Обоснование стратегического решения по увеличению объемов продаж
№ п/п | Показатель | Товар А | Товар В | ИТОГО |
Фактический объем продаж, ед. | X | |||
Прогнозируемый объем продаж, ед. | X | |||
Цена реализации, руб. | X | |||
Фактический удельный вес товара е общей выручке от продажи товаров (работ, услуг), % | X | |||
Прогнозируемый удельный вес товара в общей выручке от продажи товаров (работ, услуг). % | X | |||
Фактическая выручка, тыс. руб. (1 - 3) | ||||
Прогнозируемая величина выручки, тыс. руб. (2 - 3) | ||||
Переменные затраты на единицу товара, руб. | X | |||
Фактическая сумма переменных затрат, тыс. руб. (1-8) | ||||
Прогнозируемая сумма переменных затрат, тыс. руб. (2-8) | 48.75 | 103.75 | ||
Сумма постоянных затрат, тыс. руб. | ||||
Фактическая себестоимость, руб. (9 + 11 ) /1 | 73.33 | 125.0 | X | |
Прогнозируемая себестоимость, руб. (10 + 11)/2 | 71.67 | X | ||
Доля маржинального дохода, руб. (3 - 8) / 3 | 0.19 | 0.21 | X | |
Фактическая прибыль, тыс. руб. (6 — 9 — 11) | ||||
Прогнозируемая прибыль, тыс. руб. (7 - 10 -11) | 6.25 | 18.25 | ||
Фактическая рентабельность продаж. % (3 -12) / 3*100% или (15/6*100%) | 8.3 | 10.7 | 9.2 | |
Прогнозируемая рентабельность продаж, % (3 -13) / 3 *100% или (16/ 7 -100%) | 10.4 | 17.1 | 14.0 |
где П — величина прибыли; ТП — стоимость товарной продукции (выручка от продажи); УдТПi — удельный вес в общей сумме выручки i-го вида товара; ДМДi — доля маржинального дохода 1-го вида товара в выручке;
где Цi — иена реализация i-го вида товара; Вi — удельные переменные затраты i-го вида товара; А — сумма постоянных расходов.
В процессе анализа использования прибылинеобходимо установить обоснованность структуры се распределения по каждому направлению во взаимосвязи с показателями: рентабельность производства и продаж, величина прибыли и инвестиций на одного работника и на один рубль основных средств.
Анализ рентабельностипроводят по показателям, условно выделяемым в три группы: рентабельность функционирования организации, рентабельность основной деятельности (производства и реализации), рентабельность использования ресурсов предприятия.
1. Рентабельность функционирования предприятия исчисляют делением прибыли до налогообложения или чистой прибыли на полную себестоимость, результат умножают на 100%.
Расчетное значение показывает, какую величину прибыли до налогообложения имеет фирма с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.
2. Рентабельность производства находят делением прибыли от продажи на полную себестоимость, результат умножают на 100%. Она может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции. Рентабельность продаж рассчитывают делением прибыли от продажи продукции (работ и услуг) на выручку, результат умножают на 100%. Показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности и показывает, сколько прибыли имеет предприятие с одного рубля, полученного при продаже товаров. Рассчитывают в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
3. Рентабельность использования ресурсов (трудовых, земельных, оборотных и основных средств) определяют делением прибыли до налогообложения или чистой прибыли на величину ресурса, результат умножают на 100%.
Например:
Рентабельность Прибыль до налогообложения х 100%
активов = Сумма активов
Факторный анализ рентабельности проводят методом цепных подстановок, так как это кратная модель.
Рентабельность производства зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Уровень рентабельности продаж по отдельным вилам продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости:
Алгоритм расчета количественного влияния факторов на изменение рентабельности продаж:
1. Определяют рентабельность продаж за базисный и отчетный годы
Rпл = (Цпл – Спл)/ Цпл;
Rф = (Цф - Сф)/ Цф.
2. Рассчитывают условный показатель рентабельности продаж
Rучл = (Цф-Cпл)/Цф.
3. Определяется общее изменение уровня рентабельности продаж
ΔRобщ = Rотч — Rбаз.
4. Определяют изменение рентабельности продаж за счет изменения:
· цены реализации продукции:
ΔRц = Rусл - Rбаз;
· себестоимости единицы продукции:
ΔRс = Rотч — Rycл.
По результатам расчетов можно выявить степень и направления влияния каждого фактора на рентабельность продаж, а также установить резервы ее повышения.
Резервами повышения показателей рентабельности являются резервы роста прибыли.
Методика подсчета резервов увеличения прибылиза счет:
1) увеличения объема продаж по рентабельной продукции: резерв роста объема продаж умножить на фактическую прибыль отчетного года в расчете на единицу продукции:
2) снижения себестоимости продукции: возможный объем продаж умножить на резерв снижения себестоимости продукции:
3) увеличения выручки:
Полученный результат показывает, на сколько процентов увеличится прибыль при изменении выручки на 1%. Он называется эффектом операционного рычага и используется для анализа предпринимательского риска. Чем выше значение операционного рычага, тем выше чувствительность прибыли к изменению выручки, тем больший прирост обеспечивает один процент прироста выручки.
Величина операционного рычага зависит от структуры имущества предприятия. Если в составе активов фирмы основные средства занимают значительную долю, то данный показатель будет более чувствительным, так как имеет место высокий уровень постоянных издержек, связанных с содержанием основных средств. Высокая чувствительность наблюдается и при работе предприятия ближе к точке безубыточности. В таком случае необходимо постоянно контролировать масштабы производственной и сбытовой деятельности.
Для подсчета резервов роста рентабельности производстваконкретного вида товара может быть использована следующая формула, определяемая расчетно-конструктивным методом:
где Rв — рентабельность производства возможная; Rф — рентабельность производства фактическая; Пф — фактическая прибыль от продажи товара; — резерв роста прибыли от продажи продукции; Кв — возможный объем реализации товара с учетом выявленных резервов его роста; Св — возможный уровень себестоимости товара с учетом выявленных резервов снижения; Сф — фактический уровень полной себестоимости продукции.
В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли и определить направление их воздействия на финансовое состояние организации.
Контрольные вопросы
1. Цель и задачи анализа финансовых результатов деятельности коммерческой организации.
2. Методика формирования конечного финансового результата (чистой прибыли).
3. Внутренние и внешние факторы, влияющие на величину доходов от обычных видов деятельности (валовая прибыль и прибыль от продажи).
4. Сметный расчет финансовых результатов.
5. Факторы, влияющие на величину прочих расходов и доходов, оценка их влияния на прибыль до налогообложения.
6. Отечественная методика факторного анализа прибыли от продажи продукции (работ, услуг).
7. Анализ влияния инфляции на финансовые результаты.
8. Рентабельность и пути повышения рентабельности коммерческой организации.
9. Использование концепции маржинального дохода для обоснования безубыточной работы организации.
10. Анализ соотношения «продажи - затраты - прибыль» и сферы применения его результатов.
11. Методы оценки влияния уровня доходности организации на его финансовое состояние.