Договорные и сберегательные учреждения
Страховые компании и пенсионные фонды относят к сберегательным учреждениям, действующим на договорной основе. Эти финансовые институты характеризуются устойчивым притоком средств от держателей страховых полисов и владельцев счетов в пенсионных фондах. Они имеют возможность инвестировать средства в долгосрочные высокодоходные финансовые инструменты. Деятельность страховых компаний является объектом жесткого государственного регулирования и саморегулирования. Главным направлением государственного регулирования выступает лицензирование, предусматривающее в качестве обязательного требования соблюдение минимальной величины уставного, а также резервного капиталов страховых компаний.
В США функционирование страховых компаний регулируется властями тех штатов, в которых они ведут свой бизнес. Регламентируются виды и объемы инвестиций страховых компаний, устанавливаются размеры (проценты) совокупных активов, которые могут быть инвестированы в определенные финансовые инструменты. Регулированию подлежат и комиссионные проценты, которые выплачиваются агентам, и страховые тарифы; лицензируются страховые агенты и т. д.
В России начало страхового дела относят к 1771 г. и связывают с принятием закона о вдовьей казне. В 1776 г. Государственному заемному банку при его учреждении были предоставлены права страхования каменных домов и фабрик, а в 1797 г. при Государственном ассигнационном банке была открыта страховая контора для страхования товаров. Первая частная страховая компания (Первое российское страховое общество для страхования от огня) была создана лишь в 1827 г. В нача-Ле XX в. в России действовало свыше 300 страховых обществ. Наиболее Известными среди них были «Саламандра», «Россия», «Северное». Существовали крупные перестраховочные компании, такие, как Русское общество перестрахования, Взаимное перестраховочное общество и др. Мосле 1917 г. на всей территории России, а с образованием СССР и на
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
Глава 3. Финансовые рынки и институты
всей территории страны страхование было монополизировано в рамках системы Госстраха, функционировавшего на принципах хозяйственного расчета. Наряду с обязательным государственным страхованием осуществлялось и добровольное страхование, в частности страхование жизни, страхование от несчастных случаев, страхование жилья и др.
Первые частные страховые компании в РФ появились в 1988 г. Они создавались в форме кооперативов и обслуживали своих учредителей. Упорядочение страховой деятельности в РФ началось с принятием в 1992 г. Федерального закона «О страховании», который установил основные принципы государственного регулирования страховой деятельности, регламентировал отношения между страховщиками и страхователями, определил статус страховых компаний и т. п.
Страховые компании в России могут самостоятельно выбирать организационно-правовую форму. Законодательных ограничений в этом вопросе нет. Однако существуют жесткие требования к размеру уставного капитала. Новая редакция Федерального закона «О страховании» устанавливает минимальные размеры уставного капитала: для компаний, не осуществляющих страхование жизни, — 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); для компаний, осуществляющих страхование жизни, — 35 тыс. МРОТ; для перестраховочных организаций — 50 тыс. МРОТ.
Наряду со страховыми компаниями на финансовом рынке активно функционируют и пенсионные фонды как государственные, так и частные (негосударственные) (НПФ). В России главенствующее место в системе пенсионных фондов занимает государственный Пенсионный фонд РФ. Порядок создания и функционирования НПФ в России до издания Федерального закона от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» регулировался Указом Президента РФ от 16 сентября 1992 г. №1077 «О негосударственных пенсионных фондах»1. В Федеральном законе был учтен опыт функционирования НПФ. В нем законодательно определен целый комплекс вопросов функционирования фондов, начиная от их создания, ликвидации, до состава обязательной документации, в которую входят правила фонда, пенсионный договор, пенсионные схемы и т. п. В Законе регламентированы права и обязанности всех сторон, участвующих в системе негосударственного пенсионного обеспечения; гарантии исполнения фондом своих обязательств, определены процедуры регистрации и лицензирования НПФ, а также вопросы государственного контроля за их деятельностью. Закон определил и статус НПФ в России — они могут создаваться в форме некоммерческой организации социального обеспечения.
Согласно классическим подходам выделяют несколько категорий НПФ. Фонды делятся на открытые, участником которых может стать
1 Большинство фондов получили лицензию лишь в 1996 г., ввиду того что положение о лицензировании деятельности НПФ было утверждено Правительством РФ 7 августа 1995 г.
