Рекомендации по формированию стратегического развития организации

Задача-исходя из проведенного анализа предложить направления стратегического развития предприятия.

При реализации стратегии большое значение имеет соответствие имеющейся организационной структуры стратегическим целям. Если структура управления организацией совместима с изменением стратегического курса, то это – сильная ее сторона. Следовательно, структура управления может оказывать влияние на выбор той или иной стратегии. В противном случае необходимо изменение структуры управления, которая затрагивает интересы работников предприятия. Если структура управления не соответствует рассматриваемой стратегии, то приходится решать вопрос: рассматривать другую стратегию или вносить изменения в существующую организационную структуру управления.

Самой важной частью стратегических программ является изменение процедур и стандартов работы. В связи с этим необходимо:

· оценить качество персонала;

· разработать программы повышения качества персонала;

· разработать альтернативные варианты выполнения программ.

В программу повышения качества персонала целесообразно включать:

· плановые перемещения работников;

· переобучение и повышение квалификации;

· совершенствование систем мотивации и оценки персонала;

· поиск альтернативных вариантов выполнения работ.

Нередко происходит так, что при реализации программ возникают новые задачи, исчезает необходимость в некоторых видах работ. В связи с этим изменяются должностные обязанности, возникает несоответствие работников рабочим местам. Поэтому те виды работ, которые имеют особую стратегическую важность, следует укрепить наиболее подготовленными кадрами, а часть работ должна ликвидироваться для уменьшения общих издержек.

При составлении программ переподготовки и повышении квалификации персонала необходимо учитывать, что это не поощрение работника, так как он должен приложить значительные усилия по освоению новых знаний и навыков.

Многие специалисты в области управления персоналом схожи во мнении, что любые изменения стратегических показателей деятельности должны отражаться на уровне оплаты тех лиц, которые способствуют этим изменениям.

Необходимо придерживаться следующих принципов при разработке системы материального и морального стимулирования решения стратегических программ:

· работники должны поощряться за те результаты, на которые они оказали прямое воздействие;

· чем большие результаты ожидаются от реализации стратегической программы, тем больше должна быть доля долгосрочногопоощрения в общем пакете поощрений;

· выгода работников должна быть связана со степенью удовлетворенности потребителей.

Кроме того, стратегическое управление реализуется путем разработки внутрифирменных планов, системы бюджетов, представляющих собой финансовое обеспечение планов, специальных программ и процедур. Процесс планирования должен иметь скользящий характер: по мере реализации части плановых заданий остальные подлежат уточнению. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем для постоянного согласования параметров производства и сбыта в соответствии с меняющейся рыночной конъюнктурой.

Стратегическую программуследует рассматривать как последовательность мероприятий, направленных на достижение конкретной цели. Она обязательно должна содержать количественныепоказатели по времени, ресурсам и исполнителям. Окончательная проверка реализуемости стратегической программыопределяется ее бюджетом (финансовой сметой). Реализацияпрограмм облегчается при выработке типовых действий или процедур. Под процедурой будем понимать систему последовательных шагов, которые подробно описывают процесс выполненияотдельных задач или работ.

Текущее планированиеосуществляется путем детальной проработки оперативных планов, детализации поставленных целей и задач. Реализация оперативных плановосуществляется через систему бюджетов. Бюджет фирмы – это перспективный финансовый план, объединяющий все аспекты деятельности фирмы.

Бюджеты составляются (обычно на год, квартал, месяц) по каждому отдельному подразделению и основным функциональным областям деятельности и затем консолидируются в единый бюджет организации.

Основой формирования бюджета является прогноз продаж, который содержится в маркетинговом плане и график ожидаемых поступлений денежных средств за проданную продукцию.

Бюджет организации состоит из доходной и расходной части. Доходы формируются из выручки от реализации продукции, кредитов, займов. Необходимо также учесть остатки средств на банковских счетах. Имея сводный план поступлений денежных средств, можно формировать расходную часть бюджета. Расходная часть планируется на основании графиков выплат налогов, зарплаты, оплаты необходимых материалов и комплектующих, электроэнергии, погашения банковских кредитов и прочих платежей.

Бюджетирование как инструмент финансового планирования требует сбора и обработки достоверной информации и умелого его использования менеджерами в управлении. В системе управления российскими предприятиями необходимо развивать новый вид деятельности – управленческий учёт (эккаутинг). Целью эккаутинга является обеспечение руководителей финансовой и оперативной информацией, которая им необходима для анализа деятельности предприятия, принятия управленческих решений и контроля их исполнения. Бюджет является связующим звеном между стратегическим, среднесрочным и текущим планированием и выполняет три основные функции – планирование, координация и контроль.

Объем раздела – 10 л.

