Анализ показателей рентабельности

Показатели рентабельности характеризуют относительную доход­ность или прибыльность, измеряемую в процентах к затратам средств или имущества.

В международной практике предпринимательская деятельность делится на три вида:

1) операционную (основную);

2) инвестиционную (вложение средств в акции, другие ценныебумаги, капитальные вложения и т.п.);

3) финансовую (получение (уплата) дивидендов, процентов и т.п.).

В практике анализа обычно применяют следующие группы пока­зателей относительной доходности: товаров, продукции, работ, услуг, производственных фондов, всего имущества предприятия, вложений (инвестиций), собственного капитала и ценных бумаг.

Доходность товаров, продукции, работ, услуг характеризуется та­кими показателями, как рентабельность реализации (оборота) и от­дельных изделий.

Уровень рентабельности реализации (оборота) определяется как отношение прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг к сумме выручки от реализации в действующих (отпускных) ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов по формуле

(11)

анализ показателей рентабельности - student2.ru

где Кр — рентабельность реализации (оборота), %

Рентабельность реализации (оборота) показывает, сколько полу­чено прибыли в копейках или % на 1 руб. проданных товаров, продук­ции, выполненных работ и оказанных услуг.

Рентабельность отдельных видов продукции определяется как от­ношение прибыли изделия к его себестоимости. Она характеризует абсолютную сумму или уровень прибыли в % на 1 руб. затраченных средств (производственных ресурсов):

анализ показателей рентабельности - student2.ru

(12)

где Хр — коэффициент рентабельности отдельных видов продукции.

В мировой практике рентабельность отдельных видов продукции исчисляется как отношение прибыли изделия к его стоимости (цене):

анализ показателей рентабельности - student2.ru

(13)

где КР — коэффициент рентабельности изделия; Z — цена изделия; S — себестоимость изделия.

Для расчета рентабельности реализации (оборота) за предыдущий период (год), по плану и фактически за отчетный период (год), а также для изучения влияния различных факторов на изменение уровня рентабельности используются финансовый план, формы № 1 и 2 бух­галтерской отчетности, учетные регистры.

Из данных табл. 2 видно, что рентабельность реализации (оборота) на предприятии составила за прошлый год 14,78%, а за отчетный год фактически 16,92%. Таким образом, по сравнению с прошлым годом уровень рентабельности оборота повысился на 2,14 пункта. Рост этого показателя означает эффективное ведение хозяйства. Вместе с тем изменение рентабельности может служить ориентиром для оценки конкурентоспособности продукции, работ, услуг. Увеличение рента­бельности оборота может означать повышение спроса на продукцию, работы, услуги.

Изменения показателей рентабельности реализации (оборота) могут происходить под влиянием изменений структуры реализации, себестоимости, цен и тарифов отдельных видов продукции, работ, услуг.

Для оценки влияния указанных факторов используется способ цепных подстановок (табл. 6).

Таблица 6

Наши рекомендации