Текущие и сберегательные счета

Тема 6. Исламский банкинг – операции розничного финансирования

Цель лекции:раскрыть особенности работы исламских банков с текущими, сберегательными и инвестиционными счетами, описать операции исламских банков по финансированию жилья и строительства объектов (исламская ипотека), рассказать об операциях, связанных с проектным финансированием.

Вопросы лекции:

1. Особенности ведения текущих и сберегательных счетов в исламских банках.

2. Механизм функционирования инвестиционных счетов.

3. Инструменты и операции исламских банков, связанные с финансированием жилья, строительства и проектным финансированием.

В наши дни исламские банки способны успешно конкурировать с традиционными банковскими институтами не только в сфере обслуживания VIP-клиентов, но и при оказании розничных банковских услуг.

Обязательства исламского банка складываются из средств клиентов на текущих, сберегательных и инвестиционных счетах.

Текущие и сберегательные счета

Разница между текущими и сберегательными счетами в исламском банке та же, что и в традиционных банках. При открытии текущего счета клиент, не претендуя на какое-либо вознаграждение со стороны банка, имеет возможность свободно распоряжаться средствами на счете. Для банка главная цель при открытии и ведении текущих счетов - привлечение средств мелких вкладчиков, которые используют подобные счета для проведения расчетов. Иногда условиями договора может быть предусмотрена комиссия, взимаемая банком за проведение расчетных операций. В большинстве исламских банков комиссия за оказание услуг по текущим счетам не взимается.

Открывая сберегательный счет, клиент в первую очередь претендует на получение вознаграждения. Однако в соответствии с требованиями мусульманского права данное вознаграждение должно быть не в виде фиксированного процента от суммы вклада, а представлять собой часть прибыли, заработанной банком при участии капитала клиента. При этом клиент, как и в традиционных банках, не может свободно распоряжаться средствами на счете и должен заботиться о поддержании на нем минимального остатка средств.

Средства клиентов на текущие и сберегательные счета могут привлекаться либо в форме безвозмездных займов (кард хасан), либо на условиях ответственного хранения (амана или вади'а).

Кард хасан (от араб. - добрый заем) представляет собой беспроцентный заем, предоставляемый как в благотворительных целях, так и для кратковременного финансирования проектов, могущих принести прибыль. В данном случае получателем беспроцентного займа является банк. Своеобразие договора кард хасан заключается в том, что заемщик по своему усмотрению может выплатить заимодавцу (кредитору) премию за предоставленные средства.

При формировании пассивов банк (выступая как заемщик по кард хасан) может использовать остатки на текущих счетах своих клиентов без уведомления их об этом и должен вернуть заемную сумму (без процентов) или ее часть по требованию клиента (например, при получении платежного поручения). Таким образом, главное преимущество оформления вклада до востребования на основе кард хасан для исламских банков - возможность получения доступа к остаткам на сберегательных счетах. Открытие текущих счетов на основе кард хасан практикуется исламскими банками в Иране и ряде других стран.

Гарантированность банком заемной суммы вызывает вопросы ряда мусульманских правоведов. В суре "Корова" сказано: "А если кто в тягости, то - ожидание до облегчения, - ведь оказать милость - лучше для вас, если вы знаете!" (2:280). Следовательно, заключают такие правоведы, безусловное право клиента требовать в любое время всю сумму вклада или ее часть противоречит природе кард хасан, раскрытой в Коране (подробнее об этом см.: Mohammad Omar Farooq. Qard al-Hasanah, Wadiah/Amanah and Bank Deposits: Applications and Misapplications of Some Concepts in Islamic Banking, www.kantakji.org).

Механизм кард хасан используется некоторыми исламскими банками также при работе со сберегательными счетами. Например, в том же Иране, не гарантируя владельцу сберегательного счета выплату фиксированной прибыли, банки могут предоставить ему бонус, причем не только в виде наличности, но и в форме подарка. Владельцы сберегательных счетов могут также получать скидки и приоритет в обслуживании при пользовании услугами банка .

Не будучи формально запрещенными шариатом, подобные подарки и скидки являются уловкой (хийал), позволяющей исламским банкам конкурировать с традиционными банками при работе с мелкими клиентами.

