Органы управления финансами в Российской Федерации и их функции

Управление финансами осуществляется через сложившуюся организационную систему, которая обусловлена историческими, экономическими и политическими условиями и подчинена финансовой политике государства.

Управление финансами в Российской Федерации прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти, Президент РФ и Правительство РФ.

Федеральное собрание принимает законы о налогах, сборах и обязательных платежах, закон о бюджетной классификации, закон о бюджете РФ на текущий год, закон о бюджетном процессе, законы о внебюджетных фондах и др., а также устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

На региональном уровне высшими законодательными органами власти являются представительные структуры (законодательные собрания, верховные или государственные советы, думы и др.), которые рассматривают и утверждают региональные: бюджеты и внебюджетные фонды, налоговое законодательство и другие нормативные акты в области финансов.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Органы управления финансами и их основные функции

Министерство   Министерство налогов и   Федеральная служба налоговой   Государственный  
финансов России   РФ и его   налоговой   таможенный  
и его органы   органы на местах - полиции РФ   комитет РФ иего  
На местах   налоговые инспекции       органы на местах  
1. Участие в работе работе работн работе   по составлению долговре-   Предупреждение,   1. Проведение  
менных и краткосрочных прогнозов функцио-   выявление и пре-   налоговых прове-  
нирования экономики, совместно с федераль-   сечение налого-   рок по пошлинам  
ными органами исполнительной власти опреде-   вых преступле-   и сборам, взимае-  
ление потребности в   государственных финансо-   ний, оперативно-   мым таможен-  
вых ресурсах, подготовка предложений о рас-   розыскная дея-   ными органами.  
пределении их между федеральным бюджетом и   тельность и кон-   2. Проверка всех  
государственными внебюджетными фондами.   троль за соблю-   документов, свя-  
2. Организация работы по составлению проекта   дением налого-   занных с исчисле-  
федерального бюджета, прогноза консолидиро-   вого законода-   нием и уплатой  
ванного бюджета РФ, разработка проектов нор-   тельства, а также   пошлин и сборов,  
мативов отчислений   от федеральных налогов,   обеспечение   взимаемых тамо-  
сборов, размеров дотаций и субвенций из феде-   безопасной дея-   женными орга-  
рального бюджета в бюджеты субъектов РФ.   тельности нало-   нами.  
3. Обеспечение исполнения федерального бюд-   говых инспекций.   3. Приостановле-  
жета и контроль за   исполнением федеральных   Имеет право воз-   ние операций на-  
внебюджетных фондов.   буждать уголов-   логоплательщиков  
4. Разработка с участием Госналогслужбы, фе-   ное дело, прово-   по счетам в  
деральной службы   налоговой полиции РФ   дить по нему   банках при  
предложений по совершенствованию налоговой   дознание, предва-   неисполнении или  
политики и налоговой системы.   рительное следст-   ненадлежащем  
5. Участие в определении государственной це-   вие и передавать   исполнении ими  
новой политики.       материалы в суд.   таможенного и  
6. Участие в работе по совершенствованию       налогового зако-  
страховой деятельности в _ _.г„„.   в стране       нодательства.  
7. Разработка предложений по выпуску и раз-       4. Взимание не-  
мещению, а также осуществление выпуска го-       доимок по нало-  
сударственных внутренних займов РФ.       гам, а также сумм  
8. Разработка предложений по формированию и   функции   штрафов, преду-  
развитию финансового рынка.       смотренных тамо-  
9. Осуществление по   поручению Правительства     женным  
РФ сотрудничества с международными финан-     и налоговым зако-  
совыми организациями. *     нодательством.  
10. Разработка проектов и реализация программ          
внешних заимствований РФ.          
    ^  
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет:  
осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства; учет  
налогоплательщиков; проверки налогоплательщиков; предоставление сведений о  
поступивших налогах финансовым органам и органам федерального казначейства;  
предоставление информации Минфину обо всех случаях неуплаты платежей;.  
осуществление возврата излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых  
штрафов и пени.    

Все рассмотренные структуры кроме Минфина РФ (без в том числе и Счетной палаты РФ) имеют жесткое административное федеральное подчинение (прежде всего: назначение руководителей региональных служб, бюджетное финансирование затрат на содержание нижестоящего звена вышестоящей службой). На местах, в субъектах федерации отсутствует единый координирующий орган деятельности всех финансовых структур, что затрудняет осуществление единого регионального финансового управления и регулирования

Управление финансами - это система форм, методов и приемов, с помощью которых осуществляется управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами.

управляющая система - финансовая система - это совокупность финансовых институтов (учреждений). Управляемая система - система финансов - совокупность денежных отношений.

Управление финансами осуществляется исполнительными и представительными органами власти. Представительные органы власти: государственная, республиканские, краевые, областные, городские, районные думы. Рассматривают, утверждают бюджеты, контролируют ход их исполнения. Исполнительные органы власти: Правительство РФ, территориальные администрации и подведомственные им функциональные подразделения.

