Основные подходы к анализу причин кризиса и антикризисные мероприятия в разных странах мира
В настоящее время сложились три основные концепции в объяснении причин настоящего финансового кризиса и, соответственно, необходимых мер по его преодолению[26].
Наибольшее число сторонников имеет позиция МВФ. Она сводится к четырем основным пунктам:
1. Была сделана коллективная ошибка в оценке степени использования заемных средств (левериджа) широкого круга организаций (банков, узкоспециализированных страховых компаний, поддерживаемых правительством структур, хеджевых фондов) и соответствующих рисков неупорядоченного закрытия их позиций.
2. Управление рисками в частном секторе, раскрытие информации, надзор и регулирование в финансовом секторе отставали от стремительно вводившихся инноваций и изменений в моделях предпринимательской деятельности, открывая возможности для чрезмерного принятия риска, ослабления процедур гарантирования кредитоспособности, несовпадений по срокам погашения и инфляции цен активов.
3. Завышалась оценка вынесенных за балансы банков рисков. Поскольку риски материализовались, возникло сильнейшее давление на балансы банков.
4. Несмотря на проведенную ведущими центральными банками беспрецедентную интервенцию, на финансовых рынках сохраняется значительная напряженность, которая в настоящее время усугубляется более тревожными макроэкономическими условиями, низким уровнем капитализации организаций и повсеместным сокращением доли заемных средств.
В соответствии с такой оценкой причин кризиса самой важной задачей, стоящей в настоящее время перед государственными органами, признается продолжение поддержки рынков инструментами денежно-кредитной политики.
Вторая точка зрения гласит, что кризис - итог глобальной макроэкономической несбалансированности, в особенности массового перетока избыточного капитала из развивающихся стран Азии (главным образом Китая), стран-экспортеров нефти и некоторых развитых стран плюс избыточного капитала из корпоративного сектора многих стран. Избыток сбережений привел не только к низким процентным ставкам, но и к необходимости сформировать высокий спрос на них в странах-импортерах капитала, прежде всего в США. Единственным способом поддержания внутреннего спроса на уровне, достаточном для того, чтобы компенсировать приток капитала (частного и государственного), был кредитный бум. Он спровоцировал чрезмерный рост цен на активы, в особенности жилую недвижимость, который, в конечном счете, привел к обесценению долгов.
Третья позиция состоит в том, что настоящий кризис является следствием фундаментальных дефектов финансовой системы. Джордж Сорос и Уильям Баффет концентрируют внимание на критике сложившейся структуры и практики регулирования финансовых рынков. Так, Дж. Сорос утверждает, что последние 25 лет финансовые власти во всем мире руководствовались теорией рыночного фундаментализма - верой в то, что рынки стремятся к равновесию, а отклонения от состояния равновесия - случайность, а не закономерность. В реальности же в США одновременно происходит несколько циклов «бум-крах». Соответственно, необходим новый взгляд на развитие финансовых рынков и практику их регулирования. Оба финансиста отмечают также крайне разрушительное воздействие, которое на финансовые системы оказывает опережающий рост рынка деривативов и синтетических финансовых инструментов.
По другой версии возникновение ошибок на финансовых рынках происходит из-за того, что финансовые инновации и увлечение рискованными сделками быстро увеличивают объемы кредитования и рынок ценных бумаг, что толкает вверх цены активов; это, в свою очередь, порождает еще большую кредитную экспансию, снова подогревая цены. Затем цены сильно подорожавших активов достигают пика, начинаются панические продажи, кредиты замораживаются, наступает массовое банкротство и рецессия. Нерегулируемая кредитная система, допускающая неуправляемый рост рынка ценных бумаг и секьюритизированных продуктов, следовательно, в основе своей крайне нестабильна и чревата дестабилизацией.
Глубина и необычность настоящего кризиса убедили большинство финансистов, аналитиков, национальные органы управления и международные организации в том, что серьезное реформирование глобальных финансовых рынков неизбежно.