Заключение

Основной идеей стратегического развития является органичное и последовательное приспособление компании к постоянно изменяющейся обстановке во внешней среде и решение разнообразных управленческих задач. Для того чтобы выдерживать курс на достижение поставленных целей, компания должна иметь грамотно разработанную стратегию развития. Стратегическое развитие компании должно правильно моделировать ситуацию, выявлять необходимость изменений, разрабатывать стратегию и затем воплощать ее в жизнь. Для этих целей разрабатывается система действий, которые необходимы для достижения поставленных целей, довольно часто при условии ограниченных ресурсов. Кроме этого, стратегическое развитие должно состоять из продуманных целенаправленных действий, которые будут своеобразной реакцией на какое-либо непредвиденное развитие событий.

В рамках курсовой работы были рассмотрены следующие вопросы:

- определена суть стратегии развития предприятия;

- выделены основные подходы и методы формирования стратегического развития;

- проведена характеристика и анализ производственно-хозяйственной деятельности исследуемой организации;

- проведен анализ системы управления организации;

- предложен механизм оценки выбора оптимальных стратегических направлений развития;

- разработаны рекомендации по формированию системы стратегического развития организации;

Сущность формирования стратегического поведения предприятия заключается в определении направления развития, разработке системы мероприятий по эффективному приближению к выбранному ориентиру, а также оценке и контроле процесса реализации выбранной стратегии. При этом основное значение имеет поведение предприятия на рынке.

Стратегическое управление носит сложный характер и требует учета множества факторов. Вместе с тем он позволяет выявить круг проблем, стоящих перед предприятием и некоторый набор различных способов их решения.

Библиография

1. Альтшулер И. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа. Инструменты, проблемы, ситуации.- М.: Вершина, 2006

2. Ансофф, И. Стратегическое управление / И.Ансофф. - М.: Экономика, 2005. - 178 с.

3. Богданова Т.А. Градов А.П.Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой - СПб.: Специальная литература, 2006.

4. Богачев В.Ф. Стратегия малого предпринимательства - СПб, 2007

5. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. - М: Юнити, 2007.

6. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – Спб.: Питер, 2000.

7. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. - М.:Центр экономики и маркетинга, 2007.

8. Виханский О.С. Стратегический менеджмент.- М.: Экономистъ, 2006

9. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии. - М: Трикста, 2006.

10. Грант Р. Современный стратегический анализ.- СПб.: Питер, 2008

11. Грибиньяк Л.Дж. Как заставить работать вашу стратегию.- Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2006

12. Джонс Э. Деловые финансы.- М.: Олимп-бизнес, 2005

13. Друкер П.Ф. Практика менеджмента.- М.: Вильямс, 2000

14. Дюков И. Стратегия развития бизнеса.- СПб.: Питер, 2008

15. Ельшина П. Антикризисный маркетинг. – М. МаркоАрт, 2010

16. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты.- М.: Олимп-Бизнес, 2005

17. Ким У.Ч., Моборн Р. Стратегия голубого океана.- М.: HIPPO, 2008

18. Клейнер Г.Б. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. – М.: Экономика, 2005

19. Котельников В.Ю. Стратегическое управление. Принципиально новые подходы для эпохи быстрых перемен.- М.: Эксмо, 2007

20. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент.- СПб.: Питер, 2002

21. Королев В.И. Менеджмент, - М. Экономист, 2005

22. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. - М., 2007.

23. Миддлтон Дж. Библиотека избранных трудов о стратегии бизнеса: Пятьдесят наиболее влиятельных идей всех времен.- М.: Олимп-Бизнес, 2006

24. Минцберг Г. Структура в кулаке.- СПб.: Питер, 2001

25. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. - СПб.: Питер, 2000 г.

26. Левицки С. Как разработать стратегию.- Днепропетровск: Баланс Клуб, 2004

27. Ляско В.И. Стратегическое планирование развития предприятия: - М: Юнити, 2006 г.

28. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент. - М.: Трикста, 2006.

29. Основы предпринимательской деятельности /под ред. В.М. Власовой - М.:Финансы и статистика, 2005.

30. Плотников М.В. Стратегический менеджмент: Материалы к курсу.- Н. Новгород, 2009

31. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов.- 3-е изд.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2007

32. Портер М. Конкурентное преимущество.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2008

33. Портер М. Международная конкуренция.: .- М.: Альпина Бизнес Букс Международные отношения, 2004.

34. Омае К. Машление стратега: искусство бизнеса по – японски.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2007

35. Панов А.И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие.- Н. Новгород: Нижегородский коммерческий институт, 2011

36. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: Опыт лучших компаний.- М.: Прогресс, 2006

37. Савелер М. Конкуренция.- М.: Вильямс, 2010

38. Сенге П. Пятая дисциплина.- М.: Олимп-Бизнес, 2006

39. Суходоева Л.Ф. Стратегический менеджмент.- Н. Новгород: Нижегородский образовательный консорциум, 2008

40. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008

41. Хамел Г., Прахалад К., О`Нил Д. Стратегическая гибкость.- СПб.: Питер, 2006

42. Хамел Г., Прахалад К. Конкурируя за будущее: Создание рынков завтрашнего дня.- М.: Олимп-Бизнес, 2002

Наши рекомендации