· организуют составление и исполнение территориальных бюджетов, формирование внебюджетных фондов,

· ведение финансовой отчетности по пополнению бюджетов, смет бюджетных учреждений,

· заслушивают отчеты о ходе и исполнении бюджетов,

· в лице финансовых органов ведут контроль за эффективным использованием бюджетных средств.

В разработке финансовой политики государства участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. По ныне действующему законодательству, в соответствии с Конституцией РФ, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет ключевые направления финансовой политики на предстоящий год и на перспективу.

Правительство РФ разрабатывает мероприятия в сфере финансов в соответствии с определенными в послании Президента приоритетами развития экономики и обеспечения социальной справедливости.

В рамках реализации поставленных задач Правительство как субъект законодательной инициативы разрабатывает законодательную основу функционирования финансовой системы экономики на предстоящие периоды.

Государственная Дума имеет право утверждения и неутверждения предлагаемых законов и сама обладает правом законодательной инициативы, обеспечивая тем самым правовое пространство для финансовых отношений в экономике.

Управление финансами осуществляется через сложившуюся организационную систему, которая обусловлена историческими, экономическими и политическими условиями и подчинена финансовой политике государства.

Управление финансами в Российской Федерации прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти, Президент РФ и Правительство РФ.

Федеральное собрание - Государственная Дума Совет Федерации

Рассмотрение и утверждение Гражданского кодекса, Налогового кодекса, Бюджетного кодекса, федерального бюджета России, утверждение отчета о его исполнении и других финансовых законов.

Федеральное собрание принимает законы о налогах, сборах и обязательных платежах, закон о бюджетной классификации, закон о бюджете РФ на текущий год, закон о бюджетном процессе, законы о внебюджетных фондах и др., а также устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

На региональном уровне высшими законодательными органами власти являются представительные структуры (законодательные собрания, верховные или государственные советы, думы и др.), которые рассматривают и утверждают региональные: бюджеты и внебюджетные фонды, налоговое законодательство и другие нормативные акты в области финансов.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Органы управления финансами и их основные функции

Министерство финансов России и его органы на местах – 1. Участие в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определение потребности в государственных финансовых ресурсах, подготовка предложений о распределении их между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами. 2. Организация работы по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разработка проектов нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ. 3. Обеспечение исполнения федерального бюджета и контроль за исполнением федеральных внебюджетных фондов. 4. Разработка с участием Госналогслужбы, федеральной службы налоговой полиции РФ предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы. 5. Разработка предложений по выпуску и размещению, а также осуществление выпуска государственных внутренних займов РФ. 6. Разработка предложений по формированию и развитию финансового рынка. 7. Разработка проектов и реализация программ внешних заимствований РФ.

Министерство налогов и сборов и его органы на местах – налоговые инспекции - Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет: осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства; учет налогоплательщиков; проверки налогоплательщиков; предоставление сведений о поступивших налогах финансовым органам и органам федерального казначейства; предоставление информации Минфину обо всех случаях неуплаты платежей; осуществление возврата излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых штрафов и пени.

Государственный таможенный комитет РФ и его органы на местах - 1.Проведение налоговых прове­рок по пошлинам и сборам, взимае­мым таможен­ными органами. 2.Проверка всех документов, свя­занных с исчисле­нием и уплатой пошлин и сборов, взимаемых тамо­женными орга­нами. 3.Приостановле­ние операций на­логоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими таможенного и налогового зако­нодательства. 4.Взимание не­доимок по нало­гам, а также сумм штрафов, преду­смотренных тамо­женным |и налоговым зако­нодательством.

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Указом Президента и постановлением Правительства от 1993 года было создано Федеральное казначейство.

Функции:

n ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

n открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

n составляет и представляет в Министерство финансов оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета;

n осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы;

l обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов;

l ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов;

Согласно закону Счетная палата осуществляет:

– контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

– определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

– оценку обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

– финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независимо от видов и форм собственности, если они:

– получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;

– используют федеральную собственность либо управляют ею;

– имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Государственные органы управления финансами располагают разветвленной сетью структур как федерального, так и регионального уровней. Федеральные структуры имеют самое широкое представительство как в субъектах федерации, так и на местном уровне

Все структуры кроме Минфина РФ (без в том числе и Счетной палаты РФ) имеют жесткое административное федеральное подчинение (прежде всего: назначение руководителей региональных служб, бюджетное финансирование затрат на содержание нижестоящего звена вышестоящей службой). На местах, в субъектах федерации отсутствует единый координирующий орган деятельности всех финансовых структур, что затрудняет осуществление единого регионального финансового управления и регулирования

Наши рекомендации