Органы управления финансами в Российской Федерации и их функции
Управление финансами осуществляется через сложившуюся организационную систему, которая обусловлена историческими, экономическими и политическими условиями и подчинена финансовой политике государства.
Управление финансами в Российской Федерации прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти, Президент РФ и Правительство РФ.
Федеральное собрание принимает законы о налогах, сборах и обязательных платежах, закон о бюджетной классификации, закон о бюджете РФ на текущий год, закон о бюджетном процессе, законы о внебюджетных фондах и др., а также устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
На региональном уровне высшими законодательными органами власти являются представительные структуры (законодательные собрания, верховные или государственные советы, думы и др.), которые рассматривают и утверждают региональные: бюджеты и внебюджетные фонды, налоговое законодательство и другие нормативные акты в области финансов.
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.
Органы управления финансами и их основные функции
Министерство | Министерство налогов и | Федеральная служба налоговой | Государственный |
финансов России | РФ и его | налоговой | таможенный |
и его органы | органы на местах - | полиции РФ | комитет РФ иего |
На местах | налоговые инспекции | органы на местах | |
1. Участие в работе работе работн работе | по составлению долговре- | Предупреждение, | 1. Проведение |
менных и краткосрочных прогнозов функцио- | выявление и пре- | налоговых прове- | |
нирования экономики, совместно с федераль- | сечение налого- | рок по пошлинам | |
ными органами исполнительной власти опреде- | вых преступле- | и сборам, взимае- | |
ление потребности в | государственных финансо- | ний, оперативно- | мым таможен- |
вых ресурсах, подготовка предложений о рас- | розыскная дея- | ными органами. | |
пределении их между федеральным бюджетом и | тельность и кон- | 2. Проверка всех | |
государственными внебюджетными фондами. | троль за соблю- | документов, свя- | |
2. Организация работы по составлению проекта | дением налого- | занных с исчисле- | |
федерального бюджета, прогноза консолидиро- | вого законода- | нием и уплатой | |
ванного бюджета РФ, разработка проектов нор- | тельства, а также | пошлин и сборов, | |
мативов отчислений | от федеральных налогов, | обеспечение | взимаемых тамо- |
сборов, размеров дотаций и субвенций из феде- | безопасной дея- | женными орга- | |
рального бюджета в бюджеты субъектов РФ. | тельности нало- | нами. | |
3. Обеспечение исполнения федерального бюд- | говых инспекций. | 3. Приостановле- | |
жета и контроль за | исполнением федеральных | Имеет право воз- | ние операций на- |
внебюджетных фондов. | буждать уголов- | логоплательщиков | |
4. Разработка с участием Госналогслужбы, фе- | ное дело, прово- | по счетам в | |
деральной службы | налоговой полиции РФ | дить по нему | банках при |
предложений по совершенствованию налоговой | дознание, предва- | неисполнении или | |
политики и налоговой системы. | рительное следст- | ненадлежащем | |
5. Участие в определении государственной це- | вие и передавать | исполнении ими | |
новой политики. | материалы в суд. | таможенного и | |
6. Участие в работе по совершенствованию | налогового зако- | ||
страховой деятельности в _ _.г„„. | в стране | нодательства. | |
7. Разработка предложений по выпуску и раз- | 4. Взимание не- | ||
мещению, а также осуществление выпуска го- | доимок по нало- | ||
сударственных внутренних займов РФ. | гам, а также сумм | ||
8. Разработка предложений по формированию и | функции | штрафов, преду- | |
развитию финансового рынка. | смотренных тамо- | ||
9. Осуществление по | поручению Правительства | женным | |
РФ сотрудничества с международными финан- | и налоговым зако- | ||
совыми организациями. * | нодательством. | ||
10. Разработка проектов и реализация программ | |||
внешних заимствований РФ. | |||
^ | |||
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет: | |||
осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства; учет | |||
налогоплательщиков; проверки налогоплательщиков; предоставление сведений о | |||
поступивших налогах финансовым органам и органам федерального казначейства; | |||
предоставление информации Минфину обо всех случаях неуплаты платежей;. | |||
осуществление возврата излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых | |||
штрафов и пени. |
Все рассмотренные структуры кроме Минфина РФ (без в том числе и Счетной палаты РФ) имеют жесткое административное федеральное подчинение (прежде всего: назначение руководителей региональных служб, бюджетное финансирование затрат на содержание нижестоящего звена вышестоящей службой). На местах, в субъектах федерации отсутствует единый координирующий орган деятельности всех финансовых структур, что затрудняет осуществление единого регионального финансового управления и регулирования
Управление финансами - это система форм, методов и приемов, с помощью которых осуществляется управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами.
управляющая система - финансовая система - это совокупность финансовых институтов (учреждений). Управляемая система - система финансов - совокупность денежных отношений.
