Финансовое обеспечение инновационных проектов в Республике Казахстан

Стрoитeльствo

УДК 69 “313” (574)

Кубаева А.С.мaгистрaнт «МOК, (КaзГAСA)», Aдилова Д.А. к.э.н, акад. прoф. ФСТИМ

Финансовое обеспечение инновационных проектов в Республике Казахстан

Aтaлғaн жұмыстa Қaзaқстaн Рeспубликaсындaғы құрылыс сaлaсының жaғдaйы, тұрғын-үй құрылысын дaмыту мәсeлeлeрін кeшeнді шeшугe бaғыттaлғaн Үкімeттің мeмлeкeттік бaғдaрлaмaлaрын жүзeгe aсыру қaрaстырылғaн.

Түйін сөздeр: құрылыс, тұрғын үй, прoгрaммa, өндіріс, aудaн,өлкe.

В дaннoй рaбoтe рaссмaтривaeтся сoстoяниe стрoитeльнoй oтрaсли Рeспублики Кaзaхстaн, рeaлизaция гoсудaрствeнных прoгрaмм Прaвитeльствa, нaпрaвлeнных нa кoмплeкснoe рeшeниe прoблeм рaзвития жилищнoгo стрoитeльствa.

Ключeвыe слoвa: стрoитeльствo, жильe, прoгрaммa, кoмплeкс, плoщaдь, рeгиoн.

Todays condition of construction field of Republic of Kazakhstan will be examined in this work, also realization of state programs by the government, addressed for the complex solution of problems in development of housing construction.

Keywords: quarters, program, manufacturing, square,

В экономической литературе, как правило, проводятся две точки зрения относительно сущности понятия «инновационный проект».

1. Комплекс мероприятий, связанных с созданием и распространением нового вида продукции или технологии в целях получения сверхприбыли или иного принципиально нового полезного эффекта.

2. Конкретный документ, отражающий деятельность предприятия по разработке и внедрению новых видов техники, технологии и связанные с этими процессами изменения в области организации труда и производства.

По сути инновационный проект представляет собой сложную систему производственных, опытно - конструкторских, финансовых, коммерческих, научно – исследовательских и других мероприятий, осуществляемых предприятиям и направленных на внедрение определенных инновационных идей.

Разработка и реализация каждого инновационного проекта, как и любых инновационных идей, зависят от сложившегося инновационного потенциала компании. Под ним следует понимать совокупность адекватных новым требованиям трудовых, материальных и финансовых ресурсов, интеллектуальные возможности и психологическую предрасположенность работников предприятия к внедрению новых идей. Повышение инновационного потенциала компании необходимо считать одной из важнейших задач управления вообще.

На практике понятие «инновационный проект» рассматривается в основном как пакет документов, в котором находят отражение поэтапное воплощение инновационных идей – от первоначальных замыслов, планирования, прогнозирования, оценки ожидаемой доходности и возможных рисков, координации действий различных служб, вовлеченных в процесс разработки и доведения инновационного проекта до своего логического завершения.

Планирование инновационной деятельности на уровне конкретного предприятия непосредственно связано с разработкой и реализацией конкретных инновационных проектов.

Разработку и внедрение инновационных проектов могут осуществлять представители как частного, так и государственного сектора экономики, действующие в рамках существующих законодательных и нормативных актов.

Классификация инновационных проектов во многом совпадает с классификацией инвестиционных проектов, что нашло широкое отражение в литературе по финансовому и инвестиционному менеджменту.

По сути инновационные проекты - те же инвестиционные проекты разработки и внедрения принципиально новых видов техники, технологии, организации труда и производства; это проекты, способные стать катализаторами всей экономики, внося существенные новаторские изменения как в уже действующие, так и возникающие впервые опытно - конструкторские, организационные, финансово – кредитные разработки.

Разработка и внедрение инновационных проектов вызывают априори необходимость составления плана - прогноза вложений денежных и материальных ресурсов, в котором нашли бы отражение основные характеристики этих вложений и были четко (поэтапно) выделены источники финансирования каждого раздела. Одной из основополагающих проблем работы с инновационным проектом является ее финансирование, подразумевающее обеспечение программы ресурсами, в состав которых входят не только денежные средства, но и выражаемые в денежном эквиваленте прочие инвестиции, в том числе основные и оборотные средства, имущественные права и нематериальные активы, кредиты, займы и залоги, права землепользования.

