Простой расчет суммы покрытия и анализ продуктовых групп
Таблица 18
Продуктовая группа | А | В | С | Сумма | ||||
тыс. ДМ | % | тыс ДМ | % | тыс. ДМ | % | тыс ДМ | V. | |
Выручка от реализации - переменные затраты | 500 300 | 100 60 | 300 150 | 100 50 | 100 70 | 100 700 | 900 520 | 100 58 |
= Сумма покрытия | ||||||||
- Постоянные затраты | ||||||||
= Прибыль (производственный результат) |
Для того чтобы получить информацию о выгодности отдельных видов продукции, следует образовать продуктовые группы с учетом структуры затрат на продукцию. В рамках отдельной продуктовой группы они имеют примерно одинаковый характер изменения в производстве и/или сбыте.
Поскольку на отдельные продукты относят только переменные атраты, логично запасы готовой продукции и незавершенное про-зводство оценивать тоже только по величине переменных затрат, аким образом, постоянные затраты в оценке запасов готовой про-укции и незавершенного производства не учитываются.
В табл. 19 видна ранжированная последовательность продук-овых групп. Степень выгодности отдельных продуктовых групп оказывает величина суммы покрытия в процентах от выручки. 1родуктовая группа с самыми высокими значениями суммы пок-ытия в процентах от выручки имеет ранг, равный единице. За ей следуют другие продуктовые группы.
Таблица 1 9 Ранжирование продуктовых групп
Продуктовые группы | Сумма покрытия, % |
1.В 2 А ЗС | 50 40 30 |
Показатель суммы покрытия в процентах от выручки являет-я вспомогательным инструментом принятия решений, ориенти-юванным на рынок. Если форсировать продажу продуктов с бо-iee высокими значениями сумм покрытия в процентах от выруч-и, то предприятие получит более высокие суммы покрытия, а начит, и более высокую прибыль. Поэтому удельный показа-ель суммы покрытия, выраженный в процентах, -важный регу-1ирующий параметр на предприятии. Планирование производ-тва и сбыта должно ориентироваться на этот критерий, чтобы >ыл достигнут оптимальный производственный результат.
С точки зрения маркетинга интерес представляют еще и дру-ие критерии, лежащие в основе группировки показателей. С целью овершенствования управления сбытом следует определять сле-1ующие суммы покрытия:
1) по клиенту;
2) на одного торгового представителя;
3) на километр пробега автотранспорта;
4) по региону сбыта;
5) на один машино-час работы оборудования;
6) на единицу загрузки узкого места.
Выводы
Если продвигать на рынок продуктовые группы, имеющие более высокие значения удельной суммы покрытия в процентах от выручки, то накопленная величина всех сумм покрытия возрастает быстрее, чем при продвижении продуктовых групп, имеющих более низкие значения удельной суммы покрытия в процентах от выручки Этот вывод важен так потому, что от накопленной величины всех сумм покрытия зависит, насколько быстро в течение хозяйственного года могут быть покрыты постоянные затраты предприятия Как мы уже установили при анализе величин в точке безубыточности, только в таком случае возможен переход предприятия в зону прибыли
5.3. ПОЧЕМУ БОЛЕЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНО
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ РАСЧЕТ СУММ ПОКРЫТИЯ?
При простом расчете сумм покрытия все постоянные затраты объединяются в общий блок. Практика, однако, показала, что часть постоянных затрат можно соотнести со специальными базовыми величинами. Поэтому в блоке постоянных затрат выделяют несколько уровней.
Мы будем различать до пяти уровней постоянных затрат:
1) по продуктам;
2) по группам продуктов;
3) по местам возникновения;
4) по подразделениям;
5) по предприятию в целом.
Однако разделение постоянных затрат на пять уровней требует больших усилий. На мелких и средних предприятиях достаточно использовать две группы постоянных затрат, чтобы улучшить процесс принятия решений.
В этом случае мы разделяем постоянные затраты на специальные и общие. Специальные постоянные затраты могут быть прямо распределены на отдельные группы продуктов. К ним относятся, например, постоянные затраты отделов маркетинга и сбыта, производства и материально-технического обеспечения.
Специальные постоянные затраты определяются для всех групп продуктов в соответствии с использованными мощностями. В качестве базового показателя в производстве служат нормо-часы, а в других подразделениях - время, затраченное по отдельным группам продукции. Базовым показателем может быть также вес произведенных продуктов в килограммах.
Общие постоянные затраты не имеют прямой связи с отдельными продуктовыми группами. К ним относятся, например, постоянные затраты на управление предприятием - затраты финансово-экономических служб, отдела контроллинга, администрации.
Общие постоянные затраты учитываются только в графе суммирования. Поскольку не существует прямой связи постоянных затрат с отдельными группами продукции, то не делается и попытка соотнести эти затраты с данными группами
Двухступенчатый расчет сумм покрытия в комбинации с анализом продуктовых групп представлен в табл. 20. Здесь выделены две суммы покрытия. Вычитая переменные затраты из выручки от продаж, получаем сумму покрытия 1. Затем величины суммы покрытия 1 отдельных продуктовых групп уменьшаем на величины специальных постоянных затрат, что дает в результате сумму покрытия 2 по отдельным группам продуктов, которая является еще одним важным регулятором для руководства и менеджеров предприятия. Из общей суммы покрытия 2 вычитаются общие постоянные затраты, что дает в итоге производственный результат, или прибыль. Поскольку данные краткосрочного расчета должны быть взяты из системы расчетов затрат и результатов, а не из финансовой бухгалтерии, лучше говорить о производственном результате.
Таблица 20