Управление финансами осуществляется исполнительными и представительными органами власти. Представительные органы власти: государственная, республиканские, краевые, областные, городские, районные думы. Рассматривают, утверждают бюджеты, контролируют ход их исполнения. Исполнительные органы власти: Правительство РФ, территориальные администрации и подведомственные им функциональные подразделения.
· организуют составление и исполнение территориальных бюджетов, формирование внебюджетных фондов,
· ведение финансовой отчетности по пополнению бюджетов, смет бюджетных учреждений,
· заслушивают отчеты о ходе и исполнении бюджетов,
· в лице финансовых органов ведут контроль за эффективным использованием бюджетных средств.
В разработке финансовой политики государства участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. По ныне действующему законодательству, в соответствии с Конституцией РФ, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет ключевые направления финансовой политики на предстоящий год и на перспективу.
Правительство РФ разрабатывает мероприятия в сфере финансов в соответствии с определенными в послании Президента приоритетами развития экономики и обеспечения социальной справедливости.
В рамках реализации поставленных задач Правительство как субъект законодательной инициативы разрабатывает законодательную основу функционирования финансовой системы экономики на предстоящие периоды.
Государственная Дума имеет право утверждения и неутверждения предлагаемых законов и сама обладает правом законодательной инициативы, обеспечивая тем самым правовое пространство для финансовых отношений в экономике.
Управление финансами осуществляется через сложившуюся организационную систему, которая обусловлена историческими, экономическими и политическими условиями и подчинена финансовой политике государства.
Управление финансами в Российской Федерации прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти, Президент РФ и Правительство РФ.
Федеральное собрание - Государственная Дума Совет Федерации
Рассмотрение и утверждение Гражданского кодекса, Налогового кодекса, Бюджетного кодекса, федерального бюджета России, утверждение отчета о его исполнении и других финансовых законов.
Федеральное собрание принимает законы о налогах, сборах и обязательных платежах, закон о бюджетной классификации, закон о бюджете РФ на текущий год, закон о бюджетном процессе, законы о внебюджетных фондах и др., а также устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
На региональном уровне высшими законодательными органами власти являются представительные структуры (законодательные собрания, верховные или государственные советы, думы и др.), которые рассматривают и утверждают региональные: бюджеты и внебюджетные фонды, налоговое законодательство и другие нормативные акты в области финансов.
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.
Органы управления финансами и их основные функции
Министерство финансов России и его органы на местах – 1. Участие в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определение потребности в государственных финансовых ресурсах, подготовка предложений о распределении их между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами. 2. Организация работы по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разработка проектов нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ. 3. Обеспечение исполнения федерального бюджета и контроль за исполнением федеральных внебюджетных фондов. 4. Разработка с участием Госналогслужбы, федеральной службы налоговой полиции РФ предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы. 5. Разработка предложений по выпуску и размещению, а также осуществление выпуска государственных внутренних займов РФ. 6. Разработка предложений по формированию и развитию финансового рынка. 7. Разработка проектов и реализация программ внешних заимствований РФ.
Министерство налогов и сборов и его органы на местах – налоговые инспекции - Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет: осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства; учет налогоплательщиков; проверки налогоплательщиков; предоставление сведений о поступивших налогах финансовым органам и органам федерального казначейства; предоставление информации Минфину обо всех случаях неуплаты платежей; осуществление возврата излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых штрафов и пени.
Государственный таможенный комитет РФ и его органы на местах - 1.Проведение налоговых проверок по пошлинам и сборам, взимаемым таможенными органами. 2.Проверка всех документов, связанных с исчислением и уплатой пошлин и сборов, взимаемых таможенными органами. 3.Приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими таможенного и налогового законодательства. 4.Взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных таможенным |и налоговым законодательством.
Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Указом Президента и постановлением Правительства от 1993 года было создано Федеральное казначейство.
Функции:
n ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
n открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
n составляет и представляет в Министерство финансов оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета;
n осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы;
l обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов;
l ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов;
Согласно закону Счетная палата осуществляет:
– контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
– определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
– оценку обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
– финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независимо от видов и форм собственности, если они:
– получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;
– используют федеральную собственность либо управляют ею;
– имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
Государственные органы управления финансами располагают разветвленной сетью структур как федерального, так и регионального уровней. Федеральные структуры имеют самое широкое представительство как в субъектах федерации, так и на местном уровне
Все структуры кроме Минфина РФ (без в том числе и Счетной палаты РФ) имеют жесткое административное федеральное подчинение (прежде всего: назначение руководителей региональных служб, бюджетное финансирование затрат на содержание нижестоящего звена вышестоящей службой). На местах, в субъектах федерации отсутствует единый координирующий орган деятельности всех финансовых структур, что затрудняет осуществление единого регионального финансового управления и регулирования