Бюдж-я сист-а страны, модели ее построения в фед-х и унит-х гос-вах

Бюдж-ое устр-во опред-ет орган-ию гос. бюджета и бюд-й системы страны, взаимоотнош-ия между её отд-ми звеньями, правовые основы функцион-ия бюджетов, вход-х в бюдж-ю систему, состав и стр-ру бюд-в, процедурные стороны форми-ия и использ-ия бюдж-х ср-тв и др. Бюдж-ое устр-во базируется на гос. Устр-ве.

Основы бюдж-го уст-ва опред-ся формой гос. и адм-го устр-ва страны, действ-ми в ней осн-ми законод-ми актами, ролью бюджета в общественном воспроизв-ве и соц-х процессах. По степени распред-ия власти между центром и административно-территориальными образо-ями все гос-ва подразд-ся на унитарные и федеративные. Различия в госуд-ом устройстве стран, в бюджетных правах разных уровней власти обусловливают наличие разных видов бюджетных систем. Различают прежде всего бюджетные системы унитарных и фед-х госуд-в

Унитарное гос-во – это форма госуд-ого устр-ва, при кот. административно-территор-ые образования не имеют собственной госуд-сти или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централиз-ое управление эконом-ми, социа-ми и полит-ми процессами в гос-ве. Бюдж.система унитарного гос-ва состоит из двух звеньев – госуд-ого и местных бюджетов.

Федеративное гос-во – это форма госуд-ого устр-ва, при кот.госуд-ые образования или административно-территор-ые образ-ия, входящие в гос-во, имеют собственную госуд-ость и обладают определенной политической самостоят-тью в пределах распред-х между ними и центром компетенций. Бюдж.система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов (субъектов) федерации и местных бюджетов.

К унитарным госуд-вам относятся больш-во стран мира. Они имеют 2уровня управл-я — центр-ое и местное. Среди экономически развитых федеративными госуд-ами являются США, Канада, ФРГ, Швейцария. Они имеют3 уровня управ-я — центр-ое, субъектов (членов) федерации и местное.

В унитарных госуд-ах доходы и расходы местных бюджетов не вхо­дят в гос-ый бюджет, а в федеративных гос-ах — не вклю­ч-ся в бюджеты членов федерации, доходы и расходы кот., в свою очередь, не входят в фед-й бюджет. Бюдж.система РФ — это, согласно российскому законодательству, основанная на экон-их отношениях и госу-ом устр-веРФ, регулируемая законодательством РФ совокупность бюджетов России, субъектов РФ, местных бюдж-в и бюджетов гос-ых внебюд-х фондов. В настоящее время бюдж. система РФ отражает некоторые особенности переходного периода и нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Бюдж.си­стема гос-ва зависит от его полит-го устр-ва и экон-их взаимосвязей между полит-ми субъектами. Так, если гос-во представляет собой федерацию, то в состав бюдж.сис. будут входить бюджеты гос-ва, регио­нов и муниципалитетов. В гос-вах с унитарной системой уп­равл-я существуют только гос-ный и муницип-ый уровень управления, и, соответственно, только из 2х уровней состоит бюдж.система.

Бюдже.сист.РФ сост. из бюджетов 3уровней:

1) фед-ого бюдж. и бюдж. гос-ых вне­бюджетных фондов;б2) бюджетов субъектов Федерации и бюджета территориаль­ных внебюд-х фондов; 3) мест бюджетов.

Для унитарных гос-тв в целом характерна более высокая степень концентрации фин. ресурсов в распоряжении центр-ых органов гос-ой власти по сравнению с федеративными гос-ами. Основу фин. ресурсов органов власти административно-территориальных единиц унитарных гос-тв составляют отчисления от регулирующих доходов и ср-ва фин. помощи центр-ых органов гос-ой власти. В условиях федеративной формы гос-ого устр-ва, построенной на принципе разграничения предметов ведения и полномочий органов гос-ой власти федерации и субъектов федерации, собственные доходы становятся преобладающими в структуре фин. Рес-в субъектов федерации. При этом масштабность межбюдж-го перераспределения ср-тв сокращается.

