В период прохождения практики

При прохождении практики в Федеральных органах государственной власти

  1. Конституция Российской Федерации. М., 2005.
  2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ».
  3. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ (ред. от 11.11.2003 г.) «О системе государственной службы Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (ред. от 02.02.2006 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  5. Федеральный закон от 2.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
  6. Указ Президента РФ от 9.03.2004г. № 314 (ред. от 27.03.2006 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
  7. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" ( ред. 30 июня 2006 г.).
  8. Указ Президента РФ от 01.02.2005г. № 113 (ред. от 25. 07. 2006 г.) «О порядке присвоения и сохранения чинов государственной гражданской службы РФ федеральным гражданским служащим».
  9. Иные нормативно-правовые акты, определяющие статус органа, в котором проходит практика.

При прохождении практики в органах государственной власти субъекта Российской Федерации

  1. Конституция Российской Федерации. М., 2005.
  2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (ред. от 27. 07. 2006 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  5. Конституция Удмуртской Республики от 11.05.1995 г.
  6. Закон УР от 2.03.2001 г. № 6-РЗ «О Правительстве УР» (ред. от 10.05.2006г).
  7. Закон УР от 31.03.2004 г. № 13-РЗ (в ред. от 30. 06. 2004 г., 30. 12. 2005 г.) «О структуре исполнительных органов государственной власти УР».
  8. Закон УР от 6.03.2001 г. № 7-РЗ «О Государственном Совете УР» (ред. от 30.12.2005 г).
  9. Закон УР от 23 сентября 2002 г. N 54-рз (ред. от 30 декабря 2005 г.) «О выборах депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики».
  10. Закон УР от 05.07.2005 г. № 38-РЗ «О государственной гражданской службе в УР».
  11. Закон УР от 09.02.1999 г. № 732-1 (ред. от 08.10.2004 г.) «О стаже государственной службы в УР».
  1. Иные нормативно-правовые акты, определяющие статус органа, в котором проходит практика.

При прохождении практики в органах местного самоуправления

  1. Конституция Российской Федерации. М., 2005.
  2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 16. 10. 2006 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 21.07.2006г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».
  4. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ (ред. от 25. 07. 2002 г.) «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».
  5. Конституция Удмуртской Республики от 11.05.1995 г.
  6. Закон УР от 13 июля 2005 г. N 42-РЗ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике».
  7. Закон УР от 06.07.2006 г. № 36-РЗ «О выборах глав муниципальных образований в УР».
  8. Закон УР от 27.06.2006 г. № 30-РЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в УР».
  9. Закон УР от 25 февраля 1999 г. N 749-I (ред. от 29. 06. 2006 г.) «О муниципальной службе в Удмуртской Республике».
  10. Закон УР от 06.03.2001 г. № 8-РЗ (ред. от 30. 12. 2005 г.) «О присвоении и сохранении квалификационных разрядов муниципальным служащим в Удмуртской Республике».
  11. Устав муниципального образования «город Ижевск» или муниципального образования, в органе которого проходила практика.
  12. Положение об органе местного самоуправления или структурном подразделении органа местного самоуправления или иной муниципальный правовой акт, непосредственно регулирующий работу органа или структурного подразделения органа местного самоуправления, в котором проходит практика.

Тематический план по заочной форме обучения (нормативные и сокращенные сроки)

Курс …………………………………………………

Семестр …………………………………………….5

Всего аудиторных часов …………………………..16

Лекции, час …………………………………………12

Семинарские занятия, час …………………………4

Самостоятельная работа, час ……………………..

Контрольные работы ………………………………

Курсовые работы …………………………………..

Зачет ………………………………………………..

Экзамен …………………………………………….

