Саморегулируемые организации

Саморегулируемыми организациями (СРО) признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных Законом о СРО и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Законом о саморегулируемых организациях предусмотрены обязательные требования к СРО:

1) объединение в составе СРО в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами не установлено иное;

2) наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами СРО;

3) обеспечение СРО дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами.

Федеральными законами могут быть установлены иные требования к некоммерческим организациям, объединяющим субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, для признания их СРО, а также могут быть установлены повышенные требования по сравнению с указанными в Законе о СРО. Например, Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» предусматривает обязательность объединения в составе СРО аудиторов в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным требованиям.

Некоммерческая организация приобретает статус СРО с даты внесения сведений о ней в государственный реестр СРО. Правила ведения государственного реестра СРО утверждены постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. № 724[412]. Реестр ведется органом, уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Например, Министерство финансов РФ ведет государственный реестр СРО аудиторов, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии — единый государственный реестр СРО оценщиков, арбитражных управляющих. Сведения, содержащиеся в государственном реестре СРО, являются открытыми и общедоступными.

Отметим, что саморегулируемую организацию не следует рассматривать в качестве отдельной организационно-правовой формы юридических лиц[413]. Это особый публично-правовой статус, который присваивается некоммерческой организации при условии соответствия ее установленным законом требованиям путем внесения сведений о ней в специальный реестр[414].

Особый статус СРО отметил Конституционный Суд РФ: «Саморегулируемые организации арбитражных управляющих обладают двойственной правовой природой: с одной стороны, это некоммерческие организации, и регистрируются они в порядке, предусмотренном ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», с другой стороны, с даты включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих они приобретают особый публично-правовой статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих».

Представляется, что СРО обладают рядом признаков юридических лиц публичного права, анализ которых представлен в научной литературе[415]. В частности, СРО сочетают публично-правовые и частноправовые функции; закрепленная за ними собственность имеет целевое предназначение. Думается, что очевидна специфика правовой природы саморегулируемых организаций, в деятельности которых прослеживается сочетание частных и публичных правовых начал.

Учитывая требования действующего законодательства к организационно-правовой форме СРО, в настоящее время на практике они создаются в форме некоммерческих партнерств[416].

Субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной СРО, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности такого вида. Субъект, осуществляющий различные виды предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом нескольких СРО, если такие СРО объединяют субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности соответствующих видов.

СРО разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности — требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО. Специальным законодательством могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила, а также особенности содержания, разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций. Так, согласно ст. 555 ГрК РФ, СРО обязана разработать и утвердить:

1) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

2) правила контроля в области саморегулирования;

3) документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов СРО и правил саморегулирования.

Правовая природа стандартов и правил СРО спорна. К примеру, О. Н. Максимович говорит о саморегулировании как об особой разновидности подзаконного правового регулирования[417], Д. О. Грачев полагает, что правила СРО являются одним из способов унификации обычаев делового оборота и деловых обыкновений[418], А. В. Басова предлагает считать их локальными нормативными актами[419]. Решение данного вопроса В. В. Романова увязывает с наличием либо отсутствием у СРО функции нормотворчества и статусом СРО[420]. В. К. Андреев указывает, что СРО «не принимает нормативные правовые документы в определенной форме, поскольку не наделена правотворческой функцией, у нее нет соответствующей властной компетенции. Правила и стандарты, которые разрабатываются и утверждаются саморегулируемой организацией, не являются нормой права, это не общеобязательные государственные предписания»[421].

Как представляется, стандарты и правила СРО являются локальными нормативными актами, принятие которых предусмотрено законом. Стандарты и правила СРО должны соответствовать федеральным законам, принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам, правилам деловой этики, а также могут устанавливать дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида.

Статья 6 Закона о СРО определяет основные функции, права и обязанности СРО. В целом, обобщая нормы Закона, можно выделить регулирующую, контрольную и обеспечительную функции саморегулируемых организаций.

Контроль за осуществлением членами СРО предпринимательской или профессиональной деятельности проводится работниками соответствующего структурного подразделения СРО путем проведения плановых и внеплановых проверок. Предметом плановой проверки является соблюдение членами СРО требований стандартов и правил СРО. Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год. Основанием для проведения внеплановой проверки может являться направленная в СРО жалоба на нарушение членом СРО требований стандартов и правил СРО. СРО могут быть предусмотрены иные основания для проведения внеплановой проверки.

Надзор за деятельностью самих СРО осуществляет уполномоченный орган государственной власти. Например, Минфин России осуществляет надзор за деятельностью СРО аудиторов.

