Принять себя

Голос моей дочери обрел особую мягкость: «Мама, я беременна! Ты скоро будешь нянчить внучку!» Я сразу же вспомнила о своей няне и о своей матери, которая нянчила моих детей. Теперь настал мой черед. Начинается новый жизненный период, новая радость, но­вый малыш!

В ту ночь я пыталась заснуть, но мои мысли все возвращались к новой жизни, созидаемой Богом. Я открыла Пс. 138 и его словами стала молиться о своей дорогой будущей внучке:

«О Боже, хвала Тебе за то, что все пути ее известны Тебе. Бла­годарю Тебя. Ты окружаешь ее, сзади и спереди Ты объемлешь ее, и полагаешь на нее руку Свою. Чувство благодарности переполняет меня. Спасибо Тебе. Ты, Великий Создатель, устрояешь внутренности ее, формиру­ешь ее характер. Чудны дела Твои!

Ты знаешь все о моей внучке. Ты сплетаешь воедино ее тело, душу и дух. Подобно умельцу, создающему замысловатые тканные узоры, Ты созидаешь ее. Ты предначертал все дни ее на этой земле. Ты назначил ее удел, ее чашу.

О Боже, Ты велик, славлю Тебя! Ты знаешь, кем она должна быть, что ей делать. Как возвышенны помышления Твои! Ты создал ее, что­бы она исполнила особый замысел, предначертанный для нее. Славлю Тебя, ибо она дивно устроена. Дивны дела Твои, Господи!».

Как утешительно, что Бог знал каждого из нас до того, как со­здал! Он знал, как каждый из нас выглядит, кто наши родители, кто наш супруг и сколько у нас детей. Бог заботился о нас до того, как мы Его узнали. Он хранил каждого из нас, как сокровище, и призвал к новой жизни. Он созидал каждого из нас с трепетом и изумлением, как сказано в Библии.

Может быть, вы думаете: «Линда, я читала Пс. 138 и знаю, о чем там говорится». Если так, хочу попросить вас сделать кое-что для меня? Представьте, что вы никогда не читали его раньше? Откройте этот замечательный Псалом и попросите у Бога помощи, чтобы по-новому Его услышать и понять, что Он хочет сказать вам.

БОГ СОТВОРИЛ ВАШУ ЛИЧНОСТЬ

Давайте подробнее рассмотрим этот чудесный Псалом. Он начи­нается так: «Господи! Ты испытал меня и знаешь» (стих 1). Иными словами, каждая сторона жизни Давида была известна Богу. Он в со­вершенстве знал все пути Давида (стих 3) еще до того, как сотворил его. Поразительно! Давид сказал, что Божье знание настолько совер­шенно, как если бы Он исследовал каждую деталь его жизни. Бог знал поступки Давида, и - еще более удивительно - его мысли.

Бог знает все и о вас. Непостижимо, но Всемогущий Творец все­ленной знал вас совершенно до того, как о вас узнала ваша мать.

Псалмопевец далее рассказывает, насколько близко Бог знал его: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей» (стих 13). В древнееврейском языке слово «внутренности» оз­начало местонахождение желаний и стремлений, личность человека. Еще до рождения Давида Бог сформировал его личность. И создавая вас, Бог создавал не только ваше тело, но и ваш эмоциональный склад - вашу личность.

Давида настолько поразили эти истины, что он восхищенно поет Богу: «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» (стих 14).

А вы благодарили своего Создателя за то, что Он с любовью ус­троил вас, создал вашу личность? Можете ли вы вместе с Давидом сказать: «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен»? Или вам ближе следующее описание?

Кэрол за свою индивидуальность Бога не благодарила. По сути, она считала, что сотворив ее, Он совершил ошибку. Почему? Кэрол робкая «закулисная» женщина. Она знает, что застенчива, и, насколь­ко возможно, держится в стороне от компаний и вечеринок. Она до­вольно часто пропускает церковные богослужения, потому что очень не любит, когда пастор объявляет время общения. Ей бы очень хоте­лось иметь такой характер, как у Салли. Вот Салли всегда непринуж­денно чувствует себя в обществе!