Распределение часов по темам курса и видам занятий для студентов заочной формы обучения специальности «юриспруденция»

  №   Тема Количество часов
Лекции Семинары Лабораторный практикум Самостоятельная работа
                  Муниципальное право как отрасль права и как правовая наука.   Местное самоуправление: понятие и система.   Территориальные основы местного самоуправления   Институты прямой демократии в местном самоуправлении.   Представительные и исполнительные органы муниципальных образований   Материальные и финансовые основы местного самоуправления.   Полномочия местного самоуправления. Организационные формы их осуществления.   Гарантии и защита прав местного самоуправления.     Всего                         -   -     -     -       -     -          

Программа практических (семинарских) занятий по муниципальному праву РФ для студентов заочной формы обучения (нормативные и сокращенные сроки)

Тематическим планом по муниципальному праву предусмотрено до 4 часов семинарских занятий. Цель занятий - оказание помощи студентам в усвоении курса «Муниципальное право РФ», выработка навыков работы с нормативными актами, правильное применение действующего муниципального законодательства.

Подготовку к семинарским занятиям студент должен начинать с изучения рекомендованной литературы и нормативного материала. После этого ему целесообразно подготовить план ответа по каждому вопросу, обсуждаемому на семинаре для мотивированного ответа.

Цели семинарских занятий. Семинарские занятия пресле­дуют несколько целей:

а) углубление и закрепление знаний о природе и роли мест­ного самоуправления в современном государственном строительстве Российской Федерации;

б) изучение актов, являющихся источниками муниципаль­ного права;

в) усвоение теории муниципального права на опыте России и других государств;

г) создание четких представлений об организации работы органов местного самоуправления;

д) получение практических навыков для работы с докумен­тами — составление проектов решений, справок, оценка (разбор) конкретных ситуаций;

е) развитие у студентов стремления и способности к само­стоятельному исследованию изучаемых реальностей, их критической оценке.

Методы работы на семинаре. Подготовка к семинарским занятиям включает использование лекционного материала, изучение нормативных материалов и литературы, практиче­ское применение законодательства при решении конкретных ситуаций, возникающих в организации и деятельности орга­нов местного самоуправления.

Формами работы на семинарах являются выступления по вопросам темы, сочетающие изложение теоретических положений с анализом практики; разбор задач.

Тема № 1. Органы и должностные лица местного самоуправления (4 часа)

1. Понятие, система и виды органов местного самоуправления в РФ

2. Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления

3. Представительные органы местного самоуправления:

- полномочия,

- структура, комиссии, депутатские объединения,

- организация деятельности, регламент,

- подготовка и проведение заседаний,

- статус депутата представительного органа

4. Глава муниципального образования. Полномочия, порядок избрания, организация работы.

5. Исполнительные органы:

- глава администрации, полномочия, порядок назначения, организация работы,

- функции, компетенция местной администрации,

- структура, статус структурных подразделений, организация работы,

Задача № 1.Первую сессию вновь избранного районного совета, состоявшуюся через месяц после выборов, открыл глава районной администрации. Он зачитал депутатам положение устава района о том, что полномочия председателя районного совета исполняет глава администрации района, поэтому председатель районного совета из числа депутатов не избирается. Кроме того, глава администрации заявил депутатам, что поскольку он так же, как и депутаты. Избирался на свою должность населением района на основе всеобщих равных прямых выборов тайным голосованием, то он участвует в работе представительного органа наравне с депутатами, обладая теми же правами, что и они. Депутаты согласились с предложенным главой администрации района вариантом организации работы представительного органа.

Прокомментируете данную ситуацию с точки зрения соответствия действующего законодательства.

Задача № 2.На первой сессии городского совета, состоявшего из 17 депутатов ,было принято решение образовать пять постоянных комиссий. Для того чтобы состав комиссий не был малочисленным, депутаты решили, что каждый из депутатов может быть членом любого числа постоянных комиссий. В целях повышения профессионализма и компетентности в работе постоянных комиссий в их состав были включены также по одному представителю от соответствующих структурных подразделений городской администрации. На этой же сессии была создана комиссия по проверке заявлений группы избирателей о фактах коррупции некоторых руководителей муниципальных предприятий.

Охарактеризуйте принятые городским советом решения с точки зрения соответствия их законодательству

Задача № 3.За нарушение правил дорожного движения (переход улицы на красный свет светофора) работник милиции предложил гражданину К. уплатить штраф. Однако К. предъявил удостоверение депутата городского совета и сказал, что в соответствии с законодательством на него не могут быть наложены меры административного взыскания без согласия городского совета. Работник милиции направил протокол нарушения дорожного движения депутатом К. в городской совет.