В активных операциях исламских банков кард хасан выполняет скорее идеологическую, чем экономическую функцию. Предоставление беспроцентных кредитов тем, кто в них нуждается, способствует росту благосостояния в обществе, сокращает пропасть между богатыми и бедными и, в конечном счете, повышает доверие к исламским банкам у населения.

Для того чтобы получить беспроцентный кредит у исламского банка, заемщик, как правило, должен соответствовать определенным критериям: быть постоянным клиентом банка, проживать в той местности, где функционирует банк, обладать хорошей репутацией и т.п.

Амана (от араб. - честность, надежность), как и кард хасан, имеет основу в тексте Корана: "...А если кто-нибудь из вас доверяет другому, то пусть возвращает тот, которому доверено, свой залог и пусть боится Аллаха, Господа своего" (2:283). В исламском банковском деле под аманой понимается ответственное хранение. По общему правилу банк не вправе распоряжаться предметом хранения и может лишь выполнять поручения владельца вклада в отношении данного предмета, взимая за это определенную плату. Кроме того, банк имеет право покрывать за счет владельца расходы, связанные с выполнением его распоряжений. Многие банки стараются не использовать механизм амана при работе с текущими и сберегательными счетами: не имея возможности задействовать клиентские средства для формирования активов, они вынуждены создавать 100%-ный резерв под данные обязательства.

Однако в некоторых банках допускается использование средств со счета на основе механизма амана - с согласия владельца такого счета. Текущие счета, при работе с которыми банк использует аману, называются доверительными счетами.

Таким образом, механизм амана зачастую более выгоден клиентам, чем самим банкам.

Что касается сберегательных счетов, то более приемлемым механизмом для исламских банков при работе с ними является вади'а. По мнению некоторых специалистов, по основным параметрам вади'а, используемая в исламском банковском деле, практически тождественна амане. Так, некоторые банки так же, как и в случае с аманой, создают 100%-ный резерв под существующие обязательства банка по сберегательным счетам.

В исламском банковском деле соблюдены далеко не все условия известного мусульманскому праву договора вади'а. Открывая клиенту сберегательный счет, банк получает возможность использовать предоставленные средства для инвестирования. Иными словами, банком не соблюдается запрет в отношении пользования предоставленным на хранение имуществом, содержащийся в классическом договоре вади'а. Прибыль владельцам счетов выплачивается по усмотрению банка. При этом клиент может в любой момент забрать свои деньги.

Итак, как свидетельствует практика, при работе со сберегательными счетами исламские банки могут выбрать один из нижеследующих механизмов:

1) принимать сберегательные депозиты на основе договора вади'а. Клиенты дают банку разрешение использовать данные средства, а банк, в свою очередь, гарантирует возврат суммы вклада. Что касается прибыли, то ее выплата клиенту отнесена на усмотрение банка;

2) рассматривать сберегательные депозиты как кард хасан (беспроцентный заем), предоставленный клиентом банку. В качестве вознаграждения клиенту банк может выплачивать нефиксированную прибыль и/или предоставлять скидку при пользовании его услугами;

3) открывать сберегательные вклады с правом инвестировать и делить прибыль в течение оговоренного срока (механизм мудараба);

4) преобразовывать сберегательные вклады в инвестиционные.

Вади'а применяется при работе с текущими счетами в практике исламских банков в таких странах, как Бангладеш, Бахрейн, Иордания, Турция и др. В Малайзии модифицированный механизм вади'а лежит в основе сберегательных счетов.

В практике исламских банков в Кувейте мударабой именуется та часть средств клиента, которая инвестируется банком, а к кард хасан относится неинвестируемая часть средств.

Исламские банки предоставляют своим клиентам, имеющим текущие счета, такие услуги, как выставление чека, операции с векселями (банковские тратты, переводные векселя), дорожные чеки и др.

Клиенты могут завести дебетовую карточку. Что касается кредитных карт, то долгое время данная услуга была недоступна клиентам исламских банков. Мусульманское право запрещает использование традиционных кредитных карт постольку, поскольку их использование сопряжено с взиманием и выплатой процента. Если же кредитная карта служит для безналичных расчетов, при которых банк-эмитент не взимает с держателя этой карты каких-либо дополнительных платежей, кроме комиссии за пользование ею, то использование такой "кредитной" карты считается дозволенным. Начиная с 1990-х гг. в ряде исламских банков появился такой новый продукт, как исламская кредитная карта.

