остаточную балансовую стоимость самолета. Страхование воздушного судна, или каско (Hull), можно с двумя основными условиями:
* Только от полной гибели (Total loss only)
* Гибели и повреждения (Hull all risks).
Полная гибель воздушного судна означает:
* Полную потерю воздушным судном способности совершать полет в связи с разрушением основных элементов несущих конструкций (планера) или в случае, если компетентной комиссией установлено, что аварийный ремонт этого воздушного судна технически невозможен или экономически нецелесообразен (стоимость ремонта будет больше страховой суммы) ;
* Исчезновение воздушного судна бесследно, когда оно после планового полета, осуществляемого в период действия договора обязательного страхования, не прибыло к месту назначения и мероприятия по его розыску в течение 60 суток не дали или его розыск официально прекращен до истечения указанного срока;
* Потеря воздушного судна в связи с вынужденной посадкой на труднодоступную и не пригодную для эвакуации этого воздушного судна местность.
Договор страхования может предусматривать иные страховые случаи с оплатой дополнительных страховых платежей по тарифам, установленным страховщиком. Как, например, включать покрытие от "военных рисков" (терроризм, боевые действия, забастовки, переворот и т. п.), или от повреждений с указанием величины франшизы.
Следует обратить внимание, что согласно Чикагской конвенции все аварийно-спасательные работы и расследование авиационного происшествия осуществляются исключительно государственными авиационными властями той страны, на территории которого произошло это событие.
Как правило, при страховании этого вида также применяются унифицированные условия страхования и стандартные исключения. Некоторые основные исключения:
* Страховая компания не несет ответственность за утрату или ущерб, причиненный любой части воздушного судна, произошедшей вследствие физического износа, механической поломки или дефекта. Это исключение не распространяется на потерю или ущерб, который произошел в результате такого физического износа, механической поломки или дефекта;
* Страховая компания не несет ответственности, если воздушное судно используется для незаконных действий или находится вне географическими границами, указанными в договоре страхования, за исключением случаев форс-мажорных обстоятельств (вынужденная посадка);
* Страхование не распространяется на обязательства, которые являются исключением из закона о радиоактивном загрязнении вследствие авиаперевозок.
Страхование воздушных судов является именно тем видом авиационного страхования, по которому зафиксировано наиболее страховых случаев и осуществляется наиболее страховых выплат, поскольку полами и повреждений самолетов бывает немало.
Очень важно при заключении договора по этому виду страхования указывать не только авиаексплуатанта, но и выгодоприобретателя, то есть владельца воздушного судна. При этом страховщику желательно также поинтересоваться у страхователя, не находится данное воздушное судно под залогом, поскольку в таком случае права выгодоприобретателя переходят к компании (лица), в которой этот самолет заставлено. Такая ситуация довольно часто возникает в практике авиационного страхования как в Украине, так и за рубежом. Как правило, страхователями являются авиакомпании-авиаексплуатанты. Последние не являются владельцами воздушных судов, которые они эксплуатируют, и при страховании "каско" в первую очередь должны быть учтены имущественные интересы собственника или всех сособственников. В практике авиакомпании часто используют двигатели, которые они берут в лизинг. Стоимость каждого из этих двигателей может быть разная.
Космическое страхование.
Космическое страхование как вид является одним из самых молодых в мире и с каждым годом играет все большую роль в обеспечении экономической защиты космической деятельности государств при реализации космических проектов, осуществляемых при участии как украинских, так и зарубежных инвесторов. Ежегодно страхуется более 15 космических проектов.
Для каждого космического проекта специально разрабатывается консолидированная программа управления рисками. Такая программа является одним из необходимых элементов страхового обслуживания космических рисков и предшествует заключению договора страхования. Такая программа согласовывается со всеми участниками космического проекта.
Риски, возникающие при реализации космических проектов, можно разделить на 4 вида: технические; ответственности перед третьими лицами; контрактные и финансовые; политические и форс-мажорные. Проводится комплексный анализ, результатом которого является матрица рисков космического проекта, в которую включается перечень рисков, характерных для каждой стадии проекта, и прогнозные оценки вероятности их наступления. Коэффициенты достоверности служат базовой основой для расчета тарифов страхования соответствующих рисков космического проекта, а величина прогнозного размера убытков - для установления величины страховых сумм.
Перечень рисков космического проекта часто включает следующие риски:
* Страхование предпусковых рисков. (Страховая сумма складывается из стоимости составляющих элементов ракетно-космического носителя (РКН), а тариф - 0,5-0,7%);
* Страхование риска пуска РКН (тариф 5-18%);
* Страхование космического аппарата при введении в летную эксплуатацию и при функционировании на орбите (тариф 1-5%);
* Страхование комплекса объектов наземной инфраструктуры (при страховой сумме 75-80 млн дол.; Тариф 1-2%);
* Страхование ответственности за ущерб, которые могут быть причинены третьим лицам (при лимите ответственности 100-500 млн дол.; Тариф 0,06-0,1%).
Страхователями в каждом космическом проекте есть несколько юридических лиц, среди которых заказчик проекта; главный разработчик-изготовитель космического аппарата; главная компания по предоставлению носителя выведения космического аппарата на заданную орбиту ("пусковое агентство") эксплуатирующая организация, обладающая наземной космической инфраструктурой.
Поэтому страхование может быть проведено принципиально двумя способами - каждый участник проекта страхует свои риски самостоятельно, либо участники консолидируются и страхуют свои риски совместно. Конечно, наиболее оптимальным с технической и экономической точки зрения является принцип консолидации.
Страховщик устанавливает поэтапный порядок проведения страхования космического проекта и надежно размещает риски на страховом рынке с участием международных страховых брокеров.
Законом Украины "О страховании" ст. 7 предусмотрены такие виды обязательного страхования космических рисков:
-страхование объектов космической деятельности (наземная инфраструктура), перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины по представлению Национального космического агентства Украины;
- страхование гражданской ответственности субъектов космической деятельности;
-страхование объектов космической деятельности (космическая инфраструктура), которые являются собственностью Украины, относительно рисков, связанных с подготовкой к запуску космической техники на космодроме, запуском и эксплуатацией ее в космическом пространстве;
-страхование ответственности относительно рисков, связанных с подготовкой к запуску космической техники на космодроме, запуском и эксплуатацией ее в космическом пространстве.
Условия и порядок осуществления каждого из перечисленных видов регламентируются Постановлением Кабинета Министров Украины.