Постоянно сравнивая себя с другими женщинами, Кэрол не за­мечает того прекрасного, что заложено в ней самой. Она не имеет ни малейшего представления о том, почему Бог сотворил ее; она никог­да не удосуживалась спросить Его об этом. Она слишком занята мыс­лями о том, чего у нее нет, чтобы заметить, чем наделил ее Бог.

Вы похожи на Салли или на Кэрол? В любом случае, останови­тесь и поблагодарите Бога за то, что Он создал вас - уникальную лич­ность.

БОГ СОЗДАЛ ВАШЕ ТЕЛО

Согласно Пс. 138, Бог сотворил не только вашу личность, Он дал вам и ваше тело. Стих 15 гласит: «Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы».

Древнееврейское слово, переведенное «образуем», буквально зна­чит «вышит». Тем же словом, описано искусное художественное ши­тье на завесах Ветхозаветной Скинии. Когда Бог созидал вас в чреве вашей матери («во глубине утробы»), Он искусно «вышил» вас. Бог видел каждую подробность строения вашего тела, невидимого для дру­гих. Подобно ткачу, сплетающему цвета в замысловатый прекрасный узор, Бог создал ваши вены, мускулы, нервы; каждый изгиб и выступ вашего тела. Какая из тканей сравнится с тканью человеческой?

Возможно, вы думаете, что прекрасно тело других женщин, но не ваше. «Мне не нравится мой нос, мои бедра, моя грудь. Вообще, мне много чего в себе не нравится». Каждый из нас мог бы перечис­лить то, что мы хотели бы изменить в себе. Но если мы недовольны своей физической оболочкой, то, фактически, мы спорим с Богом. Это Он наделил нас таким цветом волос и формой носа.

Неудивительно, что столько женщин переживают из-за своей внешности. Ценности нашей культуры искажены. На нас постоянно давит реклама, журналы, телевиденье, убеждая, что для счастья необ­ходимо свершенное тело. Это ошибочное и не библейское мнение. Как христианки, мы знаем, что это неверный взгляд, тем не менее, легко попадаем в смертельную ловушку сравнения.

Мой муж Джоди считает, что женщины смотрят на других жен­щин больше, чем мужчины. Возможно, это покажется странным, но, думаю, он прав. Мы, женщины, присматриваемся, изучаем, анализи­руем, сравниваем, насколько мы уступаем супермодели в узком ку­пальнике. Я никогда не выигрывала от такого сравнения. В Библии сказано, что сравнивать себя с другими неразумно (2 Кор. 10:12).

Несколько лет тому назад я прочитала статью преподобного Джеймса Хафстетлера, которая раскрывает суть игры в сравнения:

«Вы никогда не сможете наслаждаться общением с другими людьми, ваши чувства никогда не будут устойчивы, вы никогда не сможете вести жизнь благочестивую и мирную, пока не одержите победу над завистью и не научитесь любить других, пока не возблаго­дарите Бога за то, что Он создал вас именно так, а не иначе». Что Богу угодно, чтобы мы славили Его искусство Создателя.

Джордж Макдональд, человек, которого К. Льюис назвал сво­им наставником, писал: «Я скорее буду тем, кем Бог решил меня со­здать, чем иным, даже самым великолепным творением; потому что родиться в помыслах Божиих, а затем стать творением Его рук - это самое чудесное, самое великое, самое замечательное, что можно себе представить». Это молитва человека, который довольствуется тем, что имеет.

ЗАМЫСЕЛ ВАШЕЙ ЖИЗНИ

И еще одна, последняя, истина, которую мы узнаем о себе из это­го Псалма. У Бога есть замысел - определенная цель для каждой жиз­ни. «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:16).

Согласно богословам, у этого стиха - два возможных значения. Первое - Бог предопределил число дней жизни Давида. Другие места Священного Писания поддерживают такое толкование. Давид гово­рит, что его дни - в руке Божией (Пс. 30:16). Иов утверждает: «Если дни ему определены, и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет...» (Иов. 14:5).

