Внесение изменений в федеральный закон
О федеральном бюджете на текущий финансовый год
и плановый период
Правительство РФ разрабатывает и представляет в Государственную думу проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период. Одновременно Правительством РФ представляются следующие документы и материалы: а) ожидаемые итоги социально-экономического развития в текущем финансовом году и уточненный прогноз социально-экономического развития в плановом периоде; б) сведения об исполнении федерального бюджета за истекший отчетный период текущего финансового года; в) оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году; г) пояснительная записка с обоснованием предлагаемых изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
Вносить аналогичные проекты законов в части, изменяющей основные характеристики и ведомственную структуру расходов федерального бюджета в текущем финансовом году, могут в соответствии с Конституцией РФ также субъекты права законодательной инициативы. Это возможно в случае превышения утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете общего объема доходов без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния более чем на 10% при условии, что Правительство РФ не внесло в Государственную думу соответствующий законопроект в течение 10 дней со дня рассмотрения ею отчета об исполнении федерального бюджета за период, в котором получено указанное превышение.
Проект федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период рассматривается Государственной думой во внеочередном порядке в течение 25 дней в трех чтениях1. Принятый Думой закон рассматривается Советом Федерации в течение 14 дней после его представления Государственной думой. В случае отклонения Советом Федерации указанного федерального закона осуществляются согласительные процедуры в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.
Исполнение бюджета
Суть этой стадии бюджетного процесса — обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных доходов и финансирование всех запланированных расходов. Общие основы исполнения бюджетов бюджетной системы РФ определяются и регулируются
Процедурные вопросы внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете подробно изложены в главе 23 Бюджетного кодекса РФ.
290 Раздел II. Государственные и муниципальные финансы
глава 8. Бюджетный процесс
Бюджетным кодексом РФ. Конкретный порядок исполнения бюджета определяется соответствующим органом исполнительной власти — Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, включая государственные внебюджетные фонды, осуществляется Федеральным казначейством. Казначейское исполнение бюджетов присуще многим странам с развитой экономической системой — Германии, США, Швеции и др. Федеральное казначейство создано в 1992 г. с целью эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, реализации государственной бюджетной политики, осуществления контроля за поступлением и использованием бюджетных средств1. До 1998 г., т. е. в период становления казначейской системы, исполнение бюджетов осуществлялось через уполномоченные банки, где открывались специальные бюджетные счета; поскольку зачастую бюджетные средства использовались банками не по назначению, эффективность организации бюджетных потоков была невысока.
Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов РФ. На органы Казначейства возлагаются организация исполнения и собственно исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами2. Отдельные функции финансовых органов субъектов РФ (финансовых органов муниципальных образований) по исполнению соответствующих бюджетов могут осуществляться органами Федерального казначейства на основании соглашений между ними и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (местными администрациями муниципальных образований).
Полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Федерации, его территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов муниципальных образований, входящих в его состав, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти соответствующего субъекта при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта необходимого для их осуществления имущества. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов предполагает: а) проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджеТ и кассовым выплатам из бюджета; б) предоставление финансовым орга-
1 См.: Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О Федеральном казначей
стве».
2 Более подробно о бюджетных полномочиях Федерального казначейства см-
в Бюджетном кодексе РФ, ст. 166.1.
нам информации о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов.
Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе единства кассы и подведомственности расходов. Принцип единства кассы означает зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с этого счета. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает в Центральном банке РФ счета, через которые и осуществляются все кассовые операции. В процессе исполнения бюджетов запрещается осуществление операций, минуя систему счетов Федерального казначейства. Не допускается размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение от этого дополнительных доходов и передача полученных доходов в доверительное управление. Эти требования не распространяются на Российскую Федерацию и ее субъекты, не получающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), а ее утверждение и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа. Утвержденные показатели росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. В сводную бюджетную роспись включаются бюджетные ассигнования по источникам финансирования дефицита бюджета, что позволяет отразить все кассовые потоки и установить единые процедуры управления ими.
В ходе исполнения бюджета показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены решением руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным Фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих оснований. При изменении показателей сводной бюджетной росписи по расходам, утвержденным в соответствии с ведомственной структурой расходов, не допускается уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение публичных н°рмативных обязательств и обслуживание государственного (муниципального) долга, в целях увеличения иных бюджетных ассигнований.
