Формы поддержки СОНКО на территории Иркутской области

Социальное партнерство в Иркутской области.

(материалы выступления на Совете НКО 18 октября 2012 г.

Подготовлены координатором Совета Широбоковой А.А.–[email protected] )

Формы поддержки СОНКО на территории Иркутской области

1.1. Формы поддержки социально-ориентированных НКО министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области: возможности и перспективы (Мальковская Людмила Алексеевна, 52-75-52)

1.2. Формы поддержки социально-ориентированным некоммерческим организациям Министерством культуры и архивов Иркутской области: возможности и перспективы (Давыдова Анна Владимировна 20-33-12)

1.3. Государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений на территории Иркутской области (Мороз Михаил Степанович , 24-06-45)

2. Механизмы межсекторного социального партнерства (из выступления В.Н. Якимца на конференции в г. Иркутске. 2011 г.)

3. О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций (По материалам министерства Экономического развития РФ, Твороговой Е.А., [email protected] )

1. Формы поддержки социально-ориентированных НКО министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области: возможности и перспективы»

В Иркутской области поддержка социально-ориентированных НКО осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства ИО от 19 мая 2009 года № 154-пп «Об утверждении порядка определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям ... на реализацию общественно полезных программ по проведению мероприятий в области социальной политики, которые определены Постановлением Правительства ИО от12.08.08 № 232-па «О ежегодных мероприятиях в Иркутской области».

Дата проведения конкретных мероприятий определяется приказом министерства, устанавливающим порядок организации проведения мероприятий. Ежегодно в рамках ДЦП «Государственная региональная поддержка социально ориентированных НКО в Иркутской области» ежегодно министерству на протяжении уже ряда лет выделяется 678 тыс. рублей (7.3% от средств областного бюджета, утвержденных Программой).

На 2013-2015 эта сумма осталась неизменной. Всего объем ДЦП составляет около 15 млн. рублей, из которых 9266 тыс. рублей - средства областного бюджета.

Ежегодно субсидии по этой программе получают не более 10 НКО. В этом голу таких организаций пока 5. В среднем сумма субсидии составляет порядка 50 тыс. рублей. Мы понимаем, что этих средств совершенно недостаточно. К тому же мероприятия имеют краткосрочный характер. Как правило, это конкретный праздничный день и однодневное мероприятие. Сейчас, в свете поручений Президента РФ о привлечении в социальную сферу НКО. а также развитие частно-государственного партнерства мы начали вырабатывать новые подходы в этой области. Нами изучено федеральное законодательство, а также опыт субъектов Российской Федерации в области привлечения социально-ориентированных некоммерческих организаций к оказанию государственных услуг. Так, федеральное законодательство не содержит запретов на участие негосударственных организаций в оказании услуг за счет бюджетных средств. В то же время правовая база, регулирующая привлечение негосударственных организаций к оказанию услуг, не развита, а бюджетные средства «закреплены» за областными государственными учреждениями социального обслуживания.

На основании законодательства передача государственных функций и полномочий для исполнения организациям по общему правилу не допускается. Вместе с тем, в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера собственник имущества вправе создавать учреждения. В настоящее время министерство осуществляет полномочия учредителя в отношении 85 государственных учреждений социального обслуживания Иркутской области. Указанные учреждения осуществляют функции министерства в рамках социального обслуживания населения, а также предоставляют отдельные государственные услуги (в частности, предоставление гражданам адресной материальной помощи, обеспечение отдыха и оздоровления детей путем предоставления соответствующих путевок и т.п.). Таким образом, указанный механизм является одной из форм осуществления организациями государственных полномочий.

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб. В государственную систему социальных служб включаются государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации. Исходя из этого. Законом Иркутской области от 7 октября 2008 года № 68-оз «О порядке и условиях социального обслуживания граждан государственными учреждениями социального обслуживания Иркутской области» определяются основные виды, порядок и условия социального обслуживания граждан в государственных учреждениях социального обслуживания Иркутской области.

