Понятие о финансах и управлении ими
1.1. Финансы как стоимостная категория.
1.2. Необходимость финансов в условиях товарного хозяйства.
1.3. Русская финансовая мысль 18-20 веков.
1.4. Система финансов, ее сущность и структура.
1.5. Функции финансов.
1.6. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов.
1.7. Объективные предпосылки и возможности использования финансов в общественном воспроизводстве.
1.8. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями (ценой, зарплатой и кредитом).
1.9. Финансовые ресурсы, их виды и источники. Факторы роста финансовых ресурсов.
1.10. Финансовый рынок, его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов.
1.11. Финансовое регулирование экономики, его формы.
1.12. Финансы как инструмент экономического стимулирования. Система финансовых стимулов.
1.13. Формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса.
1.14. Содержание, значение и задачи финансовой политики.
1.15. Финансовый механизм как орудие реализации финансовой политики, его сущность и структура.
1.16. Содержание основных направлений современной финансовой политики.
1.17. Современные финансовые концепции.
1.18. Управление финансами, его функциональные элементы. Структура финансового аппарата.
1.19. Роль и значение налоговых органов в управлении финансами.
1.20. Министерство финансов, его задачи и функции.
1.21. Содержание, значение и задачи финансового планирования в условиях развития рыночных отношений.
1.22. Методы финансового планирования, их характеристика. Виды финансовых планов.
1.23. Сводный финансовый баланс, его назначение и структура.
1.24. Содержание, значение и задачи финансового контроля.
1.25. Организация финансового контроля в РФ.
1.26. Классификация финансового контроля.
1.27. Аудиторский финансовый контроль, его виды, цели и задачи.
1.28. Функции органов Федерального казначейства.
1.29. Счетная палата РФ, ее роль и задачи в соблюдении законности.
1.30. Роль местных финансовых органов в современных условиях.
1.31. Автоматизированные системы управления финансами, их значение.
1.32. Возникновение финансов, их связь с государством и развитием товарно-денежных отношений.
1.33. Особенности финансовой политики РФ в конце 20-го века.
1.34. Задачи и функции органов государственного финансового контроля в РФ.
1.35. Политические и социально-экономические реформы в России в 19-20 веках (до октября 1917 г.) и финансы.
1.36. Становление финансовой системы социалистического государства.
1.37. Особенности развития финансовой системы в СССР на этапе "развитого социализма".
Раздел 2
Финансы экономических субъектов
2.1. Содержание и специфические признаки финансов сферы материального производства.
2.2. Особенности финансов учреждений непроизводственной сферы деятельности.
2.3. Сущность и значение коммерческого расчета, его влияние на организацию финансов предприятий.
2.4. Финансовые аспекты приватизации.
2.5. Влияние организационно-правовых форм хозяйствования и отраслевых особенностей на организацию финансов предприятий.
2.6. Содержание финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах.
2.7. Финансовые ресурсы предприятий, особенности их формирования и использования в условиях рынка.
2.8. Методы начисления амортизации.
2.9. Роль финансов в кругообороте основных производственных фондов.
2.10. Финансовые аспекты формирования и использования оборотных средств.
2.11. Прибыль предприятия, ее формирование и распределение в условиях рынка.
2.12. Платежи предприятий в бюджет и внебюджетные фонды.
2.13. Финансовое планирование на предприятиях, его содержание, значение и задачи. Структура финансового плана.
2.14. Содержание финансовых отношений в социальной сфере.
2.15. Формирование и использование финансовых ресурсов учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность.
2.16. Понятие и основные черты финансового механизма учреждений и организаций социальной сферы.
2.17. Норматив бюджетного финансирования. Проблемы совершенствования нормативной базы учреждений социальной сферы.
2.18. Содержание и значение финансового планирования в социальной сфере. Структура сметы доходов и расходов, принципы ее составления.
2.19. Содержание и специфические черты финансов общественных объединений.
2.20. Финансы политических партий и общественных движений, их особенности.
2.21. Финансы профессиональных союзов, их содержание. Источники их доходов и направления использования средств.
2.22. Благотворительные фонды, источники их формирования и направления использования.
2.23. Особенности организации финансов акционерных обществ.
2.24. Финансирование образовательных учреждений в современных условиях.
2.25.Особенности финансирования культуры и искусства.
2.26. Планирование и финансирование деятельности медицинских учреждений.
2.27. Финансирование здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования.
2.28. Принципы организации финансов коммерческих организаций и предприятий.
