Анализ и оценка учетной политики организации. Отражение в учетной политике особенностей деятельности экономического субъекта
Проверка учетной политики организации относится к значимым областям аудита. Знание учетной политики позволяет аудитору разрабатывать эффективные методы проверки. В связи с этим учетная политика организации является объектом проверки на всех этапах аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности — от планирования до формирования заключения.
Учетная политика представляет собой совокупность принципов и правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета за отчетный период.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и т. п.
Целью изучения учетной политики является анализ и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета. При этом аудитором должны быть рассмотрены документы, определяющие учетную политику:
• приказ об учетной политике проверяемого организации;
• рабочий план счетов бухгалтерского учета;
• перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
• правила документооборота и технологии обработки учетной информации;
• утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике.
Изучив и проанализировав представленную информацию, необходимо оценить, не является ли отношение руководства организации к формированию и исполнению учетной политики формальным, поскольку только лишь наличие приказа об учетной политике не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления предприятием.
При проведении аудиторской проверки учетной политики аудитор должен установить:
• наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;
• соответствие сроков утверждения приказа об учетной политике требованиям нормативных актов;
• последовательность применения учетной политики;
• раскрытие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих предприятию достоверно отразить его имущественное состояние и финансовые результаты;
• полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;
• соблюдение учетной политики.
В процессе аудиторской проверки необходимо проанализировать соответствие избранной учетной политики характеру и условиям деятельности организации, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам. Аудитор должен оценить используемые способы ведения бухгалтерского учета с точки зрения рациональности и экономичности построенного на их основе учетного процесса, влияния на формирование полной и
Достоверной картины имущественного и финансового положения организации.
Для оценки полноты и правильности положений учетной политики аудитору необходимо убедиться, что учетная политика содержит информацию, обосновывающую выбор способов бухгалтерского учета и особенности их применения исходя из специфики отраслевой принадлежности и иных условий.
Если предприятие самостоятельно разрабатывает способы ведения бухгалтерского учета, то аудитор проверяет, соответствуют ли они допущениям и требованиям, установленным нормативными актами по бухгалтерскому учету. Аудитору также необходимо оценить, соответствует ли перечень условий и методик, раскрывающих сущность и содержание учетной политики организации, требованиям, предусмотренным ПБУ 1/08 «Учетная политика организации» и Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.
Аудитору следует проанализировать, обеспечивает ли учетная политика организации выполнение следующих задач:
• формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и его имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям (участникам) и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и т. д.;
• обеспечение единства методики при организации и ведении бухгалтерского учета на предприятии в целом и в его структурных подразделениях;
• обеспечение оперативности и гибкости реагирования системы бухгалтерского учета на изменения условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности, в том числе обусловленные изменениями законодательных и нормативных актов;
• обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и целесообразностью хозяйственных операций, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
• предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения его финансовой устойчивости.
При формировании учетной политики и последующем ведении бухгалтерского учета должны соблюдаться основополагающие принципы, требования и допущения, такие как:
1) допущение имущественной обособленности — предполагает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этого организации и активов и обязательств других организаций, т. е. в балансе организации отражаются только данные об имуществе и обязательствах самого организации, а все, что не принадлежит ему, учитывается на забалансовых счетах;
2) допущение непрерывности деятельности — предполагает, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. Это означает, что учетная политика создается не на один год, т. е. изначально планируется ее применение в течение длительного периода;
3) допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности — предполагает, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;
4) требование полноты — означает полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности независимо от желаний отдельных работников;
5) требование своевременности — означает своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
6) требование осмотрительности — означает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
7) требование приоритета содержания перед формой — означает отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержании и условий хозяйствования;
8) требование непротиворечивости — означает тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
9) требование рациональности — означает рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и масштабов организации.
При анализе учетной политики организации необходимо также выяснить, все ли вопросы, изложенные ниже в виде таблицы, определены и насколько полно и достоверно они раскрыты.