Возможность социального обслуживания граждан за. счет соответствующего бюджета, в негосударственных организациях социального обслуживания законом не предусмотрена. В связи с чем размещение государственного заказа на оказание социальных услуг населению соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров., выполнение работ, оказание услуг хм государственных и муниципальных нужд» недопустимо. Исполнение негосударственными организациями функций по предоставлению социальных услуг возможно на добровольной основе за счет собственных средств указанных организаций.

В целях поддержки такой деятельности в Российской Федерации разработан ряд нормативных правовых актов о поддержке социально ориентированной деятельности. Так. Законом Иркутской области от 8 июня 2011 года № 37-ОЗ «Об областной государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций» установлены общие подходы к оказанию областной государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в Иркутской области.

Кроме того, конкретные мероприятия государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций закреплены долгосрочной целевой программой «Государственная региональная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Иркутской области» на 2011 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 19 октября 2011 года № 324-пп.

Среди мероприятий по государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций выделяется также оказание им финансовой помощи за счет соответствующего бюджета.

Учитывая изложенное, разработка правовых актов министерства в сфере передачи функций министерства по оказанию социальных услуг в соответствии с действующим законодательством не представляется возможной. При этом следует отметить, что указание на необходимость привлечения к социальному обслуживанию населения негосударственных организаций содержится в проекте Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», подготовленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. В связи с чем в дальнейшем могут быть приняты нормативные правовые акты по данному вопросу. В настоящее время, в силу ст. 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации НКО, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, выделяются субсидии, предусмотренные ст. 78.1 БК РФ, в рамках бюджетных ассигнований на оказание (выполнение) государственных (муниципальных) услуг (работ). Критерием отбора получателей субсидий является процедура конкурса.

Учитывая. что привлечение негосударственных поставщиков официально обозначено в качестве приоритетного направления развития системы государственных услуг в Российской Федерации в Послании Президента РФ Федеральному собранию от 30 ноября 2010 года. гдe отмечено, что решение задачи модернизации системы оказания государственных услуг включает в себя задачу расширения практики привлечения некоммерческих организаций к оказанию услуг в социальной сфере., министерство готово приступить к разработке регионального нормативного правового акта по данному вопросу. Однако существует ряд проблем, которые требуют принципиального решения до начала соответствующей работы по правовому урегулированию финансирования НКО за оказанные ими государственные услуги потребителям. Так. на сегодняшний день необходимо определить возможности непосредственно некоммерческих организаций, у которых нет достаточного количества специалистов, оказывающих услуги, чаще всего отсутствуют помещения. А сильная сторона государственных учреждений социального обслуживания - наличие материально-технической базы, помещения, штата специалистов, стабильного бюджетного финансирования и материально-технической базы, а также четкого прайса и перечня услуг.

Кроме того, НКО должны предлагать социально значимые, востребованные обществом услуги, которые должны выходить за рамки услуг, оказываемых государством, предлагать свои собственные методики, формы работы и доказать свою состоятельность, для чего организация должна обладать именем и опытом работы.

Еще одна проблема - НКО приравнены к бизнес-структурам по налогам, госучреждения, в отличие от них, имеют льготное налогообложение и не платят налоги за оказываемые услуги.

По нашему мнению, стать равноправным участником рынка социальных услуг некоммерческим организациям мешают две основные причины:

- несформировавшийся рынок платных социальных услуг,

--неработающие законы - в области права на получение услуг в
альтернативных организациях, о размещении заказа на выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, считаем, что мероприятия по расширению привлечения некоммерческих организации к оказанию государственных услуг должны включать в себя:

- меры по совершенствованию бюджетного. налогового законодательства РФ, законодательства о государственных и муниципальных закупках, законодательства, регулирующего оказание услуг в социальной сфере;

- подготовку федеральными органами власти инструкций и модельных
актов для регионов по заказу услуг, применению механизма целевых
потребительских субсидий;

- стимулирование реформирования системы оказания государственных
услуг на региональном уровне путем предоставления субсидий субъектам
РФ;

-реализацию обучающих программ для представителей органов
власти, НКО и иных негосударственных поставщиков.