2.29. Особенности организации финансов совместных предприятий.
2.30. Финансы холдингов и финасово-промышленных групп.
2.31. Финансы предпринимателей без образования юридического лица.
Раздел 3
Страхование
3.1. Страхование как экономическая категория. Функции страхования.
3.2. Сущность и необходимость страхового фонда, методы его формирования и направления использования.
3.3. Отрасли страхования, их роль в жизни общества.
3.4. Формы страхования, критерии их использования.
3.5. Понятие страхового рынка, его структура. Участники страхового рынка.
3.6. Страховая услуга как товар и его цена.
3.7. Доходы и расходы страховщика, определение финансового результата страховой деятельности.
3.8. Государственное регулирование страховой деятельности.
3.9. Объективная необходимость социального страхования, его экономическая сущность.
3.10. Политика государства в области социального страхования.
3.11. Формы использования средств социального страхования.
3.12. Государственные внебюджетные фонды социального характера, их роль в финансовом обеспечении социального страхования.
3.13. Виды пособий, порядок их предоставления.
3.14. Система пенсионного обеспечения в России, пути ее совершенствования.
3.15. Формы социальной помощи семьям с детьми, их совершенствование и перспективы развития в современных условиях.
3.16. Медицинское страхование как форма социальной защиты населения.
3.17. Финансовые аспекты политики занятости.
3.18. Организация и порядок функционирования негосударственных пенсионных фондов.
3.19. Имущественное страхование, его подотрасли и виды. Основные условия имущественного страхования.
3.20. Организация имущественного страхования в сельском хозяйстве.
3.21. Личное страхование, его подотрасли и виды. Основные условия личного страхования.
3.23. Перспективы развития страхования ответственности в условиях рынка.
3.24. Перестрахование.
3.25. Актуарные расчеты и их роль в страховом деле.
3.26. Организация страхования в РФ.
3.27. Инвестиционная политика страховщика.
3.28. Финансовые основы страховой деятельности.
3.29. Страхование внешнеэкономической деятельности.
3.30. Дискуссионные вопросы теории страхования.
Раздел 4
Государственные и муниципальные финансы
4.1. Понятие государственных финансов, их экономическое содержание и роль в социально-экономическом развитии общества.
4.2. Местные финансы, их структура и роль в развитии муниципального хозяйства и улучшении социального обслуживания населения.
4.3. Государственные доходы, их состав и структура. Методы их мобилизации.
4.4. Виды и значение государственных расходов.
4.5. Объективная необходимость государственного финансового регулирования, методы бюджетного регулирования.
4.6. Государственный бюджет как экономическая категория, его специфические признаки. Функции государственного бюджета.
4.7. Классификация доходов и расходов государственного
бюджета, ее назначение.
4.8. Доходы государственного бюджета, условия их роста.
4.9. Понятие и значение бюджетного механизма.
4.10. Налоговая система и принципы ее построения.
4.11. Прямое и косвенное налогообложение, их соотношение.
4.12. Расходы государственного бюджета, их состав и структура. Формы предоставления бюджетных средств.
4.13. Принципы бюджетного финансирования.
4.14. Функции и принципы налогообложения, их реализация в условиях рыночных отношений.
4.15. Основные направления современной налоговой политики РФ.
4.16. Бюджетная политика РФ в современных условиях.
4.17. Бюджетный дефицит, причины возникновения и формы покрытия.
4.18. Особенности формирования территориальных бюджетов в современных условиях.
4.19. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.
4.20. Сущность и значение государственного кредита, его необходимость и возможности использования.
4.21. Сущность и особенности бюджетного процесса в РФ в современных условиях.
4.22. Государственные займы, их классификация. Формы государственного кредита.
4.23. Государственный долг, его виды, источники погашения.
4.24. Управление государственным долгом6 мероприятия по погашению государственным долгом.
4.25. Концепция бюджетного федерализма, его сущность и принципы.
4.26. Зарубежный опыт межбюджетного регулирования.
4.27. Этапы становления российской модели бюджетного федерализма.
4.28. Совершенствование форм и методов межбюджетного взаимодействия в современных условиях.
4.29. Формирование механизма казначейского исполнения бюджета.
4.30. Распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.
4.31. Теории государственных финансов зарубежных экономистов.
4.32. Теории государственных финансов российских экономистов.
4.33. Региональные бюджеты зарубежных стран.
4.34. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, их значение.
4.35. Значение специальных фондов в финансовой системе зарубежных стран.