любой гражданин, и закрытые. Последние, в свою очередь, подразделяются на: корпоративные, отраслевые, региональные, профессиональные. В настоящее время в России большинство составляют закрытые корпоративные НПФ. Перспективы развития НПФ во многом связаны с особенностями предстоящей пенсионной реформы. В большинстве развитых стран мира пенсионное обеспечение построено на основе комбинации двух систем: государственной (распределительной) и негосударственной (накопительной).
В начале 1990-х гг. под эгидой Всемирного банка было предпринято первое глобальное комплексное исследование проблем старения населения и пенсионного обеспечения. В итоговом докладе сделан вывод о том, что интересы финансового обеспечения лиц пенсионного возраста и экономического роста наилучшим образом обеспечиваются, если развиваются три элемента пенсионных систем: 1) управляемая государством распределительная система, предусматривающая обязательное участие и преследующая ограниченную цель сокращения нищеты среди престарелых; 2) находящаяся в частном или государственном управлении обязательная накопительная система; 3) добровольная накопительная система. Тем самым происходит разделение трех основных функций систем финансового обеспечения лиц пенсионного возраста — перераспределение доходов, накопление средств и страхование. Первая система в данном случае выполняет функцию перераспределения доходов, а вторая и третья — накопление средств и все три обеспечивают совместное страхование от многих факторов риска в преклонном возрасте.
В докладе были предложены и конкретные пути перехода к многоуровневой пенсионной системе для различных стран. В частности, для стран с государственными накопительными программами, обеспечивающими крупномасштабный охват и относительно старым населением (к ним относятся все развитые страны, Россия, государства СНГ, Центральной и Восточной Европы) первый шаг должен состоять в проведении реформ государственного пенсионного обеспечения путем повышения возраста выхода на пенсию, ужесточением условий выхода на пенсию в более раннем возрасте и поощрение более позднего выхода. Эти Реформы сейчас широко осуществляются во всех развитых странах. Второй шаг предусматривает создание обязательных накопительных схем пенсионного обеспечения.
Общей для всех развитых государств тенденцией следует считать Усиление внимания к негосударственным накопительным схемам и постепенное внедрение их в комплексную систему пенсионного страхования. Ранее процесс возникновения накопительных схем происходил бессистемно. Роль лидеров в разработке пенсионных программ брали На себя фирмы. Сегодня регулируемые государством и финансируемые Работодателями и частными лицами накопительные пенсионные планы Начинают играть все более важную роль в пенсионном обеспечении гра-
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
Глава 3. финансовые рынки и институты
ждан. Эти планы становятся частью договора между работодателем и его наемным персоналом. Они обеспечивают поддержку доходов пенсионеров, позволяют предприятиям создавать эффективные программы управления трудовыми ресурсами.
Несмотря на возрастающее внимание к негосударственным пенсионным планам, магистральным направлением пенсионных реформ в развитых странах стало приспособление к.новым условиям сложившихся распределительных схем. Определенные шаги уже предприняты в Германии, Франции, Италии, Швеции, Великобритании и США, разрабатывается пенсионная реформа в Австрии. Основные направления корректировки распределительных схем можно свести к следующим: повышение возрастной границы выхода на пенсию и увеличение продолжительности необходимого трудового стажа; изменение порядка индексации пенсий: пенсии индексируются на основе темпов роста потребительских цен, а не средней зарплаты; уменьшение коэффициента замещения (отношение пенсии к заработной плате получателя пособия); введение обязательных профессиональных накопительных схем и превращение государственной распределительной системы в систему пенсионного обеспечения, основанную на проверке нуждаемости. Выбор того или иного направления в рамках государственной распределительной системы определяют такие факторы, как природа сложившейся в стране пенсионной системы, характер демографической ситуации, господствующие в обществе представления о справедливости, политические соображения. Комплекс мер по реформированию пенсионных систем в группе наиболее развитых государств мира в целом носит, скорее, характер корректировки, чем существенных структурных изменений.