Второе значение стиха - все события жизни Давида, день за днем, записаны в Божьей книге еще до его рождения. Иными словами, Бог определил цель жизни Давида. Это толкование, учитывая контекст стиха, представляется более точным.

Как это относится к нам? Это значит, что Всемогущий Творец вселенной определил цель нашей жизни. Насколько же вы уникаль­ны и любимы! Все ваши способности и все, чего вы не умеете, со­гласуется с определенным замыслом Божьим. Никто кроме вас не может осуществить его. Он охватывает не только события или обсто­ятельства, с которыми мы встречаемся, но и то, какими Бог хочет нас видеть, и что Ему угодно совершить в нас и через нас.

В свой книге «Trusting God Even When it Hurts» Джерри Бриджес говорит, что стихи Пс. 138:13-16 нужно воспринимать как единое це­лое.

«Бог создал нашу внутреннюю сущность и сформировал нас в утробе матери для того, чтобы мы могли исполнить Его замысел, прой­ти путь, предначертанный еще до нашего рождения. Ваша личность - не биологическая случайность. Ваша профессия - не стечение обсто­ятельств. Бог определил и то, и другое».

Согласно Еф. 2:10, мы с вами - «Его творение, созданы во Хри­сте Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». Когда я чувствую недовольство своими талантами, дарами и способ­ностями, я напоминаю себе, что Бог - благословенный Владыка всего (1 Тим. 6:15). Если я этому верю, то должна верить и тому, что Он - благословенный Владыка всего, что есть во мне - моей внешности, моей личности, моих даров и талантов. От всего сердца я стремлюсь уго­дить Богу. И я преуспеваю в этом, когда довольна тем, как Он меня создал.

Возможно, вы и стремитесь довольствоваться тем, что имеете, но слышите голос, который бесконечно нашептывает: «Добейся ус­пеха. Добейся популярности. Стань красивой. Стань совершенной». О дорогой мой друг, не слушай этот голос. Прислушайся к голосу Божьему:

«Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? Не Он ли Отец твой, [Который] усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?» (Втор. 32:6)

«Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кру­гом, - и Ты губишь меня? Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня? Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня» (Иов. 10:8-11)

Хэлен Келлер, глухая и слепая от рождения, написала глубокие слова:

«Отняли у меня глаза и зренье, (но я же помню Милтоновский «Рай») И слух отняли- звуков наслажденье. (Бетховен стал мне слезы утирать) Потом неслышной стала речь моя, (Но в детстве с Богом говорила я.) Он не позволит отобрать и душу - владея ею, я владею всем ».

Эти прекрасные строки призывают меня к смирению. Всякий раз, прочитав их, мне хочется пасть перед Господом ниц и просить проще­ния за то, что я жалуюсь на какие-то мелкие слабости. Как трудно было, наверное, Хэлен Келлер принять физическую «оболочку», ко­торую дал ей Господь.

Как же нам принять тело, которое дал нам Бог? Возможно, в этом поможет еще одна история.

БОЖИЙ ШЕДЕВР

Рамка. Представьте свою жизнь, как произведение искусства. «Рамка»- это ваша личность, ваш внешний облик, ваши дары и способности. Вероятно, не новость, что большинство женщин вместо того, чтобы благодарить Бога за «рамку», в которую Он облек их картину, большую часть времени пытаются ее изменить.

Однажды я прочитала наглядную историю о такой женщине. Рей­чел не нравилась «рамка», которую дал ей Бог. Она была уверена, что ее физические и эмоциональные слабости, недостаток способностей - это крест, который Он возложил на нее. Она хотела бы выбрать дру­гую «рамку».

Однажды ночью ей приснилось, что она попала в мастерскую со множеством рамок всех размеров и форм. Одна из них - прекрасная рамка, инкрустированная драгоценными камнями и золотом, особен­но ей понравилась. «Вот это как раз для меня,» - воскликнула она. И тотчас облачилась в тяжелую, сверкающую драгоценностями рамку. Да, золото и драгоценные камни были прекрасны, но слишком тяже­лы, и она согнулась под их весом.