19. Особ-ти орг-ции финансов кредитных учреждений, инвестиционных фондов, страховых компаний и других финансово-кредитных институтов. Участн-ми фин.рынка явл-ся кредитные, страховые орган-ии, инвестиц-ые фонды,а также др.профессиональные участники рынка ц.б, осуществ-ие брокерскую, дилерскую, депозитарную, клиринговую деят-сть. Спецификой фин. кредитных орган-ий явл-ся совокупность ден. перераспределительных отношений, связанных с формир-ем и использ-ем доходов, накоплений на основе оказания услуг, опосредующих процесс движения ден.ср. в национальном хоз-ве. Их деят-сть характеризуется двойственностью, т.к она ориентирована на извлечение прибыли и направлена на обслуживание нал. и безнал. оборота ден. ср-тв в эк-ке (обеспечение стабильности ден-го оборота в стране, своевременность расчетов, сохранность ср-тв клиентов). Все это обуславливает особенности фин-ов кредитных организаций:

- высокую степень гос.-ой регламентации операций, процессов формир-я и использ-я ими фин-х ресурсов (установление ЦБ РФ значений экон-их нормативов, регулирующих размер собственных средств, устойчивость, платежеспос-ть и ликвидность баланса кредитных организаций;

- перераспределительный характер в процессе осущ-ия операций с фин. ресур-ми органов гос. власти и местного самоуправл., юр.лиц, накопле-ми населения;

- создание и функции-е системы резервов с целью обеспечения устойчивости кредитных орг-заций.

Отличительным признаком фин. ресурсов кредитных орган-ий яв-ся перераспределительный характер их образования в рез-те операций на ден. рынке по привлечению и размещению средств различ субъектов.

Свои специфические признаки, присущие финансам страх-х организ-й, вытекают из особен-й страх-й дея-ти:

- страховая орган-ия помимо риска, кот. она приняла на себя от страхователей, несет собственный бизнес-риск, связанный с инвестиционной деяте-ю;

- форми-ие развернутой системы страховых резервов, кот. имеют большой удельный вес в структуре фин. ресурсов страховой орган-и;

- запрет на проведение одной и той же страх-й орган-ей операций по страх-ию жизни и иным видам страх-ия;

- предупредительная деят-сть и формир-ие резерва предупредительных мероприятий и др.Правила формир-ия страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни. Утверждены приказом Мин. Фин. РФ от 11 июня 2002 г. № 51н.

- запрещается заниматься производ-ой деяте-ю, торгово-посреднической деяте-ю, банковской деяте-ю.

Орган-ии и функцион-ию инвестиц-ых фондов и др.профессиональных участников рынка ц.б. присущи свои специфические черты:

- законодательное ограничение состава акционеров;

- гос. лицензирование и регулирование деят-сти;

- запрет на осущ-е иных,кроме опер-й на фин. рынке.

Так, инвестиционное фонды в РФ создаются для привлечения ден.ср. и другого имущества путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления и могут создаваться в форме акционерных или паевых инвестиционных фондов.

Акционерный инвестиционный фонд образ-ся только в виде ОАР и имеет ряд ограничений на организацию его финансов:

- инвестирование ден. ср-тв, другого имущ-ва только в ц.б. и другие объекты, указанные в инвестиционной декларации фонда; - гос. регул-е размера собственных ср-тв, состава и структуры его активов; - передача инвестиционных резервов фонда в доверительное управл-е управляющей компании;

- ограничение права размещения ц.б. обыкнов-ми именными акциями по открытой подписке.

Паевой инвестиционный фонд не явл-ся юр.лицом, и представляет собой обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного инвесторами в доверительное управл-е управляющей компанией. Фонд выступает как одна из форм коллективного инвестирования, а инвестор становится собственником инвестиционного пая — ц.б., выдаваемой управляющей компанией. Источниками доходов инвесторов паевого инвестиционного фонда являются дивиденды, проценты, прирост курсовой стоимости ц.б., составляющих его портфель.

Доходы професс-х уч-в рынка ц.б. форм-ся за счет предоставления услуг юр.и физ-им лицам на рынке ц.б.

В соврем. условиях возрастает значение ЦБ, регулирующих ден-ые потоки и выступающих посредниками между гос-вом и экономикой.

Так, ЦБ РФ явл-ся органом регулирования, сочетающим черты банка и госуд-го ведомства.

Наши рекомендации