Причины осторожного и постепенного реформирования пенсионных систем западных стран обусловлены тем, что любые стремительные действия в данной области, которые могут резко изменить условия «контракта» между поколениями, не находят общественной поддержки. Создание в большинстве развитых государств условий, позволяющих пенсионерам жить, не ограничивая себя в рамках сложившихся жизненных стандартов, рассматривается в качестве одного из главных достижений западных демократий в социальной сфере. Главное достоинство распределительной системы — значительное сокращение нищеты среди пенсионеров, поскольку в ней сильны перераспределительные элементы. Тем не менее все больше сторонников среди правящей элиты и специалистов приобретает концепция, в соответствии с которой государственная поддержка должна осуществляться только в отношении базовых пенсий, имеющих универсальный характер и не связанных с профессиональными особенностями ее получателей и выплачиваемых исходя прежде всего из социальных прав граждан. Одновременно должны быть расширены масштабы частных пенсионных фондов и индивидуальных пенсионных планов.
В накопительных пенсионных системах пенсионные взносы используются для приобретения финансовых активов. Общая сумма таких активов, которые предназначены для финансирования пенсий по старости конкретных работников, будет со временем возрастать, благодаря отдаче (в форме процента от финансовых средств активов или дивидендов на вложенный капитал), а также потому, что дополнительные пенсионные взносы поступают каждый год. Когда работник достигает возраста выхода на пенсию, запас накопленных активов может быть использован для обеспечения постоянных пенсионных выплат после прекращения работы.
Третьим элементом пенсионных систем в разных странах являются личные добровольные пенсионные планы или схемы. Они функционируют на основе полного финансирования и предусматривают четко определенные взносы. При этом работники и пенсионеры сами несут инвестиционные риски по своим сбережениям. Оценки величины аккумулированных средств частных пенсионных фондах значительно различаются по странам, варьируя от более 70% ВВП в Великобритании до менее 5?6 в Германии и Франции.
Фактически многие развитые страны пришли к пенсионной системе, сочетающей управляемые государством пенсионные схемы с находящимися в частном управлении пенсионными планами по месту работы и личными сберегательными пенсионными счетами для удовлетворения потребностей групп населения со средними и более высокими доходами. Однако решающая роль в обеспечении доходов пенсионеров принадлежит государственной распределительной (солидарной) пенсионной системе.
Пенсионные системы давно уже стали многоуровневыми и напоминают своеобразный многослойный пирог. Таким же «пирогом» становится и пенсионная система России. В соответствии с Программой пенсионной реформы в России предусматривается создание четырехуровневой пенсионной системы. Первым уровнем пенсионной системы является государственная базовая социальная пенсия. Вторым уровнем является трудовая (страховая) пенсия, соответствующая природе солидарности поколений работников наемного труда, за счет обязательных взносов работодателя и работника в Государственный пенсионный фонд России. Третьим уровнем пенсионной системы является обязательная накопительная государственная пенсия, формируемая обязательными отчислениями работодателя пропорционально заработку работника и в зависимости от его возраста. Четвертым уровнем системы пенсионного обеспечения должны стать негосударственные пенсии. Негосударственные пенсии формируются за счет добровольных (дополнительных к государственным) накоплений работодателя и собственных накоплений работников.
В настоящее время существующая государственная пенсионная программа в России формируется на солидарной основе как и програм-
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
Глава 3. Финансовые рынки и институты
мы государственных пенсий во многих других странах мира. Стандартная распределительная (солидарная) пенсионная система основана на налогообложении фонда заработной платы работающих и выплаты пособий пенсионерам из этих средств. Величина пенсионного пособия индивида является функцией заработной платы и трудового стажа, однако без тесной увязки величины заработной платы и пенсий. Другими словами, система предусматривает пособия, которые не увязываются с объемом взносов.
Основу негосударственной дополнительной системы пенсионного обеспечения в РФ составляют негосударственные пенсионные фонды. При этом государство регулирует правовые стороны их деятельности. Контроль и лицензирование деятельности НПФ в настоящее время в России осуществляет отдел негосударственных пенсионных фондов при Федеральной службе по фондовым рынкам. НПФ на практике используют как накопительный (сберегательный), так и распределительный принципы финансирования пенсий. Их выбор в конечном счете определяется возможностями и интересами вкладчиков фонда. Главным принципом финансирования негосударственных пенсий является долговременное систематическое накопление средств (пенсионных взносов) для обеспечения выплаты пенсий. При этом свободные денежные средства инвестируются фондом с целью получения дополнительных доходов, необходимых для выполнения обязательств по пенсионным выплатам.
