Критерии оценки состояния и эффективности процесса управления, формированием персонала организации
Критерии | Показатели критерия |
1. Уровень трудового потенциала | Количественные показатели: численность персонала (среднесписочная, явочная); эффективность использования рабочего времени (коэффициент использования установленной продолжительности рабочего дня и рабочего периода, интегральный коэффициент использования рабочего времени); выработка продукции на одного работника; сбалансированность рабочих мест и работающих на предприятии (дополнительная потребность или избыток рабочей силы). Качественные показатели: • профессионально-квалификационный потенциал: профессиональная структура персонала; функциональная структура; квалификационная структура; структура персонала по уровню образования; структура персонала по стажу работы; • психофизиологический потенциал: половозрастная структура персонала; интенсивность, тяжесть труда; показатели заболеваемости (общей, профессиональной); показатели работоспособности работаиков: • творческий потенциал: число рацпредложений и изобретений, поданных работающими; участие работающих в деятельности творческих групп (например, кружках качества); участие в разработке инноваций, профессиональных конкурсах и т. д; • мотивационный потенциал: удовлетворенность трудом; показатели отношения к труду; состояние социально-психологического климата в коллективе; текучесть кадров и т. д.; моральный потенциал: состояние трудовой дисциплины |
2. Уровень трудовой активности персонала | Производственно-экономические показатели: производительность труда, уровень выполнения трудовых норм, качество продукции, потери рабочего времени, экономия материальных ресурсов, трудовая дисциплина и т. д. |
Критерии | Показатели критерия |
Показатели творческой активности: участие в рационализаторстве. изобретательстве, разработке инноваций, поиске неиспользованных резервов. Показатели развития личности: повышение уровня образования, квалификации, культуры труда, расширение профессионального профиля, трудовая карьера и т. д. Показатели общественной активности в сфере производства: участие в работе общественных организаций управлении предприятием, в выработке и принятии хозяйственных решений и т. д. | |
3. Уровень структуры и динамики персонала | Структура рабочей силы по категориям занятых: производственный персонал (основные или производственные рабочие); непроизводственный персонал и административный персонал (включая сотрудников отдела продаж). Показатель абсентеизма: отношение рабочего времени, пропущенного сотрудниками в течение периода (года), к общему балансу рабочего времени организации за период. Коэффициент внутренней мобильности персонала: отношение числа сотрудников, сменивших должности в течение периода, к среднему числу сотрудников организации |
4. Уровень производительности труда | Объем реализации на одного сотрудника. Объем прибыли до уплаты налогов на одного сотрудника. Показатель производимой продукции за час производительного труда. Показатель числа производительных часов, затрачиваемых на производство единицы продукции (трудоемкость) |
5. Уровень издержек на персонал | Общие издержки организации на рабочую силу за анализируемый период: базовая заработная шита: переменная заработная плата; выплаты по участию в прибылях и сокращению издержек; стоимость социальных льгот, включая взносы в страховые фонды, медицинское обслуживание, предоставление бесплатных услуг и т. д.; затраты на спецодежду, обувь, оборудование бытовых помещении; взносы организации в фонды государственного социального страхования; издержки организации на уплату государственных и местных налогов на заработную пла ту и занятость; доля издержек на рабочую силу в объеме реализации; издержки на одного сотрудника; издержки на один производительный час |
6. Тип кадровой службы | Прогрессивный. Адаптивный. Переходный. Традиционный |
Примерный перечень показателей по труду, необходимых организациям для анализа и планирования, а также оценки конкурентоспособности
№ п/п | Наименование показателя | Единица измерения | Характеристика показателя |
А. Карта организации (отрасль, | |||
виды продукции, форма собст | |||
венное™, адрес, телефон, факс) | |||
Б. Общеэкономические пока | |||
затели | |||
Объем производства | МЛ11. руб. | Масштаб производства | |
Величина основных фондов | млн. руб. | Масштаб производства | |
Удельный вес основных фондов непроизводственного назначения Производительность труда | %' | Уровень социального развития | |
а) в натуральном измерении | |||
б) в стоимос тном размере Прибыль | шт. | Эффективность использо | |
млн руб. | вания трудовых ресурсов Финансовое состояние организации | ||
Удельный вес фонда потребления в прибыли | % | Уровень социального развития | |
В. Кадровые показатели | |||
Численность персонала | чел. | Величина организации | |
Удельный вес рабочих | % | Структура персонала | |