2. Формы поддержки социально-ориентированным некоммерческим организациям Министерством культуры и архивов Иркутской области: возможности и перспективы

Министерством оказывается 3 вида государственной поддержки:

Предоставление субсидий за счет средств областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в целях осуществления деятельности в сфере культуры и искусства (в рамках статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ)

Документация:

1. Постановление Правительства Иркутской области от 4.07.12 № 370-пп «О Порядке определения объема и предоставления субсидий за счет средств областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям в целях осуществления деятельности в сфере культуры и искусства».

2. Акт министерства, принимаемый в год проведения конкурса.

Здесь речь идет о предоставлении субсидий на участие организаций в региональных, всероссийских, международных конференциях, форумах, съездах, фестивалях, выставках и других мероприятиях.

В этом конкуре могут принимать участие только некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность в сфере культуры. В уставных документах должна быть прописана строчка об осуществлении этого вида деятельности.

Конкурс проходит поэтапно:

1. Предоставление организациями документации. Перечень документов для предоставления указан в вышеуказанных документах.

2. Заседание рабочей группы по рассмотрению документов, созданной при министерстве. Критерии отбора указаны в вышеуказанных документах.

3. Принятие решений (подписание распоряжения министром) по выделению субсидий.

4. Заключение соглашения между министерством и организациями.

5. Перечисление денежных средств на счета организаций.

6. Отчеты об использовании субсидии.

Статистика:

В 2011 году в конкурсе приняли участие 19 проектов, 1 организации было отказано в предоставлении субсидии по причине несоответствия установленных документов. Всего было выделено субсидий на сумму – 500 тысяч. Участники - художники, архитекторы, писатели побывали в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Ханты-Мансийске, Казани, Бурятии.

В 2012 году приняли участи 7 заявок с 9-тью проектами. Все заявки были удовлетворены, однако не все в запрашиваемой сумме, но вместе с тем помощь все таки была существенная. Всего было выделено субсидий на сумму – 500 тысяч.Участники - художники, архитекторы, писатели посетили и еще посетят Москву, Санкт-Петербург, Пермь, Читу, Ереван, Крым, Казань.

В 2013 году сумма финансирования составит – 500 тыс. руб.

Сроки проведения конкурса в 2013 году будут размещены на сайте министерства в разделе: субсидии, гранты, премии и в газете «Областная» в январе - феврале 2013 года.

Предоставление субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с выполнением работ, оказанием услуг по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей в 2012 году.

Документация:

1. Постановление Правительства Иркутской области от 7 сентября 2009 г. N 244/23-пп «Об утверждении положения о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с выполнением работ, оказанием услуг по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей»

2. Акт министерства, принимаемый в год проведения конкурса.

Здесь речь идет о реализации любых социо-культурных проектов.

В этом конкуре могут принимать участие как некоммерческие организации, так и юридические лица (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальные предприниматели и физические лица.

Конкурс проходит поэтапно:

1. Подача документов. Перечень документов для предоставления указан в вышеуказанных документах.

2. Работа рабочей группы по рассмотрению документов при министерстве, в которую входят сотрудники министерства. Критерии отбора указаны в вышеуказанных документах.

3. Работа экспертного совета при Правительстве Иркутской области, это представители органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, научной общественности, организаций, осуществляющих культурную деятельность на территории Иркутской области, средств массовой информации, а также физические лица, имеющие заслуги в сфере культурной деятельности.

Здесь отбор идет по бальной системе.

4. Заключение соглашений участников с министерством.

5. Перевод денежных средств на счета получателей.

6. Отчеты об использовании субсидии.

Статистика:

В 2012 году в конкурсе приняли участие 18 заявителей (это 21 проект), из них 6 – физические лица, 12 – юридические лица. Сумма субсидий составила - 2 млн. 236 тыс. руб.

В 2013 году сумма финансирования пока не определена.

О сроках и условиях проведения конкурса в 2013 информация также будет размещена в газете областная и на сайте министерства в разделе: субсидии, гранты, премии в январе-феврале 2013 года.

Наши рекомендации