По экономическому содержанию негосударственные пенсионные фонды представляют собой организации, деятельность которых заключается в аккумулировании денежных средств и их приращении для выплаты пенсий своим участникам. Каждый фонд работает в соответствии с утвержденным уставом, правилами и является самостоятельной организацией. Все средства фонда делятся на пенсионные резервы и средства для уставной деятельности. Как некоммерческая организация, фонд может тратить на свои нужды не более 15% заработанного при размещении пенсионных резервов инвестиционного дохода и весь доход, полученный от размещения средств для уставной деятельности. Весь оставшийся доход увеличивает пенсионные накопления вкладчиков и участников. При этом резервы фонда всегда должны превышать его обязательства перед вкладчиками и участниками.
У участника фонда возникают права требования на пенсионные накопления вкладчика при наступлении условий, зафиксированных в договоре или в пенсионной программе. Набор этих прав определяется в зависимости от варианта пенсионной схемы, от собственных взносов участника, от периода его участия в пенсионной программе вкладчика и некоторых других условий. Права требования по времени могут предшествовать наступлению пенсионных оснований. В этом случае они могут оформляться как резервирование части солидарного счета вкладчика в пользу его участника. В целом права
требования, переданные вкладчиком участнику, реализуются в виде перечисления суммы с солидарного счета вкладчика на индивидуальный счет участника или в виде назначения пенсии участнику с заданным размером выплат с солидарного счета (на определенный период времени или пожизненно).
Основой для заключения договора между фондом и вкладчиком о негосударственном пенсионном обеспечении участника является пенсионная схема фонда, которая и определяет условия негосударственного пенсионного обеспечения. Она регулирует взаимоотношения между фондом, участником и вкладчиком, отражает условия, порядок временного и количественного внесения пенсионных взносов, правила их зачисления на индивидуальные пенсионные счета, условия распределения инвестиционного дохода, соотношения между размерами взносов и выплат, правила наследования накоплений, обязательства фонда по уровню доходности, формирование и использование страхового резерва и другие условия, влияющие на размер взносов и выплат. Поскольку преждевременное изъятие средств из негосударственного пенсионного фонда ограничивается (возможны штрафы, изъятие дохода и т. п.), то это дает возможность считать средства пенсионного фонда так называемыми длинными деньгами, что делает их важным источником долговременных инвестиций, а фонды — крупным институциональным инвестором.
Преобразования пенсионной системы в России носят структурный и институциональный характер. С 1 января 2002 г. происходит формирование новых пенсионных институтов: базовых пенсий, страховых и накопительных пенсий. Пенсионная модель как сочетание данных институтов основывается на принципах и механизмах, сочетающих борьбу с бедностью (базовые пенсии), объединения личных и коллективных усилий по зарабатыванию пенсионных прав с целью частичного замещения заработков (страховая и накопительные пенсии). Следует отметить, что данные институты достаточно развиты с точки зрения методологии и практики применения мировым сообществом.
Смысловое содержание формирующихся в России пенсионных институтов (экономические и правовые их характеристики) во многом принципиально отличается от их аналогов в индустриально развитых странах. Кроме того, структура пенсионных институтов в новой пенсионной системе, а также их конфигурация (сочетание и взаимодополнение) вызывают серьезные опасения с точки зрения эффективности.
Во-первых, институты пенсионной системы должны соответствовать общественному укладу, другим институтам социальной и экономической сферы (заработной платы, налогов и т. д.), демографическому состоянию населения и политике занятости. Во-вторых, пенсионные институты являются формой выражения социальной и экономической Политики государства, должны отвечать историческим и культурным традициям страны. В-третьих, институты пенсионной системы являют-
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
Глава 3. Финансовые рынки и институты
ся правовыми институтами, регулирующими отношения в длительных временных рамках (60—80 лет), что связано с периодом зарабатывания и реализации пенсионных прав, а поэтому их правовое поле должно быть устойчивым и часто не меняться. Данные институциональные характеристики пенсионных систем следует учитывать при анализе отдельных их элементов и механизмов.