В ходе исполнения федерального бюджета показатели сводной бюд-кетной росписи могут быть изменены в соответствии с решениями Министра финансов РФ без внесения изменений в федеральный закон ' Федеральном бюджете: а) в случае осуществления выплат, сокращаю-
Раздел II. Государственные и муниципальные финансы
Глава 8. Бюджетный процесс
щих долговые обязательства, а также за счет средств Резервного фонда-б) по результатам использования средств государственных внешних заимствований Российской Федерации, а также в случае неполного освоения средств кредитов (займов) международных финансовых организаций и средств, предназначенных для софинансирования проектов, осуществляемых за счет кредитов международных финансовых организаций.
В качестве обязательного документа исполнения бюджета рассматривается кассовый план, под которым понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году. Кассовый план позволяет планировать периоды кассовых разрывов и наличие временно свободных средств бюджета, формировать оперативную информацию для принятия решений по управлению средствами бюджета. Составление и ведение кассового плана осуществляется финансовым органом или уполномоченным органом исполнительной власти (местной администрации).
Порядок исполнения бюджетов по доходам и расходам и соответствующие процедуры регламентируются Бюджетным кодексом РФ, что не исключает права финансовых органов на соответствующие корректировки в пределах принятых норм. Исполнение бюджетов по доходам предусматривает: а) зачисление на единый счет бюджета доходов и иных поступлений в бюджет; б) возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, включая проценты по ним; в) зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм; г) уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ. Исполнение бюджета по расходам построено исходя из «жизненного цикла» бюджетного обязательства и соответственно предусматривает: а) принятие бюджетных обязательств; б) подтверждение денежных обязательств; в) санкционирование оплаты денежных обязательств; г) подтверждение исполнения денежных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств. Принятие бюджетных обязательств осуществляется путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с платежными документами.
Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после провер-
ки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом. Оплата денежных обязательств осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (исключение — денежные обязательства по публичным нормативным обязательствам, оплата которых может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований).
Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы РФ, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.
Исполнение бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета) осуществляется на основе бюджетной росписи — документа, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств. Бюджетные росписи распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями и доведенными им лимитами бюджетных обязательств. Утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств. Показатели росписи по расходам доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года.
Учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), которые и устанавливают порядок их открытия и ведения. В целях управления средствами бюджета применяются такие дополнительные инструменты, как предельные объемы финансирования, блокировка расходов и др.
Предельные объемы финансирования — это предельные объемы оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года, которые доводятся до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств в случаях, установленных финансовым органом. Под блокировкой расходов бюджета понимается сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования выделялись на выпол-
294 Раздел II. Государственные и муниципальные финансы
Глава 8. Бюджетный процесс
нение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными. Блокировка осуществляется также при выявлении органом, исполняющим бюджет, и органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств. Блокировка проводится по решению руководителя финансового органа на любом этапе исполнения бюджета.
Блокировке могут быть подвергнуты: расходы бюджета в размерах, в которых их финансирование было связано условиями, определенными Бюджетным кодексом РФ или законом (решением) о бюджете; расходы бюджета, по которым выявлены факты нецелевого использования. Руководитель финансового органа отменяет решение о блокировке расходов по ходатайству соответствующего главного распорядителя бюджетных средств или другого получателя бюджетных средств только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло блокировку расходов.
Использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете.Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета РФ, ее субъекта (местного бюджета) сверх утвержденного законом (решением) о бюджете общего объема доходов, могут направляться соответствующим финансовым органом без внесения изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) на замещение государственных (муниципальных) заимствований, погашение государственного (муниципального) долга, а также на исполнение публичных нормативных обязательств РФ, ее субъекта (муниципального образования) в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований в размере, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ. Субсидии и субвенции, фактически полученные при исполнении бюджета субъекта РФ и местного бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете доходов, направляются на увеличение расходов соответственно целям предоставления субсидий и субвенций с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период).
Иммунитет бюджетов бюджетной системы РФ представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом РФ.
Завершение текущего финансового года.Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, завершаемых органами Федерального казначейства по распределению
поступлений отчетного финансового года между бюджетами бюджетной системы РФ. Их зачисление в соответствующие бюджеты производится в первые пять рабочих дней текущего финансового года. Указание операции отражаются в отчетности об исполнении бюджетов отчетного финансового года. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате в установленном порядке бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета.
Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.
Межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций и субсидий, не использованные в текущем финансовом году, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели. При установлении соответствующим главным распорядителем средств бюджета, из которого были предоставлены межбюджетные трансферты, отсутствия потребности в них остаток указанных межбюджетных трансфертов подлежит возврату в доходы бюджета, из которого они были предоставлены. Взыскание неиспользованных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов РФ.