Затем Рейчел нашла чудесную рамку с изящными цветами, об­вивавшими ее изысканную форму: «вот эта несомненно прекрасно по­дойдет»! Поспешно она подняла ее, но под цветами скрывались ра­нившие тело острые шипы.

Есть ли здесь что-нибудь для нее? Она подошла к обыкновенной рамке. На ней не было драгоценных камней. Не было изысканных цветов. Тем не менее, что-то в ней привлекало Рейчел. Она подняла ее, одела на себя, и оказалось, что рамка идеально подходит. Когда она рассмотрела ее внимательней, оказалось, что именно эту рамку Бог и выбрал для нее изначально!

Друг мой, чья-то рамка выглядит более привлекательно, чем ваша? Возможно, вы завидуете женщине, чья рамка усыпана драго­ценными камнями или украшена цветами? Но вы не знаете, насколь­ко она может быть обременительна. Молитесь, чтобы Бог помог вам увидеть, насколько мудро Он вас создал.

Картина. Теперь давайте рассмотрим саму картину. Это образ, который проявляется в вас. Бог создает фон. Он наносит мазки на холст вашей жизни, творя Свой шедевр. Он приглашает вас сотруд­ничать с Ним в его творении. Если вы склонитесь перед Его мастер­ством, образ Христа отразится в картине вашей жизни. Отойдите назад и взгляните на нее. Что отражено в вашей карти­не? Видите ли вы образ Христов или же свою неустанную деятельность? Пытаетесь ли вы рисовать красками характера или красками достижений? Слишком часто в нашей жизни успехи и дела затеняют пост и становление личности. Мы суетимся, с безумной скоростью пытаясь создать картину жизни делами, но прежде надо определить свою сущность. Джордж Макдональд хорошо сказал: «Он думал дос­тичь чего-то делами, тогда как требовалась внутренняя сущность». Какие мужчины и женщины удостаивались похвалы в Священ­ном Писании? Обладающие внутренней цельностью. Богу угодно, что­бы мы сосредоточились на том, как становиться подобным Христу, как уподобить свою личность Его образу. Ему угодно, чтобы мы ри­совали картину. А мы склонны все внимание уделять рамке. И Бог говорит, что мы сбились с курса.

Когда Самуил выбирал из сынов Иесея следующего Израильско­го царя, Бог предупреждал его: «не смотри на вид его и на высоту ро­ста его; Я отринул его; Я [смотрю не так], как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7).

В отличие от нас, Бог видит прежде всего внутренние качества человека. Из Притчей Соломона мы узнаем, что «благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство» (Прит. 11:16) - не привлекательная или умная, а благонравная, благо­честивая. Апостол Петр подчеркивает внутреннюю красоту: «Да бу­дет украшением вашим не (только) внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3:3-4). Украшение женщины - прежде всего ее внутренняя сущность!

ДОБРОДЕТЕЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА

Притчи 31:10-31 - многим знакомый портрет добродетельной и мудрой женщины. Когда вы читаете об этой суперженщине, что бро­сается вам в глаза? Длинный список ее заслуг? Так я и думала. Да, она просто «вечный двигатель». Тем не менее, если вы внимательно прочитаете еще раз, то увидите, что все ее достижения проистекают из ее внутренней сущности. Эта женщина жила, руководствуясь Божьей мудростью и поэтому жизнь ее стала прекрасной картиной. Интересно, что мы не знаем ни имени ее, ни того, как она выглядела. Мы ничего не знаем о ней лично.

Однако, мы знаем, как муж и взрослые дети восхваляли ее: «Мно­го было жен добродетельных, но ты превзошла всех их. Миловид­ность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, дос­тойна хвалы» (стихи 29-30). Обратите внимание, почему они хвалили ее! Не потому, что она вставала на рассвете, работала до темна, и не потому, что она шила их одежды, управляла домом и давала пищу бедным. Они хвалили ее за ее душевные качества. Какая честь! Для них она была лучшей из всех женщин.