Важное место в новой пенсионной системе призван занять институт накопительных пенсий, основанный на долгосрочных инвестициях. Следует отметить, что пенсионные программы долгосрочного инвестирования активов объективно связаны с вероятностью рисковых ситуаций для их участников. Речь идет о следующих рисках: а) риск, связанный с состоянием инвестиционного рынка: стоимость инвестиций на индивидуальном счете может колебаться и значительно падать при неблагоприятных условиях; б) экономический риск: реальная прибыль от инвестированного капитала может оказаться ниже ожидаемой из-за сложных экономических условий, например при высоком уровне инфляции или низких показателях экономического роста; в) риск из-за невыплат по инвестициям: инвестиции могут частично или полностью обесцениться, если компания, в которую были инвестированы пенсионные средства, становится неплатежеспособной или переживает финансовые трудности.
Существуют и другие критические оценки результата применения в значительных масштабах института накопительных пенсий. Их суть можно свести к следующим моментам. Во-первых, даже при незначительном превышении темпов роста заработной платы над темпами роста инфляции на протяжении 30—45 лет (срок накопления пенсионных прав) размер накоплений и соответственно размер пенсий будет несоразмерно мал по отношению к возросшей по уровню (за этот период) заработной плате и в лучшем случае составит 5—10% коэффициента замещения. В практическом плане это означает критическое понижение покупательной способности пенсий. Во-вторых, индивидуальный характер накопления финансовых средств (нестраховой по своей сути) и отказ от механизмов солидарного перераспределения средств между застрахованными существенно повышают риски ненакопления приемлемых по размерам финансовых средств в случаях ранних форм инвалидности работников, значительных периодов учебы, болезни и безработицы. В-третьих, слабо развитые финансовые механизмы и институты в России, отсутствие требуемой инфраструктуры финансовых и фондовых рынков. Эти и другие факторы препятствуют обеспечению приемлемого уровня доходности и надежной сохранности долгосрочных пенсионных активов.
Состояние пенсионной системы зависит от многих слагаемых: уровня заработной платы, положения на рынке труда, налоговой, страховой и социальной политики государства. Основные цели, на достижение которых направлены системы пенсионного обеспечения, закреплены в ба-
зовых конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ), которые были в дальнейшем подтверждены и развиты в Европейской социальной хартии, возможность ратификации которой Российской Федерацией рассматривается в настоящее время. Статья 23 Европейской социальной хартии «Право лиц пожилого возраста на социальную защиту» требует от государств-участников обеспечить пожилым людям достаточно средств, «позволяющих им вести достойную жизнь и играть активную роль в государственной, общественной и культурной жизни». Данное положение подразумевает, что уровень пенсионного дохода должен обеспечить не просто реализацию минимальных потребностей, а сложившийся в период трудовой деятельности уровень и образ жизни. Европейская социальная хартия предусматривает компенсацию не менее 65% заработка при наличии 40-летнего стажа1. Фактический индивидуальный коэффициент замещения по нормам российского законодательства составляет для «типичного получателя» 31—32% предпенсионного заработка, что в два раза ниже уровня европейских стандартов. В связи с этим важнейшей задачей является определение сроков и ориентиров повышения средней пенсии в России до уровня, которые МОТ и ЕС считают минимальными для развивающихся стран — 40% от средней зарплаты после 30 лет трудовой деятельности (Конвенция МОТ № 102 (1964 г.).
Негосударственные пенсионные фонды являются в определенном смысле «дополнением» к государственной системе пенсионного обеспечения. Их роль и значение, а также место в национальной пенсионной системе зависят от структуры и особенностей формирования государственной пенсии. На наш взгляд, интерес к негосударственным пенсионным программам как обязательному объекту инвестирования для российских частных владельцев денежных средств в значительной мере определяется достаточностью государственного пенсионного обеспечения. Поэтому вопросы негосударственного пенсионного обеспечения необходимо рассматривать во взаимосвязи с вопросами, касающимися всей системы пенсионного обеспечения. Тем более, что тот экономический и социальный фон, на котором появились и начали действовать негосударственные пенсионные фонды в России, долгое время складывался при наличии только государственной подсистемы пенсионного обеспечения.
Следует иметь в виду, что принятая система обязательного пенсионного страхования в обозримом будущем (15—20 лет) не способна обеспечить уровень жизни пенсионеров, приближающийся к европейским стандартам. Главной причиной этого недостатка стал тот факт, что пРи разработке нынешнего этапа пенсионной реформы даже не рассматривался вопрос о привлечении населения к формированию своих Пенсионных накоплений. Принятые Федеральным законом от
Роик В. Пенсионная реформа: результаты и перспективы // Пенсионные деньги. 2°04. № з (8).