Бюджетная отчетность
Состав отчетности.Обязательная стадия бюджетного процесса — составление и утверждение отчета об исполнении бюджетов. Это самостоятельная стадия бюджетного процесса, форма обратной связи, контроля, поэтому ее организации и регламентации уделяется особое внимание. В то же время составление и утверждение отчета об исполнении бюджетов — лишь завершающая часть общей, довольно сложной системы отчетности. Единая методология и стандарты бюджетной отчетности установлены Министерством финансов РФ в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ. В частности, определены: состав бюджетной отчетности, порядок ее составления, порядок проведения внешней проверки годового бюджетного отчета, порядок рассмотрения и утверждения законодательным (представительным) органом отчета °о исполнении бюджета.
Бюджетная отчетность включает в себя: отчет об исполнении бюд-Кета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах Деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительную
Раздел II. Государственные и муниципальные финансы
Глава 8. Бюджетный процесс
записке- °тчет °б исполнении бюджета содержит данные об исполнении бн/джета по Д°х°Дам> расходам и источникам финансирования де-л,„т,^л бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Россий-
ФИЦИТс „ s
ской федерации. Баланс исполнения бюджета содержит данные о не-л,™ w^oBbix и финансовых активах, обязательствах Российской Феде-
Х,„„„ ее субъектов и муниципальных образовании на первый
рации, j •> .
и посл£днии день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного V4ei'а- °тчет ° финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и состав ,та ется по кодам классификации операций сектора государственно-
С1 (ШЛЯ __
го Упп^вления- °тчет ° Движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов по кодам классификации операций сектора госу-
т^,енного управления. Пояснительная записка содержит анализ исподне/™51 бюджета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных ре-„„„^./гах использования бюджетных ассигнований главными распоря-ител^ми (распорядителями, получателями) бюджетных средств в отчетном финансовом году.
Главными распорядителями бюджетных средств (получателями 6юдж£тных сРедств) могут применяться ведомственные (внутренние) акты обеспечивающие детализацию финансовой информации с соблюдение м единой методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной о гчетности.
Составление бюджетной отчетности.Главные распорядители оюд-жетш.1х средств, главные администраторы доходов бюджета, главные мшшстраторы источников финансирования дефицита бюджета (далее _ главные администраторы бюджетных средств) составляют сводную (бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной г/тчетности подведомственными получателями (распорядителями) g ^етных средств, администраторами доходов бюджета, администратора^ источников финансирования дефицита бюджета.
г давные администраторы средств федерального бюджета, бюджета субъе'кта РФ' местного бюджета представляют сводную бюджетную от-четн(,сть в установленные сроки соответственно в Федеральное казна-чейс-fв0' финансовые органы субъектов РФ, финансовые органы муни-
адьных образований, которые составляют бюджетную отчетность соот}зетственно Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных 0g зований и представляют ее в Правительство РФ, высший исполнитель/1™ °Рган государственной власти субъекта РФ, местную администрацию.
рюджетная отчетность Российской Федерации, субъекта РФ и му-ниш шального образования является годовой. Отчет об исполнений £ю .жета является ежеквартальным. Отчет за первый квартал, полугодие f Девять месяцев текущего финансового года утверждается соответ-ственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом госу-
дарственной власти субъекта РФ, местной администрацией и направляется в соответствующий законодательный (представительный) орган и созданный им орган государственного (муниципального) финансового контроля.
Годовые отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местных бюджетов утверждаются соответственно федеральным законом, законом субъекта РФ, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Формирование отчетности об исполнении консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.Финансовые органы городских и сельских поселений представляют бюджетную отчетность в финансовый орган муниципального района, который представляет отчет об исполнении консолидированного бюджета муниципального района в финансовый орган субъекта РФ, куда представляют отчетность и органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами. Финансовый орган субъекта РФ представляет отчетность об исполнении консолидированного бюджета соответствующего субъекта и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в Федеральное казначейство, куда представляют свою отчетность об исполнении бюджетов и органы управления государственными внебюджетными фондами РФ. Федеральное казначейство представляет бюджетную отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в Министерство финансов РФ.
Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета.Годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета. Внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета (бюджета субъекта РФ, местного бюджета) осуществляется Счетной палатой РФ (соответственно органом государственного финансового контроля субъекта РФ, образованным его законодательным (представительным) органом государственной власти, органом муниципального финансового контроля, сформированным на муниципальных выборах, или представительным органом Муниципального образования).
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ представляет отчет об исполнении бюджета субъекта РФ для Подготовки заключения на него не позднее 15 апреля текущего года. Подготовка заключения проводится в срок, не превышающий 1,5 месяца. Местная администрация представляет отчет об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текшего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении Местного бюджета проводится в срок, не превышающий один месяц.