4.36. Бюджетное устройство и бюджетная система зарубежных унитарных и федеративных государств.
4.37. Бюджетный процесс в развитых зарубежных странах.
4.38. Формирование и особенности использования средств Фонда социального страхования РФ.
4.39. Пенсионный фонд РФ, его доходы и расходы. Проблемы функционирования.
4.40. Формирование и использование Фонда обязательного медицинского страхования РФ.
4.41. Виды ценных бумаг государства, их характеристика.
4.42. Источники формирования местных бюджетов, их характеристика.
4.43. Займы территорий.
4.44. Бюджетное финансирование, его принципы, способы, формы.
4.45. Правовая основа местных финансов РФ.
4.46. Муниципальные внебюджетные фонды.
Раздел 5
Роль финансов в развитии общества
5.1. Влияние финансов на воспроизводственную, отраслевую и территориальную структуру общественного производства.
5.2. Финансовое регулирование инвестиционной деятельности и научно-технического прогресса.
5.3. Роль финансовых резервов в сбалансированном развитии экономики.
5.4. Методы государственного финансового регулирования денежных доходов населения.
5.5. Финансовый механизм обеспечения социальных гарантий, его эффективность.
5.6. Роль финансов в подготовке трудовых ресурсов для народного хозяйства.
5.7. Воздействие финансов на рост жизненного уровня населения.
5.8. Роль финансов в развитии международных экономических отношений.
5.9. Формы участия иностранного капитала в инвестировании финансовых ресурсов в российскую экономику.
5.10. Участие России в международных финансовых организациях.
5.11. Финансовые аспекты функционирования свободных экономических зон.
5.12. Финансовый механизм охраны окружающей среды.
5.13. Влияние государственных финансов на научно-технический прогресс.
Раздел 6
Особенности организации финансов в разных странах
6.1. Общая характеристика финансовой системы США на современном этапе, ее структура.
6.2. Бюджетное устройство и бюджетная система США.
6.3. Специфика налоговой системы США.
6.4. Финансы штатов и местных органов власти США.
6.5. Общая характеристика финансовой системы Великобритании.
6.6. Общая характеристика финансовой системы Франции.
6.7. Общая характеристика финансовой системы ФРГ.
6.8. Общая характеристика финансовой системы Японии.
6.9. Состав и динамика доходов и расходов государственного бюджета Великобритании.
6.10. Состав и динамика доходов и расходов государственного бюджета Франции.
6.11. Состав и динамика доходов и расходов государственного бюджета ФРГ.
6.12. Состав и динамика доходов и расходов государственного бюджета Японии.
6.13. Финансы местных органов власти Великобритании.
6.14. Финансы местных органов власти Франции.
Варианты индивидуальных контрольных заданий
Номер варианта | Номер вопроса | Номер варианта | Номер вопроса |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. | 1.1/3.22 1.2/3.23 1.3/3.24 1.4/3.25 1.5/3.26 1.6/3.27 1.7/3.28 1.8/3.29 1.9/3.30 1.10/4.1 1.11/4.2 1.12/4.3 1.13/4.4 1.14/4.5 1.15/4.6 1.16/4.7 1.17/4.8 1.18/4.9 1.19/4.10 1.20/4.11 1.21/4.12 1.22/4.13 1.23/4.14 1.24/4.15 1.25/4.16 1.26/4.17 1.27/4.18 1.28/4.19 1.29/4.20 1.30/4.21 1.31/4.22 1.32/4.23 1.33/4.24 1.34/4.25 1.35/4.26 1.36/4.27 1.37/4.28 2.1/4.29 | 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. | 2.2/4.30 2.3/4.31 2.4/4.32 2.5/4.33 2.6/4.34 2.7/4.35 2.8/4.36 2.9/4.37 2.10/4.38 2.11/4.39 2.12/4.40 2.13/4.41 2.14/4.42 2.15/4.43 2.16/4.44 2.17/5.1 2.18/5.2 2.19/3.3 2.20/3.2 2.21/3.1 2.22/5.6 2.23/5.7 2.24/5.8 2.25/5.9 2.26/5.10 2.27/3.25 2.28/5.12 2.29/5.13 1.1/3.26 1.2/3.27 1.3/3.28 3.4/6.3 3.5/6.4 3.6/6.5 3.7/6.6 3.8/6.7 3.9/6.8 3.10/6.9 |
Номер варианта | Номер вопроса | Номер варианта | Номер вопроса |
77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. | 3.11/6.11 3.12/6.12 3.13/6.13 3.14/6.14 3.15/6.15 3.16/6.16 3.17/6.17 | 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. | 3.18/6.18 3.19/6.19 3.20/4.35 3.21/5.11 3.22/5.3 3.23/5.4 3.24/5.5 |
6.15. Финансы местных органов власти ФРГ.