Основные предложения нацелены на то, чтобы, во-первых, оградить неискушенных инвесторов от рисков операций со сложными финансовыми инструментами. С этой целью предлагается пересмотреть определение «опытных инвесторов», которые имеют право покупать сложные финансовые продукты, в том числе, ограничить участие на этих рынках пенсионных фондов.Во-вторых, внести такие изменения в стандарты финансовой отчетности, которые обяжут банки и финансовые компании держать на своих балансах сложные и высорисковые продукты, а не выводить их с такой легкостью через кондуиты и структурные инвестиционные компании за балансы. В-третьих, придать большую прозрачность рынкам деривативов. С этой целью предлагается реализовать дорогостоящий проект по созданию клиринговой палаты для деривативов, благодаря которой участники таких контрактов получат большую уверенность, что контрагенты выполнят свои обязательства. В-четвертых, необходимо подготовить рекомендации по усилению государственного регулирования рынков и таких структур как хедж-фонды.
Более радикальные предложения по реформированию мировой финансовой системы высказываются со стороны европейских аналитиков социал-демократической ориентации. Они исходят из того, что сложившаяся мировая финансовая система с гипертрофированными рынками секьюритизированных инструментов и деривативов, непрозрачностью и неподконтрольностью сделок глобальных банков стала «менее стабильной и мало или совсем не способствует развитию реальной экономики». Их предложения нацелены на то, чтобы, прежде всего, ограничить надувание пузырей фиктивного капитала и спекуляций на фондовых рынках. С этой целью предлагается, в том числе, введение налогов на финансовые трансакции при покупке акций, девизов, недвижимости; антициклическое регулирование требований к собственному капиталу финансовых институтов и его варьирование в зависимости от структуры вложений в активы; открытие специальных счетов для операций с деривативами и варьирование требований к этим счетам с целью ограничения роста спекулятивных позиций.
Для повышения степени регулируемости финансовых рынков и деятельности глобальных игроков предлагается ужесточить требования к составлению консолидированной отчетности глобальных финансовых структур, в том числе учитывать в ней результаты деятельности созданных глобальными игроками кондуитов и структурных инвестиционных компаний, оффшорных подразделений. По мнению многих экспертов назрела также необходимость распространения надзорных требований, предъявляемых к банкам, и на другие посреднические финансовые структуры (прежде всего на хедж-фонды).
В целом можно выделить четыре сферы воздействия антикризисной политики[27].
1. Меры по укреплению банковской системы.
Основная задача данного набора мер – избежать банковской паники и дестабилизации (остановки) национальных кредитно-банковских систем. До настоящего момента это наиболее масштабная часть антикризисных мер.
Эти меры включают:
• рекапитализацию банков;
• предоставление стабилизационных кредитов;
• меры по реструктуризации банковской системы, включая содействие объединению банков или их национализацию;
• снижение процентной ставки практически до нуля;
• увеличение гарантий по вкладам физических лиц в банках;
• меры по расчистке балансов банков, включая предоставление государственных гарантий по проблемным активам.
2. Меры стимулирующей денежно-кредитной политики.
Целью этих мер является стимулирования экономического роста и расширение доступа к кредитным ресурсам; стремление не допустить дефляцию (борьба с инфляцией уходит на задний план); стабилизация внутреннего рынка (через процентную ставку); стабилизация платежного баланса (через девальвацию); повышение эффективности мер экономической политики. Эти меры включают:
• снижение процентных ставок большинством стран из опасения дефляции;
• снижение курса национальной валюты;
• снижение норм резервирования;
• появление новых инструментов кредитования экономики, вплоть до прямого финансирования центробанками государственных бюджетов.
3. Меры воздействия на реальный сектор и стимулирования спроса.
Под этими мерами имеются в виду поддержка отраслей, ориентированных на внутренний спрос и обеспечивающие внутреннюю занятость. Эта политика может быть определена как преимущественно кейнсианская, для которой характерны меры воздействия на спрос, включая антициклическую фискальную политику.
Среди этих мер:
• поддержка отдельных отраслей (в числе таких отраслей преимущественно – автомобилестроение, «новая» энергетика и энергосбережение, транспортная инфраструктура, жилищное строительство, аэрокосмическая, горнодобывающая, лесная промышленность, инновационные технологии, АПК, экспортноориентированные отрасли, авиакомпании);
• снижение налогов;
• поддержка малого и среднего бизнеса;
• создание специальных бюджетных фондов;
• увеличение государственных заимствований.
4. Противодействие негативным ожиданиям населения. Меры предполагают недопущение бегства населения из банков, стимулирование сбережений, это:
• повышение суммы гарантий по вкладам либо введение 100%-ной гарантии по вкладам;
• принятие программ переобучения и адаптации людей, потерявших работу;
• национализация пенсионных фондов;
• достижение договоренности с бизнесом о несокращении рабочих мест;
• увеличение инвестиций в образование.