Прокомментируйте данную ситуацию.

Задача № 4.Постоянная комиссия городского муниципального совета по экологическим вопросам решила проверить, как выполняется постановление городского совета « О мероприятиях по улучшению экологической обстановки в городе». Группе депутатов-членов комиссии было поручено проверить состояние работ по реконструкции очистительных сооружений на кондитерской фабрике, а также качество выпускаемой фабрикой продукции. Однако администрация кондитерской фабрики отказалась пропустить депутатов на территорию предприятия, а также предоставить какую-либо документацию, ссылаясь на то, что фабрика не является муниципальным предприятием, и данные сведения составляют коммерческую тайну.

Депутаты обратились в прокуратуру с жалобой на неправомерные действия руководителей кондитерской фабрики.

От имени прокурора подготовьте ответ депутатам городского сове та.

Задача № 5.Глава городской администрации назначил на вакантное место заместителя начальника жилищного управления Семенова, изменил структуру и штатное расписание управления, сократив штаты на 15 %. Начальник управления Писарев счел подобные действия главы администрации вмешательством в свою компетенцию и обратился за разъяснениями в юридический отдел администрации.

От имени юрисконсульта администрации подготовьте ответ начальнику жилищного управления.

Вопрос следует излагать с учетом ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.03г. (в редакции от 2007 года).

В период прохождения практики - student2.ru В период прохождения практики - student2.ru В период прохождения практики - student2.ru 1. По первому вопросуследует проанализировать часть 1 ст.131 Конституции РФ и ФЗ №131 «Об общих принципах….» Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно – распорядительный орган), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопрос местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации является обязательным. Следует обратить внимание на виды органов местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципального образования в Удмуртской Республики.

2.В Конституции и действующим законодательстве определены принципы, на базе которых должна строиться система органов местного самоуправления. Следует осветить следующие принципы: законность; взаимодействие с органами государственной власти; организационное обособление органов местного самоуправления; самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления, самостоятельное определение и разграничение полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления на основе законодательства субъектов РФ; соответствие финансовых ресурсов органов местного самоуправления их полномочия; коллегиальность и единоначалие деятельности органов местного самоуправления; гласность в деятельности местного самоуправления и др.

3. Представительный орган местного самоуправления – это орган общей компетенции, имеющий внутренне согласованную структуру, обладающей статусом юридического лица, состоящий из депутатов, избираемых на муниципальных выборов, представляющих интересы местного сообщества.

Студентам следует обратить внимание на два основных способа формирования депутатского корпуса (ст.35 ФЗ №131 «Об общих принципах…»).

Помимо исключительных полномочий представительного органа местного самоуправления, определенных федеральным законом, студент должен знать полномочия представительного органа, закрепленные уставом муниципального образования.

Следует обратить внимание на численность представительного органа разных типов муниципальных образований.

Исходя из конкретного устава муниципального образования (например, г. Ижевска) студент должен определить структуру представительного органа местного самоуправления, определить основные организационно-правовые формы деятельности данного органа.

В период прохождения практики - student2.ru Далее надо последовательно рассказать о порядке подготовки и проведения сессии представительного органа. Для этого необходимо в сравнении изучить два-три регламента представительных органов. Сама сессия как основная организационно-правовая форма деятельности требует более подробного освещения. Надо четко представлять, что кроме заседаний представительного органа, сессия включает работу иных депутатских формирований. К таковым относятся по­стоянные и временные комиссии, депутатские фракции и группы, другие отличные по наименованию, но сходные по назначению органы. Следует рассказать об их формировании и назначении.

На основе федерального закона, конкретного муниципально-правового акта (Положение о статусе депутата представительного органа местного самоуправления) следует определить статус депутата представительного органа, раскрыть гарантии его деятельности Главное внимание нужно уделить организационно-правовым способам обеспечения депутатской деятельности. Работа депутата может осуществляться как на оплачиваемой профессиональной основе, так и на общественных началах. Следует показать, в каких муниципальных образованиях чаще практикуется тот или другой вариант.