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
3. финансовые рынки и институты
10 января 2003 г. № 14-ФЗ поправки к Федеральному закону «О негосударственных пенсионных фондах» направлены исключительно на решение задачи привлечения негосударственных пенсионных фондов к работе с накопительной составляющей трудовой пенсии. На формирование накопительной составляющей трудовой пенсии ориентирован и Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Таким образом, место добровольного пенсионного обеспечения в пенсионной системе России законодательно так и не определено.
3.1.6. Финансовые компании
К финансовым компаниям относят компании, формирующие свои средства путем выпуска краткосрочных коммерческих векселей, акций, облигаций или путем заимствования у банков для предоставления кратко- и среднесрочных кредитов на потребительские и коммерческие нужды. Часто они предоставляют кредиты с высокой степенью риска. В отличие от коммерческих банков, аккумулирующих небольшие суммы денежных средств на депозитах и предоставляющих крупные ссуды, финансовые компании заимствуют крупные суммы и выдают небольшие ссуды. Как правило, это институты с высокой долей заемного капитала (размеры заемного капитала могут на порядок превышать объемы собственного капитала). К финансовым институтам мы также относим и исламские банки, которые, хотя и принимают вклады, в то же время не выплачивают по ним проценты.
Среди собственно финансовых компаний выделяют три вида компаний: торговые, потребительские и компании по работе в сфере бизнеса. Торговые финансовые компании предоставляют клиентам кредиты на покупку товаров у определенных розничных продавцов либо производителей. Естественно, эти компании непосредственно конкурируют с коммерческими банками в сфере потребительского кредита. Главное преимущество торговых финансовых компаний заключается в том, что стороны быстро на месте покупки оформляют кредит, т.е. упрощают для клиента вопросы получения кредита. Компании потребительского кредита работают в сфере высокого риска. Они могут предоставить кредит тем лицами, которые не могут их получить в банке. Уровню риска соответствует и процентная ставка этих компаний, которая, естественно, выше, чем в банке. Эти компании могут быть как независимыми, так и принадлежать банкам-В последние десятилетия увеличивается число финансовых компаний по работе в сфере бизнеса. Они осуществляют факторинговые операции, занимаются лизинговым финансированием компаний и т. п.
Финансовые компании могут создаваться в различных организаЦй' онно-правовых формах, таких, как партнерства, корпорации на права* частной собственности, открытые акционерные компании, дочернйе
редириятия, принадлежащие холдинговым компаниям коммерческих банков, компании по страхованию и т. д. Благодаря своей большой гибкости финансовые компании успешно приспосабливаются к быстро изменяющейся внешней среде.
В России финансовые компании пока преимущественно представлены лизинговыми и факторинговыми организациями, которые зачастую создаются в виде дочерних структур коммерческих банков.
Исламские банки.Устойчивое развитие исламских банков связывается с созданием в 1963 г. ссудо-сберегательного банка в египетском селении Мит Галер. Вкладчикам, а ими являлись местные жители, предлагалось три вида счета: сберегательный, инвестиционный и закят [Павлов, с. 32]. Сберегательные счета были беспроцентными, что соответствовало предписаниям шариата. Соответственно эти вклады могли быть свободно изъяты вкладчиками в любое время. Средства на инвестиционные счета вносились на основе принципа последующего солидарного раздела прибыли или убытка между вкладчиком и банком от предоставления банком указанных средств на инвестиционные цели. Доходы, полученные банком от использования средств на счете закят, как и сами средства на этих счетах, предназначались для распределения среди бедняков.