6.16. Финансы местных органов власти Японии.
6.17. Управление финансами в ведущих зарубежных странах.
6.18. Бюджетный процесс в развитых зарубежных странах.
6.19. Страхование в зарубежных странах.
Выше указанные контрольные вопросы можно использовать для организации самостоятельной подготовки к семинарским занятиям, а также в целях оперативного контроля над полнотой и качеством усвоения изучаемого материала.
Глоссарий
Амортизация — исчисленный в денежном выражении износ основных фондов в процессе их производственного использования, а также процесс перенесения стоимости основных фондов на вновь изготавливаемый продукт.
Амортизационные отчисления — расчетная величина, позволяющая предприятиям накапливать собственные средства для замены изношенных основных производственных фондов посредством включения их износа в себестоимость.
Бюджетная система — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов всех государственных и административно-территориальных образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между собою установленные законом взаимоотношения.
Бюджетная система в расширенном варианте— используемое в практике международных сравнений понятие, включающее не только совокупность бюджетов всех уровней, но и свод внебюджетных фондов.
Бюджетные заимствования — денежные средства, поступающие в бюджет на началах срочности, возвратности, платности, оформляемые через выпуск государственных ценных бумаг, и прямые кредиты, получаемые от кредитных организаций внутри страны, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, зарубежных банков.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — финансовая база деятельности органа местного самоуправления.
Бюджет субъекта федерации (региональный бюджет) — финансовая база деятельности субфедерального органа государственной власти.
Бюджетные расходы совместного ведения — затраты, совместно финансируемые из разных видов бюджетов согласно компетенции, закрепленной за соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления.
Вид бюджетов — бюджет конкретного органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Внебюджетные фонды — обособленная часть финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, формируемая в соответствии с действующим законодательством страны за счет специальных источников, используемых по целевому назначению.
Государственная казна — средства государственного бюджета и другое государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Государственное финансирование — способ финансового обеспечения затрат в общественном производстве за счет бюджетных и внебюджетных фондов, формируемых на разных уровнях управления в процессе распределения и перераспределения национального дохода.
Государственные и муниципальные расходы — часть финансовых отношений, обусловленная использованием государственных и муниципальных доходов, направляемых на финансовое обеспечение потребностей государственной и муниципальной сфер деятельности и развитие общественного производства в интересах граждан, территориальных образований и общества в целом.
Государственные и муниципальные финансы — денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворение социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства и муниципальных образований.
Государственные заимствования — часть бюджетных заимствований, осуществляемых федеральными и субфедеральными органами власти.
Государственный бюджет — объективно обусловленная экономическая форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, возложенных обществом на органы государственной власти и местное самоуправление.
Государственный долг— долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие из государственных займов (заимствований), договоров и соглашений.
Дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами.
Долговая книга — система учета бюджетных заимствований, которую ведет Министерство финансов соответствующей страны.
Доходы бюджета — часть финансовых ресурсов, централизуемых на разных уровнях управления в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления на основе денежных отношений, складывающихся у государства г муниципальных образований с юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и другими партнерами.
Звено бюджетной системы — уровень бюджетной системы, соответствующий уровню государственного и муниципального управления.
Качественное влияние финансов на экономику — финансовое воздействие, осуществляемое через формы организации финансовых отношений, воздействующих на материальные интересы участников воспроизводственного процесса.
Количественное влияние финансов на экономику — воздействие на общественное производство через объем и пропорции мобилизуемых и распределяемых финансовых ресурсов.
Конверсия займов — один из методов управления долгом, состоящий в понижении процента по займу, введении нового способа погашения долга, переносе срока погашения и изменении других условий обращения выпущенных займов.
Консолидация займов — один из методов управления долгом, состоящий в изменении условий и сроков действия займов.
Кредитование—такой способ финансового обеспечения воспроизводственных затрат, при котором расходы субъекта хозяйствования покрываются за счет ссуд банка, предоставляемых на началах срочности, платности и возвратности.
Межбюджетные отношения — виды и формы отношений между бюджетами разного уровня.
Муниципальная казна— средства местного бюджета и другое муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Муниципальные заимствования — часть бюджетных заимствований, осуществляемых органами местного самоуправления.