Например, "Шамиль Бэнк" (Бахрейн) предлагает своим клиентам кредитную карту ар-руббан. Ар-руббан представляет собой кредитную карту платежной системы MasterCard. Возможен выпуск двух видов карты: Classic и Gold. Выпуску ар-руббан предшествует открытие счета: клиенту открывается счет с определенным лимитом средств, на который дебетуются все операции клиента по использованию средств в размере предоставленного лимита. Возможно погашение кредита равными долями в течение 12 месяцев. Однако если клиент решит обналичить средства с карты, то он должен вернуть кредит полностью. Штрафы за просрочку платежа клиентом не предусмотрены: если клиент не погашает свою задолженность в срок, банк имеет право снять со специального маргинального счета клиента резервную сумму.

Маргинальный счет - здесь: специальный счет, который открывается банком на имя клиента. На маргинальный счет клиентом депонируется определенная сумма (резервная сумма), которой клиент не вправе распоряжаться (расходовать). При просрочке клиентом ежемесячного платежа в счет покрытия отрицательного баланса по основному счету банк вправе снять с маргинального счета сумму, необходимую для покрытия такого отрицательного баланса.

Инвестиционные счета

В отличие от традиционных банков, исламский банк переводит кредитную основу финансового бизнеса на инвестиционную. Деньги вкладчиков, которые вносятся клиентами исламского банка на специальный инвестиционный счет, инвестируются банком в различные финансовые проекты. Прибыль, которую получит владелец счета, зависит исключительно от результатов инвестирования, осуществленного банком.

Исламские банки открывают своим клиентам совместные (общие) инвестиционные счета, размещают инвестиционные депозиты с ограниченным/неограниченным сроком действия, а также специализированные депозиты. Инвестиционные счета называют также счетами на основе системы разделения прибылей и убытков. Это объясняется тем, что в основе инвестиционных счетов в исламских банках лежит механизм мудараба. Из всех механизмов, используемых в работе не только исламских банков, но и других финансовых структур, мудараба, пожалуй, наиболее соответствует принципам ислама.

Счета Мудараба

В целом, финансирующим организациям запрещается гарантировать капитал своих клиентов в отношении инвестиций, основанных на схемах Мудараба или Вакала. При этом в некоторых странах были разработаны механизмы, которые, по крайней мере, предлагают элементы гарантирования капитала. Например, счета Мудараба обеспечивают элемент гарантирования капитала с использованием технологий, таких как резервы стабилизации дохода. На практике часть доходов, полученных от депонирования денежных средств, будет зачисляться в резерв стабилизации доходов. В случае потери капитала, включающей депозит, либо когда выплачиваемый доход является некоммерческим, банк по своему усмотрению может использовать резерв стабилизации дохода для возмещения потери капитала или увеличения выплачиваемого дохода. Денежные средства, лежащие на этих счетах, таким образом, обеспечивают инвесторов доходом в соответствии с шариатом.

Использование чистой мударабы лишает владельца капитала права вмешиваться в управление проектом. После вступления в силу договора между ним и мударибом владелец капитала должен ожидать лишь свою долю прибыли, если таковая будет иметь место. Очевидно, что подобный механизм сопряжен с высоким риском и потому не вызывает большого энтузиазма со стороны исламских банков. Они предпочитают использовать так называемую двухслойную мударабу. В данном договоре банк выступает в двух ипостасях: как мудариб, привлекая деньги клиентов, и как рабб ал-мал, инвестируя указанные средства в различные операции, разрешенные шариатом. При этом клиентам, как и в случае с чистой мударабой, гарантируется не фиксированный доход, а лишь доля прибыли, если таковая будет иметь место по результатам инвестирования.

Доходность по инвестиционным счетам в исламских банках зависит от прибыльности финансируемых банком инвестиционных проектов. Доли и пропорции раздела совокупной прибыли между банком и клиентом зависят, как правило, от срока вклада. Зачастую доля клиента может достигать 90%.