Деятельность депутата идет по двум направлениям — в стенах представительного органа и среди населения в избирательном округе. Поэтому надо показать специфику каждого направления.

В ответе надо охарактеризовать организационные воз­можности, которые предоставляются депутату: помещения, оргтехника, транспорт и т.п. Особо следует остановиться на таком элементе организации, как должность помощника депутата. Хотя не только штатная единица помощника, но и привлечение его к работе на общественных началах далеко не всегда предусмотрены в нормативных актах местного самоуправления, в крупных муниципальных образованиях институт помощника (сотрудника) депутата не является редким явлением. В силу этого есть смысл рассказать о его назначении, функциях и полномочиях.

Кроме собственно организации работы депутата, в данном вопросе есть смысл поговорить о других составляющих его правового положения — о трудовых, финансовых, материальных, социальных гарантиях и о гарантиях депутатской непри­косновенности. По традиции разговор закончится обсуждением оснований досрочного прекращения полномочий депутата, представительного органа местного самоуправления.

4. Применительно к главе муниципального образования необходимо подчеркнуть, что существуют три способа замещения этой должности:

4. Избрание главы населением путем муниципальных выборов.

5. В период прохождения практики - student2.ru Избрание главы на сессии представительного органа муниципального образования.

6. Избрание главы на собрании (сходе) жителей относитель­но небольшого муниципального образования.

Федеральный закон №131 «Об общих принципах…» определяет главу муниципального образования как высшее должностное лицо муниципального образования, наделяемое в соответствии с уставом муниципального образования собственной компетенцией. Глава муниципального образования по данному закону может возглавлять либо представительный орган, либо местную администрацию муниципального образования.

В период прохождения практики - student2.ru Важно определить также момент возникновения полномочий и возможности начать работу главы муниципального образования. В зависимости от способа замещения должности главы муниципального образования зачастую определяются его объем полномочий, подотчетность, основания и порядок досрочного прекращения полномочий и т.п.

В зависимости от объема полномочий главы муниципального образования следует показать, в каких организационных формах эти полномочия реализуются, какие существуют подразделения для их осуществления. В силу большого разнообразия муниципальных образований в зависимости от численности жителей, величины территории, масштабов хозяйственной деятельности и т.п. имеются особенности организации деятельности, например сельского старосты и главы миллионного города.

В завершение ответа надо перечислить основания и способы досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования.

5. Непосредственно разговор об организации местной администрации надо начинать с порядка ее формирования и показать, как это происходит, когда полномочия по формированию администрации закреплены за ее главой и как в неко­торых регионах обозначенный вопрос решается при участии представительного органа местного самоуправления.

Затем надо последовательно представить модели организации исполнительной власти в муниципальных образованиях разных уровней. Более подробно можно остановиться на ха­рактеристике самого распространенного звена — района, города — показать общие черты и специфику местной администрации в этих единицах.

К теме 1 «Органы и должностные лица местного самоуправления»

1. Федеральный закон от 21.07.2005г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

2. Закон УР «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления УР» от 21.02.95г. С изменениями от 09.02.99 г., от 05.10.99 г., 06.12.2001 г., от 16.10.2003 г.

3. Решение Городской Думы г. Ижевска от 25.05.1994г. №10 «О регламенте работы Городской Думы» с изм. и доп. на 09.03. 1999г.

4. Тимофеев Н.С. Публично-правовая и гражданско-правовая правосубъектность муниципального образования и его органов \\ Конституционное и муниципальное право 2006 г. № 10 с. 44

Тематический план по очной форме обучения

«Бакалавриат»

Семестр ……………………………………………. 7

Всего аудиторных часов …………………………52

Лекции, час ……………………………………….. 36

Семинарские занятия, час ……………………… 16

Самостоятельная работа, час …………………

Контрольные работы …………………………….

Курсовые работы ………………………………

Зачет ………………………………………………..

Экзамен ……………………………………………

Наши рекомендации