Договор перевозки пассажиров и багажа: понятие, особенности правового регулирования
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевести пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. ГПХ: консенсуальный, взаимный, возмездный, договор присоединения (условия договора разрабатывает перевозчик а пассажир к ним присоединяется).
Источники регулирования: ГК РФ, транспортные уставы и кодексы, международные договоры, закон "о защите прав потребителей".
Основные особенности перевозки пассажира:
· пассажира могут перевозить по договору фрахтования (пример: вызов такси)
· пассажиром м.б. лицо, в пользу которого заключен договор;
· во многих случаях допустима устная форма договора перевозки пассажира;
· заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача багажа - багажной квитанцией. Форма билета и багажной квитанции утверждается госорганом. Возможны электронные билеты.
· на перевозчика возлагается информационная обязанность: о перевозчике, расписании, о правиле поведения и т.д. (т.к. пассажир потребитель);
· соглашения об уменьшении или устранении ответственности перевозчика запрещены;
· т.к. пассажир потребитель, за нарушение его прав предусмотрена компенсация морального вреда;
· по данному договору за вред, причиненный здоровью или жизни пассажира, возникает внедоговорная (деликтная) ответственность. В транспортных уставах и кодексах предусмотрены спец.выплаты - компенсации - за смерть пассажиров - в воздушном кодексе - 2 000 000 рублей.
· установлено обязательное страхование ответственности перевозчика на случай причинения вреда пассажиру;
· если имеет место несохранность багажа - перевозчик отвечает по правилам об ответственности за несохранность груза - только реальный ущерб;
· претензионный порядок применяется не во всех случаях, однакоесли срок для предъявления претензии пропущен, пассажир все равно имеет право на судебную защиту;
· срок исковой давности по требованиям из договора перевозки пассажиров сокращенный, устав автотранспорта - 1 год.
Ответственность за нарушение транспортных обязательств.
Общая тенденция правового регулирования ответственности перевозчика: законодатель стремится ограничить размер ответственности реальным ущербом или исключительной неустойкой (нельзя взыскивать убытки). По общему правилу запрещены соглашения об уменьшении размера ответственности по сравнению с законно установленной ответственностью. Две группы нарушений, за которые предусмотрена ответственность:
· преддоговорная ответственность - ответственность за нарушение обязательств, возникших до заключения реального договора перевозки:
o за нарушение обязанности перевозчика по подаче ТС;
o за нарушение обязанности грузоотправителя по использованию поданных ТС
o за просрочку погрузки товара:
Сталийное время - срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей
Диспач - Размер платы, причитающейся фрахтователю за окончание погрузки груза до истечения сталийного времени
Контрсталийное время – дополнительное время ожидания
Демередж - размер платы, причитающейся перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени
Сверхконтрсталийне время- это время простоя судна после окончания контрсталийного времени;
Деменшен -
· договорная ответственность:
o ответственность перевозчика за просрочку доставки груза - ответственность без вины. Законная неустойка в размере % от провозной платы, но не более провозной платы.
o ответственность перевозчика за несохранность (порча, уничтожение, утрата, хищение) груза - данный вид ответственности ограничен реальным ущербом. Существует точка зрения, что перевозчик отвечает за несохранность груза при наличии его вины - п.1 ст796 - перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если не докажет что она произошла вследствие обстоятельств которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависит. В практике Арбитражных судов сформировался подход, что перевозчик отвечает за несохранность груза независимо от наличия у него вины. На практике ответственность без вины. В транспортных уставах и кодексах предусмотрены основания освобождения от ответственности.