Удельный вес руководителей | % | Структура персонала | |
Удельный вес специалистов | % | Структура персонала | |
Удельный вес служащих | % | Структура персонала | |
Текучесть кадров | чел. | Неудовлетворенность условиями труда | |
Средний возраст работающих | лет | Потенциал человеческого фактора | |
Г. Расходы на персонал | |||
Общая величина расходов, | |||
в том числе: | |||
Затраты на заработную плату | млн руб. | Расходы на человеческий фактор | |
Удельный вес заработной платы в издержках | % | Рациональность организации заработной платы | |
16. | Средняя заработная плата | тыс. руб. | Рациональность организации заработной платы |
Тш
%
№ м/и | Наименование показателя | Единица измерения | Характеристика показателя |
• 21 22 23 21 • 27 | Заработная плата руководителей Расходы на социальные выплаты, предусмотренные законом Удельный вес в издержках Расходы на дополнительных социальные выплаты и льготы Удельный вес в издержках Расходы на содержание социальной инфраструктуры Удельный вес в издержках Расходы на программу «Участие в прибылях» Средний размер дивидендов Расходы на персонал, отнесенные на единицу изделия Удельный вес расходов на персонал в общих издержках производства | тыс. руб. млн руб. % млн.руб. О/ /о млн руб. % млн руб. тыс. руб. млн руб. % | Уровень оплаты труда Дифференциация в оплате труда Степень социальной защищенности работающих Степень социальной защищенности работающих Степень социальной защищенности работающих Уровень социального развития Уровень социального развития Включенность персонала в управление производством Структура доходов персонала Эффективность использования человеческого фактора Эффективность иснользова- н ия человеческого фактора |
Д. Условия труда Удельный вес работающих во вредных условиях труда Уровень травматизма Уровень заболеваемости Расходы на выплату льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда | % дни/чел. дни/чел. млн руб. | Забота о здоровье работника Забота о здоровье работника Забота о здоровье работника Забота о здоровье работника |
В. Аудит структуры динамики персонала
Проводится на основе анализа следующих показателей.
• Структура рабочей силы по категориями занятых. Обычно рабочая сила подразделяется на три категории: производственный персонал (основные или производственные рабочие); непроизводственный персонал и административный персонал (включая сотрудников отдела продаж). Существенное различие состоит в том, что издержки на производственный и непроизводственный персонал относятся на себесто
имость продукции (услуг), а затраты на административный персонал покрываются из валовой прибыли всей компании (до уплаты налогов).
При анализе отслеживают следующие соотношения, характеризующие структуру рабочей силы:
• число производственных работников па одного непроизводственного (рассчитывается как отношение числа производственных работников к числу непроизводственных работников);
• число производственных работников на одного административного (рассчитывается как отношение числа производственных работников к административным);
• доля административных работников в общей численности (рассчитывается как отношение административных работников общей численности работников).
• Возрастная структура рабочей силы. Традиционным показателем статистики человеческих ресурсов является средний возраст сотрудников, организации, рассчитываемый как сумма возрастов всех сотрудников разделенная на число занятых в организации. Но такой метод расчета представляется недостаточно информативным, так как средний возраст может получиться при наличии десяти 20-летних и десяти 60-летних работников. Многие организации отслеживают динамику возрастной структуры по категориям сотрудников, отдельным подразделениям специальностям. Знание этой динамики позволяет более эффективно управлять процессами планирования организации в рабочей подготовки резерва, профессионального обучения, компенсации.
Возрастная структура персонала характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в его общей численности. При изучении возрастного состава применяются следующие группировки: 16, 17,18, 19, 20-24,25-29,30-34,35-39,40-44,45-49,50-54,55-59,60-64,65 лет и старше.
• Образовательная структура. Аналогично возрастной структуре организации анализируют состав рабочей силы по уровню полученного образования.
• Стаж работы. Важным показателем стабильности рабочей силы и преданности сотрудников организации является показатель продолжительности работы в компании (стаж). Для стажа средний показатель имеет больший смысл, чем для возрастной структуры.
Структура персонала по уровню образования (общему и специальному) предполагает выделение лиц, имеющих высшее образование, незаконченное высшее (более половины срока обучения), среднее специальное, среднее общее, неполное среднее, начальное.
I Целесообразно составлять таблицу сведений о расстановке специалистов с высшим и средним специальным образованием (табл. I)1.