Эта исключительная женщина верила, что Бог - благословенный Владыка ее жизни. Но она знала: Богу угодно, чтобы и она стреми­лась жить благочестиво. Это включает заботу о своей привлекатель­ности - она укрепляла мышцы свои, носила дорогие и красивые ткани виссон и пурпур (стих 22). Самое трудное решение - сдерживать свой язык: «Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее» (стих 26). Эта женщина (Прит. 31), не сдавалась на милость обстоятельств или требований семьи, или своего ремесла. Она была хозяйкой своей жизни. Отношения с Богом составляли центр ее лич­ности. То, кем она стала, проистекает из ее решения предоставить себя Богу, жить, полагаясь на Его полновластное руководство. Она позво­лила Господу расписывать холст своей жизни. И приняла решение подчинить себе свою внешность, свой язык и свой труд.

ИСПОЛНЯЯ БОЖЬЕ ПОВЕЛЕНИЕ

Бог дает нам очень интересное повеление в Быт. 1:28. Он сказал, что сотворил мужчину и женщину по Своему образу и подобию, и затем дает им повеление: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».

Каждая женщина создана по образу Божьему. Он дал каждой из нас власть, обязанности и способности. Это истинное основание на­шей личности, цель и ценность нашей жизни. В Быт. 1:28 Бог дает нам три главных повеления:

- Править: мы принимаем решения, определяющие развитие и исход дела.

- Покорять: победив, мы подчиняем себе нечто и удерживаем под контролем.

- Производить: мы создаем и преумножаем ценности.

Владение - это все, что находится в нашей власти. Какими вла­дениями наделил вас Бог? Какие люди, обстоятельства и собствен­ность вам подвластны? Задумайтесь на минуту о главном человеке, которым вы должны управлять - о себе. Каждый из нас должен вла­деть своим телом, своим характером и своими талантами. Как легко разумно объяснить необходимость быть послушными Богу. Но как трудно это исполнить, когда дело доходит до практики, когда надо контролировать себя в этих областях своей жизни!

Кэти постоянно говорила, что ей не нравится ее внешний вид. Она не имела в виду форму своего тела, которую дал ей Бог. Речь шла о 20 лишних килограммах, что она набрала. У Кэти не было проблем со здоровьем, вызывающих лишний вес. Она просто не владела со­бой - не справлялась со своим аппетитом, не заставляла свое ленивое тело делать упражнения. Она считала, что жаловаться на Бога легче, чем взять на себя ответственность за Его дар.

Вечные насмешки Лин доводили людей до сумасшествия. Когда друзья пытались обличить ее в несдержанности, она отвечала, что ни­чего не может с собой поделать, что родилась вспыльчивой и зло­язычной. Ей легче было свалить все на «наследственность», чем ре­шиться контролировать себя и изменить свой характер.

Чарлин любила себя пожалеть. Она утверждала, что у нее нет никаких талантов. Бог обошел ее. Так ли это? Удобнее обвинять Бога, чем служить Ему чем можешь. Чарлин не желала «править в своем владении». Санда, моя дорогая румынская подруга, о которой я писа­ла вначале главы, готова была служить Богу, чем могла, хоть и чув­ствовала себя неуверенно в роли учителя. А Чарлин предпочитала сидеть и хандрить.

Я убеждена, что женщина, которая не принимает себя - свою личность и цель своей жизни - отреклась от себя, какой она могла бы стать. Помните: Бог рисует картину на холсте вашей жизни. Наши тела - это лишь рамка. Бог творит прекрасную картину, - нашу личность и уникальное проявление личности Христа в нашей жизни, что­бы поместить ее в эту рамку. Но Он не может создать шедевр без нашего участия. Нам надлежит вместе с Ним всю жизнь трудиться над этим совместным проектом. Если вы решили отвергнуть свою оболочку и противиться Божьей кисти, вы не обретете покоя и до­вольства. Оно станет избегать вас. Но если вы смотрите глазами Бо­жьими, соединяя картину и рамку в одно целое, и стремитесь стать образом Его, вы сможете сказать: «Я принимаю себя такой, какая я есть».

