Вправе ли налоговый орган истребовать у банка выписку по счетам контрагента проверяемого лица, который прекратил деятельность (п. 2 ст. 86, ст. 93.1 НК РФ)?
Инспекция вправе запрашивать у банка справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на них, а также выписки по операциям на счетах и по вкладам (депозитам) организаций, предпринимателей. Названные документы могут быть запрошены в следующих случаях:
- при проведении мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций, предпринимателей;
- при вынесении решения о взыскании налога;
- при принятии решений о приостановлении операций по счетам организации, предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств;
- при принятии решений об отмене приостановления операций по счетам организации, предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств. Данные правила установлены п. 2 ст. 86 НК РФ.
На основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ при проведении проверки инспекция вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию).
Возникает вопрос: может ли налоговый орган затребовать у банка выписку по счетам контрагента проверяемого налогоплательщика, если этот контрагент прекратил деятельность?
Согласно позиции, выраженной ФНС России, в описанной ситуации нет оснований для направления запроса в порядке ст. 86 НК РФ, однако налоговый орган может затребовать выписку в рамках ст. 93.1 НК РФ.
Судебной практики нет.
Подробнее см. документы
Письмо ФНС России от 17.01.2013 N АС-4-2/365@
По мнению ФНС России, если в ходе проверки выявлено, что контрагент проверяемого налогоплательщика прекратил свою деятельность, его нельзя рассматривать как клиента банка. В связи с этим оснований для направления банку запроса о получении выписки по счетам в рамках ст. 86 НК РФ нет.
Выписку по счетам прекратившего деятельность контрагента инспекция может запросить на основании ст. 93.1 НК РФ как документ, касающийся деятельности проверяемого налогоплательщика. При этом в поручении об истребовании документов (информации) необходимо указать, что лицо, в отношении которого испрашивается информация, являлось контрагентом проверяемого налогоплательщика и что налоговому органу известно о прекращении деятельности данным лицом.
НАПРАВЛЕНИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Вправе ли налоговый орган направить требование о представлении документов по почте заказным письмом, если другие способы его вручения (лично под расписку или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) не использовались? Является ли это основанием для признания требования недействительным (п. 1 ст. 93, п. 4 ст. 93.1 НК РФ)?
Согласно п. 4 ст. 93.1 НК РФ требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений п. 1 ст. 93 НК РФ.
При этом исходя из п. 1 ст. 93 НК РФ требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование передать невозможно, то оно направляется по почте заказным письмом.
Возникает вопрос: может ли налоговый орган направить требование о представлении документов по почте, если он не принимал меры по его вручению лично под расписку или по его передаче в электронном виде? Является ли это основанием для признания требования недействительным?
По данному вопросу есть две точки зрения.
Официальной позиции нет.
Имеется судебный акт с выводом о том, что налоговое законодательство такого ограничения не содержит.
Вместе с тем есть мнение авторов с противоположным выводом.
Подробнее см. документы
Позиция 1. Направление требования по почте правомерно, даже если другие способы его вручения не использовались
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.11.2012 по делу N А56-71958/2011
По мнению налогоплательщика, направление требования о представлении документов заказным письмом допустимо лишь при невозможности его вручения руководителю организации (его уполномоченному представителю) лично либо при невозможности передачи в электронном виде.
Суд, отклоняя названный довод, указал, что Налоговый кодекс РФ такого ограничения прав инспекции не содержит. Учитывая, что требование было направлено заказным письмом по юридическому адресу общества, налоговый орган принял все меры для его получения налогоплательщиком.
Позиция 2. Направление требования по почте неправомерно, если другие способы его вручения не использовались
Статья: Основные тенденции развития налогового законодательства Российской Федерации (Лермонтов Ю.М.) ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2012, N N 17, 18)
По мнению автора, направление требования по почте допускается только при невозможности использования других способов, установленных п. 1 ст. 93 НК РФ.
Консультация эксперта, 2012
Автор отмечает: требование о представлении документов (информации) может быть направлено налогоплательщику почтой только при условии, что инспекция предприняла действия по его вручению лично под расписку или по направлению по ТКС.
Аналогичные выводы содержит...
Консультация эксперта, 2011