Структура персонала по стажу может рассматриваться двояко: в плане общего стажа и стажа работы в данной организации. С общим стажем напрямую связан уровень производительности труда. Общий стаж группируется по следующим периодам: до Шлет, 16—20,21—25, 26-30, 31, 32,' 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40 лет и более.
Стаж работы в данной организации характеризуется закрепляемое™ кадров. Статистика выделяется следующие периоды для рас-
Таблица 1
(название организации)
на « » 20 г.
Показатели | Должности | Рабочие места | Всего | ||||
требующие замещения специалистами | не требующие ни высшего, ни среднего специального образования | требующие замещения специалистами | не требующие ни высшего, ни среднего специального образования | ||||
С высшим образованием | со средним специальным образованием | с высшим образованием | со средним специальным образованием | ||||
1. Количество должностей, рабочих мест | |||||||
2. Численность работников (всего) | |||||||
2.1. Численность специалистов (всего) | |||||||
2.1.1. С высшим образованием | |||||||
2.1.2. Со средним специальным образованием | |||||||
2.2. Не имеют ни высшего, ни среднего специального образования |
1 Подробнее см.: Щекин Г. В., Потапенко Т. В. Организация и психология работы с кадрами управления. Ч. II. Киев, 1990.
чета этого показателя: до 1 года, 1—4,5—9, 10-14, 15—19,20—24,25— 29, 30 лет и более.
• Половая структура организации. Половая структура организации — процентное соотношение мужчин и женщин — является еще одним традиционно отслеживаемым показателем статистики человеческих ресурсов. Однако практическая польза ограничена случаями, когда по законодательству женщины пользуются такими льготами, как дополнительная компенсация или укороченный рабочий день.
• Текучесть кадров. Это важнейший показатель движения персонала организации. На него оказывают влияние различные факторы, которые по степени управляемости могут быть разделены на три группы:
• факторы, возникающие на самом предприятии величина заработной платы, условия труда, уровень автоматизации т. п.;
• факторы (возраст работников, уровень их образования, опыт работы и т. п.);
• факторы, внешние по отношению к предприятию экономическая ситуация в регионе, семейные обстоятельства, появление новых предприятий и т. п.;
В свою очередь, в каждой из этих групп можно выделить факторы, отличающиеся по силе и характеру их влияния на движение персонала.
Текучесть связана с субъективными причинами (уход по собственному желанию, увольнение за нарушения трудовой дисциплины). Обычно она характерна для молодых сотрудников и после трех лет работы существенно снижается. Считается, что нормальная текучесть кадров составляет до 5% в год.
Существует несколько методов расчета текучести, наиболее распространенный — отношение числа работников, покинувших организацию по причинам, относимым и текучести (за исключением уволенных по сокращению штатов) к среднесписочному составу работников организации за определенный период:
На основании сведений, полученных с помощью анкетирования работников, можно определить потенциальный коэффициент текучести как отношение числа работников, желающих уйти согласно анкете, и числу опрошенных. Чем выше показатель текучести, тем ниже стабильность персонала организации. Для руководства организации важен не только сам показатель текучести кадров, но и причины, по которым люди покидают организацию.
Организации могут снизить Кт„ с помощью следующих мер: улучшение организации труда и производства, сокращение монотонного, малоквалифицированного труда, оздоровление условий труда на рабочем месте квалификации и индивидуальным способностям и интересам работников, организация профессионального продвижения кадров и развитой системы повышения квалификации и индивидуальным способностям и интересам работников, организация профессионального продвижения кадров и развитой системы повышения квалификации улучшение жилищных и др. бытовых условий, совершенствование оплаты труда и стимулирование труда, специальные мероприятия адаптации молодых работников.
Для управления процессами текучести кадров огромное значение имеет сбор и анализ информации о них. Считается целесообразным в первую очередь собирать сведения об общем числе уволившихся; уволившихся женщинах; лицах в возрастных категориях до 18 лет, 19—30 лет, старше 50 лет; о работниках с низкой и высокой квалификацией; со стажем работы менее 3 и более 10 лет; с профессиональным, высшим и средним специальным образованием.
Исследованиями, например, установлено, что стремление перейти из одной организации в другую обратно пропорционально возрасту. Пик переходов заканчивается в 24—25 лет. Чаще меняют работу работники низшей квалификации, не имеющие перспектив, семьи, меньше зарабатывающие, далеко живущие.