№ | Объект учетной политики | Способ ведения бухгалтерского учета |
Порядок организации бухгалтерского учета | —Учреждение бухгалтерской службы, возглавляемой главным бухгалтером. Введение в штат должности бухгалтера. — Передача на договорных началах ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту. — Ведение бухгалтерского учета руководителем организации. | |
Рабочий план счетов бухгалтерского учета | — Разрабатывается на основе типового плана счетов. | |
Форма бухгалтерского учета | — Журнально-ордерная форма. — Упрощенная форма. — Другие формы. | |
Формы первичных документов бухгалтерского учета | — Хозяйственные операции оформляются документами установленной формы. — Документы, по которым не предусмотрены типовые формы, разрабатываются предприятием самостоятельно. | |
Организация документооборота | — В соответствии с утвержденным графиком документооборота. | |
Проведение инвентаризации имущества и обязательств | — Порядок и сроки определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. | |
Оценка имущества и обязательств | — В рублях и копейках. — В рублях с отнесением возникающих разниц на финансовые результаты. | |
Система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля | — Предприятие самостоятельно разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля исходя из особенностей функционирования и требований управления предприятием. | |
Формы бухгалтерской отчетности | — Разрабатываются на основе рекомендуемых типовых форм. | |
Способ представления бухгалтерской отчетности пользователям | — На бумажных носителях. — В электронном виде. | |
Переоценка основных средств | — Проводится на начало отчетного года. — Не проводится. | |
Списание стоимости основных средств, не превышающей 40000р за единицу | — Путем начисления амортизации. — Путем единовременного списания на затраты по мере отпуска в производство или эксплуатацию. | |
Начисление амортизации основных средств | — Линейный способ. — Способ уменьшаемого остатка. — Способ списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования. — Способ списания стоимости пропорционально объему продукции и (работ). | |
Погашение стоимости нематериальных активов | — Накопление сумм начисленной амортизации на отдельном счете. — Уменьшение первоначальной стоимости нематериального актива. | |
Начисление амортизации нематериальных активов | — Линейный способ. — Способ уменьшаемого остатка. — Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). | |
Оценка приобретаемых материально-производственных запасов | — По фактической себестоимости приобретения. — По учетным ценам. | |
Признание транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) | — Учет ТЗР на счете «Заготовление и приобретение материальных ценностей». — Прямое включение ТЗР в фактическую себестоимость приобретаемых материально-производственных запасов. — Учет ТЗР на отдельном субсчете счета «Материалы». | |
Списание ТЗР и отклонений в стоимости материально-производственных запасов | — Метод среднего процента. — Упрощенные методы. | |
Оценка списываемых материально-производственных запасов | — Метод оценки по себестоимости каждой единицы. — Метод оценки по средней себестоимости. — Метод оценки по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО). | |
Оценка незавершенного производства | — По фактической себестоимости. — По нормативной производственной себестоимости. — По прямым статьям затрат. — По стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. | |
Оценка выпущенной готовой продукции | — По фактической производственной себестоимости. — По нормативной производственной себестоимости. — По договорным ценам. — По другим видам цен. | |
Классификация затрат на производство | — Прямые и косвенные. — Условно-переменные и условно-постоянные. | |
Распределение косвенных расходов по видам деятельности | — Пропорционально выручке от продажи продукции (работ, услуг). — Пропорционально сумме прямых затрат. — Другим способом | |
Создание резервов по сомнительным долгам | — Создаются. — Не создаются |
В случае наличия дополнений и изменений к учетной политике аудитор должен убедиться, что они внесены в случаях:
1) изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
2) разработки предприятием новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
3) существенного изменения условий деятельности, которые могут быть связаны с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т. д.
Кроме того, аудитор должен проверить наличие у организации учетной политики для целей налогового учета.
В учетной политике для целей налогообложения должен быть отражен порядок ведения налогового учета в соответствии с правилами, определенными главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Аудитор также проверяет наличие приложений к учетной политике для целей налогообложения, таких как формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов.