Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России).

Тема 6. Необходимость и пути реформирования бухгалтерского учета в РФ

Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета.

Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России).

ИПБ России.

Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета

Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29 декабря 1997 г.) определяет основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране. Она основывается на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международно признанным стандартам финансовой отчетности.

Правительством РФ разработана и утверждена (постановлением от 6 марта 1998 г. № 283) Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа будет проводиться по следующим основным направлениям:

1. Совершенствование нормативного правового регулирования.

2. Формирование нормативной базы (стандарты).

3. Методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии).

4. Кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета).

5. Международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях, взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности.)

В настоящее время разработаны, утверждены и действуют:Краткое обозначение Название Утверждающий документ
  Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. приказов Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. № 107н, от 24 марта 2000 г. № 31н)
ПБУ 1/98 Учетная политика организации Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н
ПБУ 2/94 Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство Приказ Минфина РФ от 20 декабря 1994 г. № 167
ПБУ 3/2000 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте Приказ Минфина РФ от 10 января 2000 г. № 2н
ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н
ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. №44н
ПБУ 6/01 Учет основных средств Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н
ПБУ 7/98 События после отчетной даты Приказ Минфина РФ от 25 ноября 1998 г. № 56н
ПБУ 8/01 Условные факты хозяйственной деятельности Приказ Минфина РФ от 28 ноября 2001 г. № 96н
ПБУ 9/99 Доходы организации Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н
ПБУ 10/99 Расходы организации Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н
ПБУ 11/2000 Информация об аффилированных лицах Приказ Минфина РФ от 13 января 2000 г. № 5н
ПБУ 12/2000 Информация по сегментам Приказ Минфина РФ от 27 января 2000 г. №11н
ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи Приказ Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 92н
ПБУ 14/2000 Учет нематериальных активов Приказ Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 91н
ПБУ 15/01 Учет кредитов и займов и затрат по их обслуживанию Приказ Минфина РФ от 2 августа 2001 г. № 60н
ПБУ 16 /02 Информация по прекращаемой деятельности Приказ Минфина РФ от 2 июля 2002 г. № 66н
ПБУ 17/02 Учет расходов на научно- исследовательские, опытно- конструкторские и технологические работы Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 115н
ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н
ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений Приказ Минфина РФ от 10 декабря 2002 г. № 126н
ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности Приказ Минфина РФ от 24.11.2003 г. № 105н

Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России).

ИПБ России.

В апреле 1997 г. в РФ было создано некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров России» (ИПБ России), учредителями которого являются ведущие высшие учебные, научные и общественные организации. Активное участие в создании и деятельности ИПБ России принимает Министерство финансов РФ.

ИПБ России объединяет аттестованныхпрофессиональных бухгалтеров и аудиторов (руководители и ведущие специалисты бухгалтерских служб предприятий, аудиторских служб, профессорско-преподавательский состав в области бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита различных учебных заведений, специалисты финансового менеджмента).

В соответствии с Уставом ИПБ Россииявляется юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на правах собственности, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета, эмблему, печать, штампы, бланки со своим наименованием на русском и английском языках.

ИПБ России имеет право от своего имени заключать договоры и контракты, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде, третейском суде и осуществлять другие действия, не противоречащие действующему законодательству.

Институт осуществляет, согласно действующему законодательству, владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.

Имущество ИПБ составляют:

1. Материальные и финансовые ресурсы.

2. НМА, находящиеся на его балансе. Источникиформирования имущества ИПБ:

1. Вступительные и членские взносы, целевые поступления, единовременные взносы.

2. Доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности.

3. Выручка от реализации работ, услуг, товаров.

4. Дивиденды, получаемые по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим ИПБ.

5. Добровольные денежные и имущественные взносы и пожертвования.

6. Доходы от мероприятий, проводимых ИПБ и другие.

Доходы от всех видов деятельности ИПБ могут быть использованы исключительно на реализацию его уставных целей и задач, распределению между его членами не подлежат.

ИПБ самостоятельно определяет порядок использования своих доходов, в соответствии с действующим законодательством и Уставом.

Убытки, причиненные ИПБ России в результате нарушения его имущественных прав гражданами, юридическими лицами и государственными органами, возмещаются по решению суда или арбитражного суда.

Имущество ИПБ может быть изъято только по вступившему в законную силу решению суда или арбитражного суда.

ИПБ России отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое, в соответствии с действующим законодательством может быть наложено взыскание. Институт не отвечает по обязательствам государства и своих членов, равно как государство и члены ИПБ не отвечают по обязательствам ИПБ.

ИПБ создает филиалыи открывает представительства.Они входят в единую структуру Института.

Филиалы ИПБявляются его обособленными подразделениями, которые расположены вне места нахождения ИПБ, и осуществляют все функции Института, в том числе функции представительства.

Представительства ИПБявляются обособленными подразделениями, находящимися вне Института, представляющие интересы ИПБ и осуществляющие защиту его интересов в месте своего нахождения.

Филиалы и представительства ИПБ не являются юридическими лицами. Их имущество учитывается на отдельном балансе и на балансе ИПБ. Они действуют на основании Положения, утверждаемого Президентским Советом.

Руководители филиалов и представительств назначаются компетентным органом управления ИПБ и действуют на основании доверенности.

Филиалы и представительстваосуществляют деятельность от имени Института. Ответственность за деятельность своих филиалов и представительств несет ИПБ.

В структуру ИПБ входят постоянно действующие Комитеты, Комиссии, Советы, создаваемые целевым назначением в статусе структурных подразделений, в том числе обособленных. Структурные подразделения независимо от статуса, действуют на основании Положений, утверждаемых Президентским Советом.

Основные цели и задачи ИПБ России:1. Объединение в единую профессиональную организацию и координация деятельности

квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового

менеджмента, а также юридических лиц, распространяющих информацию финансово-

экономического профиля, оказания услуг в области бухгалтерского учета, экономического анализа,

аудита, финансового менеджмента, и повышения квалификации работников бухгалтерского, финансово-экономического профиля.

2. Организация и проведение аттестации специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента в целях повышения их профессионального статуса и значимости на профессиональном рынке труда и услуг.

3. Разработка методологии и методики бухгалтерского учета и аудита.

4. Создание системы оперативного информирования Членов ИПБ об изменениях и новшествах в области регулирования бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита.

5. Совершенствование профессиональной деятельности персонала предприятий, связанного с бухгалтерским учетом, финансовым менеджментом и аудитом, формирование положительного общественного мнения о добросовестно работающих специалистах в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента, аудита, защита их интересов в законодательных и исполнительных органах власти, а также социальная защита.

6. Внедрение в практику новых форм и методов организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, отвечающих требованиям Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

7. Формирование у специалистов экономического мышления, соответствующего рыночным отношениям.

8. Представление и защита прав и законных интересов членов ИПБ, оказание им помощи в защите их профессиональных интересов.

В своей работе ИПБ России учитывает интересы как территорий РФ, так и отдельных отраслей народного хозяйства. Отраслевое направление работы Института призвано восстановить регулирование бухгалтерского учета в организациях страны по вертикали по отраслевому признаку. Основными задачами в этой связи являются:

1. Разработка нормативных актов бухгалтерского учета, учитывающих отраслевую специфику.

2. Организация обучения бухгалтеров и аудиторов отраслевым особенностям бухгалтерского учета.

3. Организация толкования отраслевых нормативных документов. Органами управления ИПБ являются:

1. Общее Собрание членов ИПБ.

2. Президентский совет ИПБ.

3. Дирекция ИПБ.

Высшим органом Управления ИПБявляется Общее Собрание Членов ИПБ. Собрание собирается не реже 1 раза в 3 года.

Из числа своих членов, сроком на 3 года оно выбирает Председателя Собрания (Президента ИПБ). Президент может быть избран только на один срок.

Исключительной компетенцией Собрания являются:

1. Внесение изменений и дополнений в Устав ИПБ.

2. Утверждение процедуры собрания.

3. Определение приоритетных направлений деятельности ИПБ, принципов формирования и использования его имущества.

4. Выборы президента ИПБ и вице-президентов ИПБ.

5. Образование дирекции ИПБ.

6. Утверждение отчетов о результатах деятельности Президентского Совета ИПБ, заключений аудитора.

7. Реорганизация и ликвидация ИПБ.

8. Принятие окончательного решения о прекращении членства в ИПБ.

9. Определение процедуры избрания и утверждение количественного и персонального состава президентского совета.

Решения принимаются большинством голосов членов, присутствующих на Собрании, а по вопросам, относящимся к исключительной компетенции Собрания – 2/3 голосов членов, присутствующих на собрании. Решение о преобразовании или ликвидации ИПБ принимается единогласно.

В промежутках между собраниями высшим распорядительным органом ИПБ является Президентский Совет. Он избирается собранием из числа действительных членов ИПБ сроком на 3 года. Члены Совета могут быть переизбраны неограниченное число раз. Количественный и персональный состав президентского совета определяется общим собранием членов ИПБ.

Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал.

Компетенция президентского Совета:

1. Утверждение финансового плана и внесение в него изменений.

2. Утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса.

3. Создание филиалов и открытие представительств, и назначение их руководства.

4. Разработка и представление на утверждение Собрания стратегических программ и направлений деятельности ИПБ.

5. Принятие решения о размерах вступительных и членских взносов, сроков и порядка их внесения.

6. Утверждение «Положения о членстве в ИПБ России», «Положения о повышении квалификации профессиональных бухгалтеров».

Контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью ИПБ осуществляется аудитором, назначаемым по решению президентского совета ИПБ.

Годовой отчет и баланс ИПБ утверждается собранием только при наличии заключения аудитора.

Для регулирования бухгалтерского учета по отраслевому признаку в Институте организуются экспертные советы по бухгалтерскому учету. В настоящее время созданы следующие экспертные советы:

1. По методологии бухгалтерского учета предприятий и организаций черной металлургии.

2. По методологии бухгалтерского учета некоммерческих организаций.

3. По методологии бухгалтерского учета страховых организаций.

4. По методологии бухгалтерского учета бюджетных организаций.

5. По методологии бухгалтерского учета на предприятиях строительного комплекса.

6. По оценке.

7. По методологии автоматизации бухгалтерского учета, аудита и экономического анализа и др. Поскольку знание бухгалтерского учета является основой ряда профессий: бухгалтер, аудитор,

ревизор, контролер, налоговый консультант, финансовый менеджер и т. д., в Институте профессиональных бухгалтеров образованы следующие комитеты:

Комитет по бухгалтерскому учету.

Комитет по налогообложению.

Комитет по аудиту.

Комитет по финансовому менеджменту.

Совет по профессиональному образованию.

В России на сегодняшний день при участии ИПБ создано 67 территориальных институтов профессиональных бухгалтеров (ТИПБ).

Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России). - student2.ru

Наши рекомендации