ческой |
С начала XXI в. исламские банки стали выполнять все традиционные банковские операции. Однако основные доходы они получали и получают от инвестиционной и торговой деятельности. Исламские банки активно приобретают акции, доли в уставном капитале различных компаний; инвестируют средства в разнообразные сектора экономики на принципе солидарного разделения прибыли от реализации инвестиционных проектов; предоставляют лизинговые услуги в соответствии с правилами шариата. Исламские банки также активно работают в сфере недвижимости, осуществляя акты купли-продажи земельных участков; участвуют в финансировании оборотных средств по методу «мурабаха». Суть этого метода состоит в том, что банк заключает контракт с клиентом, по которому «язуется приобрести конкретный товар у указанного клиентом поставщика по заранее согласованной цене, определяемой в процентах к заку-ючной цене банка. В данном случае ценовая маржа выступает в роли -воеобразного процента на предоставляемую ссуду. Следует отметить, что при выборе объектов финансирования инвестиционных проектов )анк основное внимание уделяет анализу деловых качеств инвестора, его 'Редпринимательских способностей. Обязанностью клиента-инвестора Шлется обеспечение банку-кредитору максимального совокупного до-}Да по инвестиционному проекту. В случае неудачного исхода в реали-ЦШи финансирования инвестиционного проекта все убытки, связанные Финансированием, ложатся на банк-кредитор. Современная исламская финансовая система строится на экономи-
Рая |
доктрине, исключающей так называемую эксплуатацию, кото-
во многом отождествляется с получением физическим лицом дохо-
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержа^
3. финансовые рынки и институты
да, не принимающим участия в трудовом процессе и (или) не рискующим своим имуществом. В рамках этой доктрины получение процентов на авансированный капитал представляет собой «ярко выраженный вид реальной эксплуатации»; взимание процента — «рибы» рассматривается как серьезный грех любого правоверного мусульманина, а ростовщическая деятельность трактуется как абсолютно неприемлемая. Следует отметить, что данное положение ислама перекликается с подробными запретами и в других религиях. В частности, до XVII в. в Европе действовал запрет на взимание ссудного процента, и он был снят лишь в ходе реформации. Принципиальное отличие исламского банковского дела от традиционной операционной банковской деятельности состоит в отказе от использования ссудного процента как по привлеченным депозитам, так и по предоставляемым банками финансовым ресурсам.
Указанные выше схемы в реальной практике исламских банков несколько модифицируются. Прежде всего это относится к вопросам сохранности привлеченных депозитов и вкладов. Сохранность вкладов в ряде исламских стран получила законодательное оформление, а исламские банки, используя разнообразные формы, во многих случаях гарантируют возврат средств. Далее схемы долевого участия вкладчиков в прибылях банка на практике зачастую сводятся к некоторым фиксированным (ожидаемым) нормам прибыли, которые могут быть и не связаны непосредственно с прибылью банка.
Наиболее сложный механизм применяется к операциям к акционерному финансированию и долевому участию на базе солидарного раздела прибыли или убытка между банком, финансирующим проект, и заемщиком, являющимся инвестором. В этом механизме зачастую используются лизинговые схемы, разнообразные формы перепродажи имущества, которые в совокупности уменьшают уровень инвестиционных рисков. Лица, осуществляющие вклады в исламские банки, могут иметь право на определенную долю прибыли банка от успешной реализации инвестиционного проекта, однако в этом случае они берут на себя и солидарную долю убытка в случае несостоятельности (убыточности) инвестиционного проекта. Таким образом, ссудный процент как недопустимое деяние в исламской доктрине по существу заменен дифференцированной системой долевого участия ссудодателя (вкладчика) в прибылях на базе партнерских отношений.
Возникает вопрос: кроме этической составляющей, что подталкивает клиентов вкладывать свои средства в исламские банки. У клиента есть возможность получения части инвестиционного дохода. Но не это представляется важным, существенным для большинства вкладчиков-Более значимым является возможность получения ссуды клиентом ДД*1 организации собственного бизнеса на беспроцентной основе, а точне на долевой основе банка в практической деятельности вкладчика.
Безусловно, в исламской модели банковского бизнеса нельзя не вЧ деть созидательной основы развития всей системы предприниматель^'
на основе принятия банком на себя большинства и финансовых, иНвестиционных, и деловых рисков. Нельзя не видеть также и глубинные взаимосвязи функционирования системы взаимного кредитования, имеющей многовековую историю и разветвленную правовую базу, с деятельностью исламских банков. В обеих системах ставится и решается задача оказания реальной поддержки наименее обеспеченным слоям общества, лицам, нуждающимся не только в финансовой поддержке, но и определенной защите их в процессе осуществления того или иного вида бизнеса, и, что не менее важно, в банковской исламской модели изначально заложена и решается задача решения ряда социальных проблем населения.