Если банк не является полностью исламским и осуществляет часть операций на основе традиционных методов финансирования, то он должен вести отдельные счета для процентных и беспроцентных транзакций. Во многих исламских банках действует правило, запрещающее банку смешивать собственные средства с деньгами владельцев инвестиционных счетов.

Исламская ипотека

Другие методы исламского финансирования также легли в основу розничных банковских продуктов, предлагаемых исламскими банками. В частности, такого востребованного в наши дни продукта, как исламская ипотека.

В настоящее время исламская ипотека имеет несколько разновидностей в зависимости от того метода финансирования, который лежит в ее основе. В современной исламской ипотеке используются такие методы финансирования, как мурабаха, иджара и мушарака.

Мурабаха (купля-продажа по согласованной цене) представляет собой разновидность договора купли-продажи товара между одной стороной (продавцом) и другой стороной (покупателем) по согласованной цене, которая включает надбавку продавца к стоимости товара. В широком смысле мурабаха - это финансирование путем купли-продажи актива.

По условиям договора мурабаха одна сторона - банк, действуя за свой счет, но от имени покупателя, приобретает определенный товар в соответствии с описанием, представленным покупателем в заявке. Покупатель также представляет банку информацию о цене товара, наличии его на рынке и т.п. При этом банк имеет право проверить все сведения, которые сообщил покупатель.

Покупатель может сам найти необходимый товар. В таком случае клиент в мурабахе выступает в двух ролях: как агент банка, когда ищет товар на рынке и оценивает его, и как собственно покупатель, когда приобретает данный товар у банка.

Цена товара является существенным условием договора мурабаха.

Договор мурабаха вступает в силу после приобретения банком заказанного покупателем товара у третьей стороны. Это обусловлено тем, что в соответствии с мусульманским правом ключевым условием для заключения договора мурабаха и последующей передачи права собственности на предмет договора является фактическое обладание оговоренным товаром со стороны продавца (банка).

После вступления договора мурабаха в силу банк продает клиенту товар по цене, которая включает надбавку (маржу), как правило, с рассрочкой платежа. Размер наценки зависит от рыночной конъюнктуры и, как правило, привязан к лондонской межбанковской ставке (LIBOR). Право собственности на приобретенные банком товары, в зависимости от договоренности между банком и клиентом, может переходить к клиенту-покупателю в самом начале выплаты платежей в рассрочку.

Классическая мурабаха предусматривает, что прибыль финансиста (маржа) по договоренности сторон может представлять собой фиксированное комиссионное вознаграждение либо выражаться в процентном отношении к закупочной цене.

С точки зрения традиционного банковского дела финансирование и купля-продажа представляют собой две отдельные транзакции. Продавец претендует на предпринимательскую прибыль от продажи товара, а финансист - на фиксированный доход, размер которого определяется ставкой процента по кредиту. В отличие от традиционного банка, исламский участвует не только в сугубо финансовой, но и торговой деятельности. В случае с мурабахой процесс финансирования превращается в одно из звеньев торговой транзакции, итогом которой является не процент (фиксированная величина), а прибыль, размер которой не является фиксированным, поскольку определяется в зависимости от величины ставки LIBOR. С доктринальной точки зрения обоснованием такого построения операций исламского банка является исламский запрет на чисто денежные операции. Любой коммерческий контракт должен строиться вокруг реального актива, будь то товар или услуга или же продукт интеллектуальной деятельности.

Мурабаха как способ финансирования характеризуется краткосрочностью. По сравнению с механизмами, основанными на системе разделения прибылей и убытков, мурабаха отличается невысоким риском. Наиболее существенным является риск отказа клиента (покупателя) от приобретения товара. По общему правилу покупатель может отказаться от покупки, и банк не может наложить на него штрафных санкций. Однако в последнее время исламские банки стали использовать дополнительные соглашения, позволяющие требовать от покупателя приобретения товара. Покупатель принимает на себя одностороннее обязательство выкупить товар по первому требованию банка (т.н. purchase undertaking). В случае невыплаты покупателем маржи банк имеет право добиваться ее выплаты в суде.