Муниципальный долг — долговые обязательства органов местного самоуправления перед юридическими и физическими лицами, возникшие из муниципальных заимствований, принятых на себя органом местного самоуправления поручительств и гарантий, а также обязательств третьих лиц.
Налоги — главный инструмент перераспределения национального дохода, обеспечивающий мобилизацию финансовых ресурсов в процессе формирования бюджетных и внебюджетных фондов.
Оборотные средства — авансированная в денежной форме стоимость для образования и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения в минимально необходимых размерах, обеспечивающих выполнение производственной программы и своевременное осуществление расчетов.
Основные фонды — совокупность созданных общественным трудом материально-вещественных и других ценностей (в стоимостном выражении), служащих в течение длительного времени и переносящих свою стоимость на продукт по частям.
Первичный дефицит — превышение текущих расходов бюджета над его доходами без учета расходов на погашение и обслуживание долга.
Профицит — превышение доходов бюджета над его расходами.
Расходы бюджета — денежные отношения, возникающие у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами в связи с распределением и использованием бюджетных фондов федерального, регионального и муниципального уровней по функциональному, отраслевому и целевому назначению.
Регулирующие доходы бюджета — налоги, поступающие в разные звенья бюджетной системы и виды бюджетов на основе нормативов отчислений, ежегодно устанавливаемых на очередной финансовый год.
Резервные фонды — обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней, получившая форму целевых бюджетных фондов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер.
Реструктуризация займов — один из методов управления долгом, состоящий в пересмотре первоначального графика погашения и обслуживания долга.
Рефинансирование — один из методов управления долгом, состоящий в погашении накопившейся государственной и муниципальной задолженности путем выпуска новых займов.
Роль финансов — конкретный результат от целенаправленного использования финансов в общественном производстве.
Самофинансирование — способ обеспечения воспроизводственных затрат за счет собственных финансовых ресурсов.
Себестоимость — обособившаяся часть стоимости продукции, состоящая из затрат прошлого овеществленного труда и затрат на заработную плату.
Смета — перечень планируемых предприятием поступлений и расходов денежных средств, простейшая форма финансового плана.
Собственные доходы бюджета — конкретные виды доходов, закрепленные за соответствующим бюджетом полностью или частично на постоянной или долговременной основе.
Сущность — философская категория, выражающая нечто единое, общее для всех явлений, составляющих определенное понятие.
Федеральный бюджет — денежный фонд государства, средствами которого распоряжается федеральный орган государственной власти (парламент страны, в России— Федеральное Собрание в лице обеих его палат).
Финансовая дисциплина — обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил.
Финансовая система страны — совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений, образующих единое целое. Исходной сферой финансовой системы являются финансы экономических субъектов. Сфера публичных финансов выполняет координирующую и регулирующую роль.
Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса — покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых субъектами хозяйствования и субъектами власти. Осуществляется в трех формах: самофинансирования, государственного финансирования, кредитования.
Финансовое регулирование экономики — изменение темпов и пропорций развития структурных подразделений общественного производства за счет перераспределения между ними финансовых ресурсов. Осуществляется в форме саморегулирования и государственного регулирования экономики.
Финансовые ресурсы — материальные носители финансовых отношений, представленные денежными доходами и накоплениями субъектов хозяйствования субъектов власти.
Финансы—денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием у субъектов хозяйствования и субъектов власти денежных доходов и накоплений, используемых на финансирование воспроизводственных затрат, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других общественных потребностей.
Финансы предприятия — опосредствованная в денежной форме совокупность экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения и использования валового дохода, денежных накоплений и финансовых ресурсов. Формируя доходы и фонды, финансы предприятия принимают активное участие в производстве, распределении и использовании совокупного общественного продукта, валового национального продукта и национального богатства.
Функции финансов — способ действия категории, специфический способ выражен для присущих финансам объективных свойств. Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.
Экономическая категория — совокупность однородных экономических отношений, выражающая в обобщенном абстрактном виде одну из сторон общественного бытия; характеризуется реальным экономическим содержанием, объективным характером и специфическим общественным назначением.
Экономические отношения — общественные отношения, возникающие на всех стадиях воспроизводственного процесса.
Экономический инструмент (рычаг) — экономическая категория, сознательно и целенаправленно используемая субъектами хозяйствования и субъектами власти в интересах граждан, общества и государства.
Экономический стимул — такой экономический рычаг, с помощью которого удается влиять на материальные интересы граждан, субъектов хозяйствования, территориальных образований и государства в целом.