I. Абсолютные и относительные показатели
Белянина Н.Н., Чернышева Л.А.
Методические указания
к курсовой работе по курсу «Статистика»
для специальности «Менеджмент Организации »
Санкт-Петербург
Общие указания по выполнению курсовой работы
В соответствии с учебным планом студенты всех форм обучения по специальности «Менеджмент организации» выполняют курсовую работу по дисциплине «Статистика».
Полученные в процессе выполнения работы знания и навыки должны способствовать усвоению и закреплению материала по основным темам курса «Статистика».
Студенты допускаются к сдаче экзамена по курсу «Статистика» только после получения ими положительной оценки по курсовой работе и ее успешной защиты.
Выбор варианта задания производится по последней цифре зачетной книжки.
Требования к оформлению
Выполненная работа состоит из титульного листа, задания, пояснительного текста, расчетов и аналитических выводов по результатам расчетов каждого задания. В конце работы приводится список использованной литературы.
Задание на курсовую работу
Задание состоит из восьми задач, условия которых приведены в методических указаниях.
Формулы, необходимые для решения задач
I. Абсолютные и относительные показатели
1. Расчет планового задания:
ОППЗ =
2. Процент выполнения плана по объему реализуемой продукции:
ОПРП =
3. Темп роста и темп прироста объема реализованной продукции:
ОПД =
4. Относительная величина структуры реализованной продукции:
ОПС=
5. Показатель динамики реализованной продукции:
ОПС=
6. Относительный показатель координации:
ОПК=
II. Средние величины:
1. Среднее арифметическое значение признака:
Простая:
Взвешенная:
, где: xi – значение вариант признака, fi – вес или частота признака, ∑ fi = n – общая численность совокупности, k – статистическая размерность признака
2. Мода:
, где: хмо – мода; х0 – нижняя граница модального интервала; h - шаг интервала; fмо, fмо-1, fмо+1 – частоты модального, предмодального и послемодального интервала.
3. Медиана:
, где: х0 – нижняя граница медианного интервала; h – шаг интервала; ∑f – сумма частот ряда; Sме – накопленная частота предмедианного интервала; fме – частота интервала.
6. Относительный коэффициент вариации:
III. Показатели вариации признаков:
1. Дисперсия:
для арифметической простой:
для арифметической взвешенной:
2. Среднее квадратичное отклонение:
3. Амплитуда колебаний (размах вариации)
4. Средне линейное отклонение:
для арифметической простой:
Для арифметической взвешенной:
5. Общая или средняя дисперсия – дисперсия для всей совокупности
6. Частная или внутригрупповая дисперсия:
7. Межгрупповая дисперсия– вариация групповых средних от общесредней:
8. Общая дисперсия:
9. Коэффициент детерминации:
10. Эмпирическое корреляционное отношение:
IV. Ряды динамики:
1. Средний уровень ряда:
, где: y1, y2, y3, …, yn – фактические значения уровней моментного ряда, n – число уровней.
2. Абсолютный прирост, рассчитываемый цепным способом:
, где - абсолютный прирост, уi – текущий уровень, уi-1 – предшествующий уровень ряда.
3. Абсолютный прирост, рассчитываемый базисным способом:
, где - абсолютный прирост; уi – текущий уровень; у0 – начальный уровень ряда.
4. Темп роста:
, где Кр – коэффициент роста, (цепной) и (базисный)
5. Темп прироста:
6. Средний абсолютный прирост:
А) , где - сумма цепных приростов, n – число приростов.
Б) , где уn – конечный уровень ряда; у0 – начальный уровень ряда; n – число уровней.
7. Средний темп роста:
, где - среднегодовой коэффициент роста, , где K1, K2…, Kn – произведение цепных коэффициентов роста, n – число коэффициентов роста.
V. Индексы
1. Индекс физического объема продукции:
2. Индекс цены:
По Пааше:
По Ласпейросу:
3. Индекс стоимости:
4. Абсолютное изменение стоимости за счет изменения объема продукции:
5. Абсолютное изменение стоимости за счет изменения цен:
По Пааше:
По Ласпейросу:
Задача №1
По представленным в таблице 1 «Объем реализованной продукции фирмы» данным по предприятиям фирмы определить в целом по фирме:
1. размер планового задания по росту реализованной продукции в 2004 г.
2. процент выполнения плана по объему реализованной продукции в 2004 г.Представить результаты в виде столбиковой диаграммы (диагр.1) для трёх предприятий и фирмы в целом, проанализировать результаты. Учесть особенность расчёта процента выполнения плана для фирмы в целом.
3. темпы роста (базисный и цепной) и темпы прироста объема реализованной продукции;
4. относительные величины структуры реализованной продукции каждого предприятия в общем объёме реализации фирмы( в %) Представить данные в виде круговой диаграммы (принимая 1%=3,6°) для фактического объема продукции в 2003г и 2004 г. (диагр 2);
5. показатель динамики реализованной продукции, результаты представить в виде линейной диаграммы для 2003г и 2004 г, а также для планируемого 2005г. (диагр 3)
Проанализировать результаты.
Таблица №1