СРО наделены функцией обеспечения дополнительной имущественной ответственности своих членов перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами. СРО вправе применять следующие способы обеспечения ответственности: создание системы личного и (или) коллективного страхования; формирование компенсационного фонда.

Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов СРО в размере не менее чем 3 тыс. руб. в отношении каждого члена. В случае применения в качестве способа обеспечения ответственности членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами системы личного и (или) коллективного страхования минимальный размер страховой суммы по договору страхования ответственности каждого члена не может быть менее чем 30 тыс. руб. в год. Дополнительные требования могут быть установлены федеральными законами.

Например, ст. 554 ГрК РФ для СРО, осуществляющих строительство, предусмотрено формирование компенсационного фонда в размере не менее чем 1 млн руб. на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем 300 тыс. руб. на одного члена некоммерческой организации.

Согласно ст. 24 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», компенсационный фонд СРО в сфере теплоснабжения формируется в размере не менее чем 50 тыс. руб. на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, услуг в сфере теплоснабжения, в размере не менее чем 15 тыс. руб. на одного члена некоммерческой организации.

СРО посредством опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях обязана обеспечить доступ к информации о своей деятельности. Перечень сведений установлен ст. 7 Закона о СРО. Таким образом, принцип транспарентности является одним из основополагающих принципов деятельности СРО.

СРО не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность; учреждать хозяйственные товарищества и общества, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для этой СРО, и становиться участником таких хозяйственных товариществ и обществ; осуществлять иные действия и совершать сделки, предусмотренные ст. 14 Закона о СРО.

Органами управления СРО являются:

1) общее собрание членов СРО;

2) постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО;

3) исполнительный орган СРО.

К специализированным органам СРО, которые создаются в обязательном порядке, относятся:

1) орган, осуществляющий контроль над соблюдением членами СРО требований стандартов и правил СРО;

2) орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия.

Федеральными законами в отношении СРО отдельных видов деятельности может предусматриваться формирование иных специализированных органов. Например, в СРО оценщиков создается экспертный совет, членами которого проводится экспертиза отчетов об оценке.

Орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия в случаях, установленных СРО, вправе принять решение о применении следующих мер дисциплинарного воздействия:

1) вынесении предписания, обязывающего члена СРО устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений;

2) вынесении члену СРО предупреждения;

3) наложении на члена СРО штрафа;

4) рекомендации об исключении лица из членов СРО, подлежащей рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО;

5) иных установленных внутренними документами СРО мер.

Решения органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия (за исключением решения, предусмотренного вышеуказанным п. 4), могут быть обжалованы членами СРО в постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО в сроки, установленные СРО. Решение постоянно действующего коллегиального органа управления об исключении лица из членов СРО может быть обжаловано лицом, исключенным из членов СРО, в суд.

Отметим, что правовая природа рассматриваемых мер дисциплинарного воздействия является дискуссионной. Так, Г. О. Аболонин приводит аргументацию, согласно которой в основе дисциплинарного производства саморегулируемых организаций используется гражданско-правовой фундамент[422]. По мнению В. В. Романовой, «юридическая ответственность членов саморегулируемых организаций имеет особое место среди различных видов юридической ответственности»[423]. Т. В. Кувакина предлагает использование термина «статусная ответственность»[424]. Как представляется, необходимо глубокое научное обоснование особой правовой природы ответственности членов саморегулируемых организаций.

Важно и то, что Закон о СРО предусматривает открытый перечень мер дисциплинарного воздействия, возлагаемых на членов организации. Аналогичные нормы содержатся и в специальном законодательстве[425]. Так, согласно подп. 6 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», СРО аудиторов может применить и иные, помимо определенных данной статьей, установленные внутренними документами СРО аудиторов меры дисциплинарного воздействия.

Денежные средства, полученные СРО в результате наложения на члена СРО штрафа, подлежат зачислению в компенсационный фонд.

Контрольные вопросы

1. Раскройте сущность саморегулирования предпринимательской деятельности.

2. Что такое СРО? Какие требования к ним предъявляются?

3. Каковы основные функции саморегулируемых организаций?

Литература

1. Аболонин Г. О. Дисциплинарное производство саморегулируемых организаций — на острие конфликта. М.: Волтерс Клувер,2010.

2. Герасимов А. А. Саморегулируемые организации: теоретические и практические проблемы правового регулирования и деятельности. М., 2012.

3. Лескова Ю. Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений. М.: Статут, 2013.

4. Сухов Е. П. Саморегулируемые организации. Юридические, финансовые, налоговые аспекты. М.: ГроссМедиа, 2010.

Наши рекомендации