Кроме того, необходимо отметить, что до вступления в силу договора мурабаха, то есть до приобретения банком товара, банк несет риск его случайной гибели, другие связанные с владением товаром риски, в том числе риск изменения цены товара на рынке.

В исламской ипотеке от клиента требуется обладать определенной суммой для внесения первоначального взноса. Например, 20% от стоимости приобретаемого жилья. Клиент находит продавца недвижимости, после чего обращается к банку или другому финансовому институту, который выкупает дом (квартиру) у продавца и перепродает клиенту. Оставшуюся часть стоимости квартиры клиент выплачивает в рассрочку. В цену, по которой банк перепродает дом клиенту, закладывается прибыль банка и инфляционные издержки.

Главное преимущество ипотеки на основе модели мурабаха заключается в том, что с момента внесения первоначального взноса и заключения договора право собственности на жилье переходит к клиенту.

Первые исламские ипотечные продукты в Англии основывались на договоре мурабаха. Однако у целого ряда мусульманских правоведов есть претензии если не к самой мурабахе, то к финансовым институтам, злоупотребляющим ею. В последнее время появились исследования, в которых авторы выступают за отказ от двойных стандартов и призывают называть вещи своими именами. Иными словами, предлагается перестать прикрывать взимание процента в договоре купли-продажи по согласованной (повышенной) цене арабскими терминами (мурабаха) и признать процент в договоре купли-продажи, где товар продается в рассрочку с наценкой, легитимной с точки зрения шариата.

В связи с вышесказанным для некоторых финансовых структур, предлагающих своим клиентам исламские ипотечные продукты, более приемлемым является механизм иджара.

Иджара (аналог лизинга). При использовании такого метода финансирования, как иджара, клиент находит жилье, которое намеревается приобрести, после чего банк покупает его и сдает в аренду клиенту. Таким образом, клиент с этого момента выступает в роли арендатора, а продавец - в роли арендодателя. Арендодатель, как правило, пересматривает размер арендной платы с учетом изменения рыночных цен. Одно из главных преимуществ модели иджара - клиенту не надо располагать значительной суммой для заключения договора.

Мушарака. В широком значении мушарака - это договор товарищества, в котором полученная прибыль делится между сторонами в заранее оговоренных долях, в то время как убытки распределяются пропорционально вкладу в капитал. Убывающая же мушарака представляет собой форму товарищества, в котором одна из сторон (банк или другое финансовое учреждение) заранее оговаривает свое намерение выйти из проекта до конца существования самого товарищества. Таким образом, клиент в соответствии с соглашением между ним и банком постепенно или сразу выкупает долю банка в товариществе с помощью собственных или привлеченных средств. Результатом подобной транзакции становится выкуп клиентом доли банка в проекте. Последняя модель как раз использовалась в работе потребительского общества "Мэнзил", предлагавшего услугу по приобретению жилья для мусульман в соответствии с шариатом.

"Мэнзил" представлял собой жилищный кооператив. В основе функционирования схемы приобретения жилья, предлагаемой обществом, лежал механизм убывающей мушараки.

В соответствии с указанным механизмом клиенту необходимо было вступить в общество и заплатить вступительный взнос (1 тыс. руб.) и первоначальный паевой взнос (минимум 10 тыс. руб.). Важно, что клиенту было необязательно изначально располагать средствами, необходимыми для покрытия расходов на покупку половины или трети стоимости квартиры. Эти деньги он мог накопить вместе с обществом. Вступив в общество, клиент как бы инвестировал свой первый паевой взнос (вступительный взнос предназначался на покрытие расходов общества - это своего рода комиссия) в дозволенные с точки зрения шариата виды деятельности. Таким образом, клиент мог накопить необходимые 30% стоимости квартиры.

Следующий этап - поиск квартиры, который "Мэнзил" осуществлял при содействии риелторских агентств за счет клиента-пайщика. Общество дофинансировало недостающую сумму (70% или меньше, если на тот момент клиенту удалось накопить больше, чем 30% стоимости квартиры). Далее "Мэнзил" приобретал квартиру в свою собственность и с этого момента выступал по отношению к клиенту-пайщику как арендодатель к арендатору. Вступал в действие договор аренды с последующим выкупом. Ежемесячно выплачивая арендную плату, клиент постепенно должен был погашать свой долг перед обществом, после чего мог стать полноценным собственником квартиры. Важно, что арендная плата рассчитывалась исходя из долевого участия сторон и должна была сохраняться неизменной в течение действия договора. Таким образом, постепенно погашая свой долг, пайщик, несмотря на рост арендной платы, платил бы меньше.