Раздел II. Государственные и муниципальные финансы
Глава 8. Бюджетный процесс
Орган государственного (муниципального) финансового контроля готовит заключение на годовой отчет об исполнении бюджета на основании данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и представляет его в законодательный (представительный) орган с одновременным направлением соответственно в Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местную администрацию.
Представление, рассмотрение и утверждение годового отчета об исполнении бюджета законодательным (представительным) органом.Одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета представляются проект закона (решения) об исполнении бюджета, иная бюджетная отчетность об исполнении соответствующего бюджета и об исполнении соответствующего консолидированного бюджета, иные документы, предусмотренные бюджетным законодательством РФ. По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета законодательный (представительный) орган принимает решение об утверждении либо отклонении закона (решения) об исполнении бюджета. В случае отклонения законодательным (представительным) органом закона (решения) об исполнении бюджета он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий один месяц. Годовой отчет об исполнении бюджета субъекта РФ представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не позднее 1 июня текущего года. Годовой отчет об исполнении местного бюджета представляется в представительный орган муниципального образования не позднее 1 мая текущего года.
Законом (решением) об исполнении бюджета утверждается отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета. Отдельными приложениями к закону (решению) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год утверждаются показатели: а) доходов бюджета по кодам их классификации; б) доходов бюджета по кодам видов и подвидов доходов, классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета; в) расходов бюджета по ведомственной структуре расходов соответствующего бюджета; г) расходов бюджета по разделам и подразделам классификации расходов; д) источников финансирования дефицита бюджета по кодам их классификации; е) источников финансирования дефицита бюджета по кодам групп, подгрупп, статей, видов источников классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.
Представление, рассмотрение и утверждение годового отчета об исполнении федерального бюджета строится на общих, обозначенных выше основах, но имеет некоторые особенности процедурного и содерЖ3 тельного характера. Бюджетную отчетность РФ составляет Федераль
ное казначейство и представляет в Министерство финансов РФ, которое, в свою очередь, представляет ее в Правительство РФ. Отчет об исполнении федерального бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается Правительством РФ и направляется в Государственную думу, Совет Федерации л Счетную палату РФ. Годовой отчет об исполнении федерального бюджета подлежит рассмотрению Государственной думой и утверждению федеральным законом, но до рассмотрения он подлежит внешней проверке Счетной палатой РФ.
Главные администраторы средств федерального бюджета не позднее 1 апреля текущего финансового года представляют годовую бюджетную отчетность в Счетную палату РФ для внешней проверки. Результаты проверки оформляются заключениями по каждому главному администратору средств федерального бюджета в срок до 1 июня текущего финансового года. Такой подход к проверке отчетности направлен на повышение уровня ответственности главных администраторов средств федерального бюджета за результаты исполнения бюджета и формирование бюджетной отчетности. Правительство РФ направляет не позднее 15 июня текущего финансового года в Счетную палату РФ годовой отчет об исполнении федерального бюджета и иные документы, подлежащие представлению в Государственную думу одновременно с годовым отчетом.
На основании внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета Счетная палата РФ готовит заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета и не позднее 15 сентября текущего финансового года представляет его в Государственную думу, а также направляет его в Правительство РФ.
Годовой отчет об исполнении федерального бюджета представляется Правительством РФ в Государственную думу одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. К отчету прилагаются: 1) проект федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год; 2) баланс исполнения федерального бюджета; 3) отчет о финансовых результатах Деятельности; 4) отчет о движении денежных средств; 5) пояснительная записка; 6) отчеты об использовании ассигнований резервных фондов, 0 предоставлении и погашении бюджетных кредитов (ссуд), балансовый учет которых осуществляется Министерством финансов РФ, о состоянии государственного внешнего и внутреннего долга РФ на начало и конец отчетного финансового года, об исполнении приложений к федеральному закону о федеральном бюджете за отчетный финансовый Г°Д; 7) отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ 11 бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный фи-нансовый год; 8) иная отчетность, предусмотренная бюджетным зако-н°Дательством РФ.
Раздел II. Государственные и муниципальные финансы
Глава 8. Бюджетный процесс
При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная дума заслушивает доклады министра финансов об исполнении федерального бюджета и Председателя Счетной палаты РФ о заключении Счетной палаты РФ на годовой отчет об исполнении федерального бюджета. По предложению Председателя Государственной думы либо по собственной инициативе могут выступить Генеральный прокурор РФ, председатели Конституционного, Высшего арбитражного и Верховного судов РФ или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства РФ. По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственная дума принимает либо отклоняет федеральный закон об исполнении федерального бюджета.
К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях, наложение штрафа, начисление пени, иные меры в соответствии с Бюджетном кодексом РФ и федеральными законами.