Анализ показателей рентабельности
Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность или прибыльность, измеряемую в процентах к затратам средств или имущества.
В международной практике предпринимательская деятельность делится на три вида:
1) операционную (основную);
2) инвестиционную (вложение средств в акции, другие ценныебумаги, капитальные вложения и т.п.);
3) финансовую (получение (уплата) дивидендов, процентов и т.п.).
В практике анализа обычно применяют следующие группы показателей относительной доходности: товаров, продукции, работ, услуг, производственных фондов, всего имущества предприятия, вложений (инвестиций), собственного капитала и ценных бумаг.
Доходность товаров, продукции, работ, услуг характеризуется такими показателями, как рентабельность реализации (оборота) и отдельных изделий.
Уровень рентабельности реализации (оборота) определяется как отношение прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг к сумме выручки от реализации в действующих (отпускных) ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов по формуле
(11)
где Кр — рентабельность реализации (оборота), %
Рентабельность реализации (оборота) показывает, сколько получено прибыли в копейках или % на 1 руб. проданных товаров, продукции, выполненных работ и оказанных услуг.
Рентабельность отдельных видов продукции определяется как отношение прибыли изделия к его себестоимости. Она характеризует абсолютную сумму или уровень прибыли в % на 1 руб. затраченных средств (производственных ресурсов):
(12)
где Хр — коэффициент рентабельности отдельных видов продукции.
В мировой практике рентабельность отдельных видов продукции исчисляется как отношение прибыли изделия к его стоимости (цене):
(13)
где КР — коэффициент рентабельности изделия; Z — цена изделия; S — себестоимость изделия.
Для расчета рентабельности реализации (оборота) за предыдущий период (год), по плану и фактически за отчетный период (год), а также для изучения влияния различных факторов на изменение уровня рентабельности используются финансовый план, формы № 1 и 2 бухгалтерской отчетности, учетные регистры.
Из данных табл. 2 видно, что рентабельность реализации (оборота) на предприятии составила за прошлый год 14,78%, а за отчетный год фактически 16,92%. Таким образом, по сравнению с прошлым годом уровень рентабельности оборота повысился на 2,14 пункта. Рост этого показателя означает эффективное ведение хозяйства. Вместе с тем изменение рентабельности может служить ориентиром для оценки конкурентоспособности продукции, работ, услуг. Увеличение рентабельности оборота может означать повышение спроса на продукцию, работы, услуги.
Изменения показателей рентабельности реализации (оборота) могут происходить под влиянием изменений структуры реализации, себестоимости, цен и тарифов отдельных видов продукции, работ, услуг.
Для оценки влияния указанных факторов используется способ цепных подстановок (табл. 6).
Таблица 6