Модели регулирования аудиторской деятельности

Этапы развития и концепции аудита

Аудит – форма экономического контроля, основной целью которого является проверка достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (БФО).

В истории развития аудита выделяют три этапа, которые характеризуются разным подходом к проведению аудиторских процедур.

1 этап – подтверждающий аудит характерен для аудита конца 19 – начала 20 века. Основной его характеристикой является сплошная проверка учетных данных, лежащих в основе БФО. При этом не рассматривается взаимосвязь показателей БФО с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица.

2 этап - системно-ориентированный аудит (40-е – 80-е годы 20 века). Основан преимущественно на изучении и оценке системы внутреннего контроля клиента. Считается, что если система внутреннего контроля аудируемого лица работает эффективно, то она сама предотвращает, выявляет и устраняет возникающие искажения. В данном случае аудитору не следует проводить детальную аудиторскую проверку. В случае выявления неэффективной системы внутреннего контроля клиенту проводится углубленная проверка БФО , а также даются рекомендации по укреплению контроля.

3 этап – аудит, базирующийся на риске(90-е годы 20 века – начало 21 века). Характеризуется тем, что больший объем аудиторских процедур проводится в областях деятельности и хозяйственных операциях с высоким бизнес-риском. В тоже время сокращается объем аудита в областях с низким риском. Включает в себя изучение бизнеса клиента, факторов, влияющих на него, оценку системы внутреннего контроля с целью выявления областей деятельности и хозяйственных операций с повышенным риском искажений.

Современный аудит сочетает черты всех трех эволюционных форм.

Развитие аудиторской деятельности привело к формированию двух концепций к трактовке самого понятия аудит. Первая концепция – концепция узкого взгляда. Аудит понимается только как проверка достоверности БФО. Такое понимание ограничивает аудиторскую профессию рамками бухгалтерского учета, а аудитор рассматривается как технический специалист, контролирующий соблюдение правил БУ и составления БФО. Эта концепция является основной, на которой строится законодательная база аудита во всех странах мира.

В тоже время развитие аудиторской профессии ведет к формированию второй концепции – концепции широкого взгляда. При этом подходе аудит рассматривается не как проверка БФО, а как аудит бизнеса –процесс оценки деятельности организации за определенный период времени и правильности отражения результатов деятельности в БФО. Проверяется взаимосвязь показателей БФО с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица в целом. Объектом аудита является вся бизнес-система, а не только бухгалтерская отчетность. Аудит бизнеса включает: аудит эффективности бизнеса, аудит интеллектуального капитала, аудит финансовой отчетности и стратегический аудит.

Модели регулирования аудиторской деятельности

Мировая практика аудита основывается на нескольких моделях регулирования аудиторской деятельности: 1) преимущественно государственной; 2) преимущественно саморегулируемой или общественной; 3) смешанной.

Первая модель характерна для стран ЕС, называется европейской моделью. Аудиторская деятельность жестко регламентируется государством, а функции государственного контроля возложены на централизованные органы. Для этой модели характерно:

1) законы и подзаконные акты охватывают всех участников аудиторской деятельности и их взаимоотношения;

2) государственные органы осуществляют функции управления аудиторской деятельностью, в т.ч. аттестацию аудиторов, осуществление контроля за качеством аудита;

3) устанавливаются стандарты аудиторской деятельности, которые имеют обязательный характер;

4) профессиональные аудиторские объединения имеют ограниченные права: участие в обсуждении новых законодательных актов и защита интересов их членов.

Аудит в такой модели ориентирован на потребности государственного информирования.

Вторая модель (преимущественно саморегулируемая или американская) применяется в США, Канаде, Великобритании, Австралии. Регулирование аудиторской деятельности осуществляется в основном профессиональными аудиторскими объединениями. Ими выполняются такие функции, как аттестация аудиторов, контроль качества аудита, разработка стандартов и норм аудиторской деятельности.

Результаты аудита рассчитаны на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и др. При этой модели государственное влияние на аудиторскую деятельность осуществляется лишь путем общего регулирования экономики, а также определением категории экономических субъектов, подлежащих обязательному аудиту.

Основной тенденцией развития современного мирового аудита является объединение принципов государственного и общественного регулирования в смешанной модели. Характеризуется равным участием государства и профессиональных аудиторских объединений в регулировании аудиторской деятельности.

Данная модель применяемся в России. Признаки смешенной модели:

1) четкое разграничение полномочий государства и профессиональных сообществ по регулированию аудиторской деятельности (государство регламентирует общие правила аудита и контролирует деятельность профессиональных объединений);

2) создание смешанных органов регулирования аудиторской деятельности:

3) создание смешанной системы нормативных актов в области аудиторской деятельности (законы, подзаконные акты, стандарты саморегулируемых организаций аудиторов).

Наши рекомендации