Если бы клиент оказался не в состоянии погасить свой долг вовремя (делать это необходимо было ежемесячно), то ему могли позволить внести свой долг в следующем месяце. В случае расторжения договора квартира продавалась, а все понесенные обществом расходы погашались за счет пайщика.

Поскольку большинство мусульманских правоведов считает недозволенным взимание банком или иным финансовым учреждением штрафа с клиента, в "Мэнзил" штрафы за досрочное погашение клиентом своего долга перед обществом отсутствовали.

Одним из главных недостатков программы была ее краткосрочность: первоначально был установлен период погашения задолженности клиента в 5 лет, позднее он был увеличен до 7 лет. Однако в перспективе планировалось увеличить срок действия программы до 10 лет и более. Кроме того, специалистами общества разрабатывался проект покупки в соответствии с требованиями мусульманского права транспортных средств.

Например, в Великобритании при приобретении недвижимости в соответствии с шариатом клиенту приходится вносить 20% стоимости приобретаемого жилья, а в случае приобретения квартиры или дома по традиционным схемам первоначальный взнос будет на порядок ниже. Ранее для желающих воспользоваться исламскими ипотечными продуктами существовала другая проблема - так называемого двойного гербового сбора. Гербовый сбор - налог, взимаемый при регистрации права собственности. При приобретении недвижимости по условиям, соответствующим шариату, клиенты вынуждены были платить данный налог дважды. Лишь после серии консультаций, проводимых при участии казначейства, FSA, представителей крупнейших банков и мусульманских организаций Великобритании, проблема двойного налогообложения была решена в пользу пользователей ипотечных услуг по шариату.

Также возможно разработать программу, где клиент вступает в иерархическое соглашение Истисна/Убывающий Мушарака, как средство финансирования строительства жилых зданий (см. рис.).

Данная схема состоит из следующих этапов:

1. Клиент оплачивает стоимость строительства недвижимости. Оставшаяся часть покрывается финансирующей организацией.

2. Финансирующая организация подписывает соглашение параллельный Истисна с клиентом и подрядчиком.

3. В конце строительного периода, клиент владеет частью строительного объекта (на основе первоначального вложенного капитала).

4. Стороны подписывают договор Убывающий Мушарака, где клиент соглашается приобрести путем взносов долю участия финансирующей организации в строительном объекте. Право владения объектом сохраняется у финансирующей организации в течение этого периода.

После того, как клиент выкупил долю участия финансирующей организации в объекте, финансирующая организация передает право владения клиенту, и программа на этом завершается.

Рис. Поярусная финансовая программа

Текущие и сберегательные счета - student2.ru

Однако, несмотря на снятия некоторых существенных преград на пути развития исламской ипотеки, можно констатировать, что последняя продолжает оставаться уделом избранных, продуктом, предназначенным небольшой прослойке населения, исповедующей ислам и обладающей значительными финансовыми средствами.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте краткое описание особенностей ведения текущих и сберегательных счетов в исламских банках?

2. Расскажите о механизмах функционирования инвестиционных счетов.

3. Опишите инструменты и операции исламских банков, связанные с финансированием жилья.

4. Посредством каких инструментов осуществляется финансирование строительства и проектное финансирование в исламских финансах?

Рекомендуемая литература:

1. «Исламские финансы и банковская система: философия, принципы и практика», Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми, Линова-Медиа Казань, 2012г.;

2. «Исламская экономическая модель и современность». Р. И. Беккин, Издательский дом Марджани, Москва, 2009г.;

3. «Настольная книга по исламским финансам». Учебник под редакцией М. Кабир Хассан, Мэрвин К.Льюис (перевод на русский язык под редакцией Е. Байдаулет), Астана, 2010г.;

4. «An Introduction to Islamic Finance», Mufti Muhammad Taqi Usmani, Kluwer Law International, 2002.

Наши рекомендации