Особенности финансирования отраслей индустрии культуры
Возмещение затрат, связанных с изданием периодической печати, производством кинофильмов, радио- и телевещанием, обладает спецификой как по сравнению с другими видами деятельности в сфере культуры, так и по сравнению с воспроизводством в других секторах экономики. Суть этой специфики состоит в принципиальной необходимости использования разных источников и каналов возмещения затрат. Здесь недостаточно доходов от реализации создаваемых благ их непосредственным потребителям и субсидий государства. В числе необходимых источников финансирования присутствуют доходы от реализации услуг, не связанных с основным создаваемым продуктом (доходы от размещения рекламы), или доходы от распространения созданного продукта различными возможными способами (например, доходы от продажи видеокассет с фильмами, созданными для экранного показа).
В табл. 4.3 представлена структура источников финансирования телевидения в разных странах. Средства, поступающие от самих зрителей в форме абонентской платы, взимаемой во многих странах со всех владельцев телевизоров, или в виде поступлений от приобретения абонементов, дающих право на пользование дополнительными каналами, в сумме с государственными и частными субсидиями не превосходит 54% общих доходов телекомпаний. В свою очередь, доля доходов от размещения рекламы составляет от 45 до 80% совокупных поступлений. В середине 1990-х гг. американские газеты получали от 65 до 80% доходов за счет платы рекламодателей.
Таблица 4.3
Структура доходов телевещательных компаний в различных странах в 1992 г., %
Страна | Источники доходов | ||||
реклама | обязательная абонентская плата за пользование общедоступными каналами | абонементы на пользование дополнительными каналами | субсидии | ||
Великобритания Германия Испания Италия США Франция Россия (ВГТРК, 1997 г.) | 3 | ||||
Источники: Les medias. Les Cahiers francais // La documentation Francaise. 1994. N 266. P. 84; Иванов Г.П., Шустров М.А. Экономика культуры. М.: ЮНИТИ, 2001. С. 67-68.
В настоящее время создатели кинофильмов во всем мире, за редкими исключениями, не могут покрыть произведенные затраты за счет доходов от демонстрации этих фильмов в кинотеатрах. В США в середине 1990-х гг. поступления от кинопоказа составляли лишь четверть доходов кинокомпаний. Остальное они получали от продажи прав на демонстрацию своих кинофильмов по эфирному и кабельному телевидению, от реализации видеокассет, CD, сувенирной продукции. Структура источников финансирования кинематографа существенно меняется во времени, отражая появление новых форм культурной деятельности и средств распространения культурных благ и соответствующие сдвиги в структуре потребительского спроса. Так, еще в середине 1980-х гг. поступления от демонстрации фильмов в кинотеатрах обеспечивали три четверти доходов американских кинокомпаний.