• Показатель абсентеизма — количество самовольных невыходов работников на работу. Он рассчитывается как отношение рабочего времени, пропущенного сотрудниками в течение периода (года), к общему балансу рабочего времени организации за период. В этом показателе учитываются все пропуски рабочего времени — по болезни, отгулы за свой счет, прогулы и т. д., кроме отпусков и вынужденных выходных по инициативе администрации.
Коэффициент мобильности рассчитывается за 1 год, 3 года, 5 лет.
Помимо коэффициента мобильности, может бы ть произведена разбивка персонала в соответствии с продолжительностью работы в данной должности — определяют, какой процент работает в настоящей должности менее 1 года, от 1 года до 3 лет и т. д. Такой анализ позволяет лучше понять динамику внутриорганизационных перемещений и выявить узкие места, требующие вмешательства руководства.
Данный коэффициент тесно коррелирует с показателями сменяемости и оборо та рабочей силы. Сменяемость — это замещение принятыми рабочими уволившихся рабочих. Показатель сменяемости (коэффициент сменяемости) это наименьшее число из поступивших или уволившихся, отнесенное к среднесписочному числу рабочих. При определении сменяемости в расчет не включаются работники, уволенные в связи с сокращением производства, а включаются лишь те работники, которые при данной неизменной производственной базе были замещены.
Оборот рабочей силы — наиболее общий показатель ее динамики. В отличие от сменяемости оборот рабочих кадров включает еще и тех рабочих, которые в плановом организованном порядке переведены на другие предприятия. Эта категория работников никак не может быть отнесена к подлежащей замене, так как перевод может быть использован как средство борьбы с изменениями рабочей силы в порядке сокращения штата.
Оборот рабочей силы характеризуется числом вновь поступивших и выбывших работников заданный период, отнесенным к среднесписочному числу. Таким образом, оборот и сменяемость рабочей силы есть показатели, самостоятельно характеризующие динамику рабочей силы. При этом с текучестью рабочей силы они могут быть и не связаны, в то время как текучесть может влиять и на сменяемость, и наоборот.
Коэффициента излишнего оборота рабочей силы определяется разницей между численностью рабочих, уволенных с данного промышленного предприятия, и численностью рабочих, вновь поступивших на это предприятие. Он характеризует постоянство персонала организации за определенный срок. При его расчете могут быть три случая: во-первых, когда число принятых рабочих отклоняется в меньшую сторону от числа уволенных, во-вторых, когда число принятых и уволенных совпадает и, наконец, в-третьих, когда принятых больше, чем уволенных. Очевидно, что первый случай для данного предприятия будет наименее благоприятным.
Чтобы установить связь между числом уволенных и вновь поступивших, необходимо произвести анализ отчетных данных предприятия за прошлые годы с учетом эффективности мероприятий, направленных на снижение текучести рабочих кадров в перспективном плановом периоде.
Для расчета коэффициента излишнего оборота рабочей силы можно использовать следующую формулу:
Показатели адаптации персопала — измерители уровня успешности адаптации; делятся па объективные и субъективные. Объективные показатели адаптации персонала характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в ее различных сферах; подразделяются по принадлежности к одному из ее видов, например профессиональному (соответствие квалификационных навыков требованиям рабочего места); социально-психологическому (степень соответствия поведения личности нормам, сложившимся в данном коллективе); психофизиологическому (степень утомляемости, уровень нервной перегрузки). Субъективные показатели адаптации персонала характеризует удовлетворенность сотрудника работой в целом пли отдельными ее проявлениями; подразделяются (аналогично объективным) по принадлежности к одному из видов
адаптации и определяют собственную оценку работником: своего отношения к профессии и квалификации;, отношении с коллективом сотрудников, с руководством; самочувствия, условий и тяжести труда; понимания роли индивидуальных задач в решении общих задач организации.
Уровень удовлетворенности работников организацией:
12. Основные характеристики организационного климата: преобладающие стереотипы действий, взаимодействий, норм, установок, ценностей и результатов. Для проведения анализа целесообразно выделить три пары показателей:
- отношение к переменам — открытость мышления;
- перспективность мышления — готовность к риску;
- организационные цели видение факторов успеха.
Каждый показатель имеет четыре варианта значений и их определение производится на основе тестов. На основании оценок но двум показателям в парах выводится общая оценка в баллах по девятибалльной шкале. Затем общие оценки усредняются и определяется средняя балльная оценка.
Приложение 12