Инновации во всех отраслях реального сектора являются неотъемлемым элементом современно­го индустриального общества. Экономический рост, управление занятостью, снижение инфляции — всё это следствие промышленного применения новых научно-технических достижений. По мере движения к экономике знаний инновации в широком смысле слова становятся ключевой стратегией конкуренции в XXI в. на уровне национальных экономик.

Инновационная деятельность в современном мире рассматривается как важнейший фактор обеспечения конкурентоспособности и экономического роста. В индустриально развитых странах создаются благоприятные условия для подъема национальной исследовательской и инновационной деятельности; большое значение придается роли правительства в развитии технологии, росту коопе­рации государственных, частных исследовательских организаций и компаний в реализации научно­технических программ.

Формируемая в соответствии с Программой инновационного развития Республики Казахстан система финансирования инновационной деятельности предполагает использование многообразия источников финансирования, включающих прямые государственные инвестиции для выполнения инновационных программ и проектов общенационального значения, а также средства из негосудар­ственных фондов поддержки инноваций, кредиты банков второго уровня, собственные средства предприятий, средства, мобилизуемые за счет эмиссии ценных бумаг, и иностранные инвестиции.

Источниками финансирования инновационных проектов являются займы банков второго уровня и собственные средства предприятий. Учитывая тот факт, что инновационные проекты являются наиболее рисковыми из инвестиционных, а предприятия, по причине большей до­ступности кредитов коммерческих банков, нежели средств институтов развития, созданных согласно Программе инновационного развития РК, все-таки используют первый вариант финансирования, воз­никает вопрос, насколько эффективно работает национальная инновационная система. Основным же источником финансирования инновационной деятельности в малом и среднем бизнесе являются кредиты коммерческих банков региона. Хотя, на мой взгляд, многие проекты, но­сящие действительно инновационный характер, могли бы заручиться, при соответствующей подго­товке технико-экономического обоснования и настойчивости руководства этих предприятий, финан­совой поддержкой институтов развития.

Основной задачей Банка развития Казахстана является финансовая поддержка инициатив част­ного сектора и государства (в части инфраструктурных проектов) путем предоставления долгосроч­ных и среднесрочных низкопроцентных кредитов, в том числе экспортных, а также путем выдачи га­рантийных обязательств по займам и кредитам, предоставляемым другими кредитными институтами. Инновационный фонд на первоначальном этапе своей деятельности будет совместно с отечест­венными и иностранными партнерами осуществлять финансирование инновационных проектов и создавать венчурные фонды. По мере возникновения роста отечественного венчурного капитала Ин­новационный фонд будет сокращать деятельность по финансированию венчурных проектов и кон­центрировать свою активность на укреплении инновационной инфраструктуры и финансировании прикладных научных исследований.

Литeрaтура:

1. Дoклaды нaциoнaльнoй aкaдeмии нaук Рeспублики Кaзaхстaн 6/2010 aвтoр 1-й Министр стрoитeльствa, жилья и зaстрoйки тeрритoрий Рeспублики Кaзaхстaн к.т.н A.A. Кулибaeв «Пeрспeктивныe нaпрaвлeния нaучных исслeдoвaний в oблaсти стрoитeльнoй индустрии». ISSN 0002-3213 56-60стр.

2. Экoнoмикa и стaтистикa 4/2012 aвтoр Aгeнтствa Рeспубликe Кaзaхстaн пo стaтистикe Н. Тoргaутoвa «Стрoитeльствo в Рeспублики Кaзaхстaн». ISSN 1608-2192 21-25стр.

3. Стрaтeгичeский плaн Aгeнтствa Рeспублики Кaзaхстaн пo дeлaм стрoитeльствa и жилищнo-кoммунaльнoгo хoзяйствa нa 2011-2015 гoды.

4. Пoслaниe Прeзидeнтa нaрoду Кaзaхстaнa oт 27 янвaря 2012 гoдa.

5. Вeсeльскaя Н.Р., Гoрячeвa E.В. Жилищнoe прaвo Рeспублики Кaзaхстaн. – Пoлигрaфия, 2006. – 320 с.

Наши рекомендации