Леонардо Да Винчи был гениальным художником. Когда он был еще учеником, учитель однажды подозвал Леонардо к себе и попро­сил закончить свою картину. Учитель постарел и чувствовал, что ему пришло время оставить работу. Молодой Да Винчи относился к ис­кусству старого мастера с таким уважением, что был ошеломлен его предложением. Учитель же просто сказал: «Постарайся».

Дрожа от переполнявших его чувств, Леонардо взял кисть и в молитве преклонил колени у мольберта: «Ради моего дорогого учи­теля я сделаю все, на что я способен». Когда он начал рисовать, его рука стала тверже, и в нем пробудился дремавший гений. Он создал шедевр.

Мой друг, возьми и ты кисточку в руку и преклонись перед сво­им Учителем.

МАРИАННА

Мои туфли увязали в толстом слое коричневой грязи, окружав­шей мрачный многоквартирный дом. Ни деревьев, ни цветов... Серд­це глухо стучало, пока мы с подругами пробирались по цементной лестнице на седьмой этаж к маленькой квартире, в которой жила Ма­рианна. Она и муж спали в гостиной, а еще одна комната была для троих детей.

Когда я вошла, двадцать женщин приветствовали меня, обнимая и поцелуя в обе щеки. Какие они милые! Но какие усталые. Румынс­кое правительство требовало, чтобы все, включая матерей, работали пять с половиной дней в неделю. Продуктов не хватало, и большин­ство из них каждое утро до работы часами стояли в очередях. Значит, вставать нужно было в четыре часа утра, а возвращаться домой в шесть вечера. Вечера проходят за приготовлением пищи (полуфабрикатов или Макдональдса там нет и впомине), стиркой (вручную) и развеши­ванием выстиранного белья по квартире для сушки.

Кроме физического напряжения этим женщинам приходилось преодолевать еще и гнетущую духовную атмосферу. Христианские собрания запрещались. Если бы узнали, что мы проводим Библейс­кую группу, то результатом был бы обыск, допрос или что-нибудь похуже. Марианна предложила, если кто-то постучит в двери, петь «С днем рождения». Женщины собирались на такие встречи раз в месяц. О дне, времени и месте собрания договаривались устно или по телефону: «День рождения будет у... »

Я пришла на это тайное собрание, чтобы поделиться с женщина­ми своими мыслями о роли жены в браке. Прежде чем я начала гово­рить, Марианна подошла к буфету и достала оттуда рукопись с загну­тыми уголками, обложка которой гласила «Креатора партенера».

От переводчицы я узнала, что это набранный на печатной машинке экземпляр моей книги «Созидающее партнерство». Если кто-то в церкви выходил замуж, Марианна на своей древней машинке готови­ла для невесты копию этой книги. Я лишилась дара речи...

Я не могла найти слов, когда эта изможденная утомленная жен­щина рассказывала о том, как совершенствовалась в роли жены. «Каж­дый день, возвращаясь с работы, я полчаса отдыхаю. Тогда я могу лечь позже нашего 18-летнего сына и побыть некоторое время с му­жем. Мы гуляем вокруг дома, чтобы поговорить наедине. Я коплю деньги и через шесть месяцев у меня будет достаточно, чтобы пойти в гостиницу и провести ночь наедине друг с другом».

Ее слова тронули меня до глубины души. Шесть месяцев эконо­мить, чтобы собрать достаточно денег и побыть вдвоем? Ежедневные прогулки вокруг ям с грязью? Слова Господа возникли в моем уме: «от всякого, кому много дано, много и спросится». Как мало было у Марианны. Как много дано мне. Она решила сосредоточиться на по­ложительных сторонах своей роли жены и предоставить все Богу и своему мужу. Могу ли я сказать то же самое о себе?

Наши рекомендации