Создание и развитие команды управления проектом

Команда проекта– Специфическая организационная структура, совокупность отдельных лиц, групп и/или организаций, привлеченных к выполнению работ проекта и ответственных перед руководителем проекта за их выполнение. Создается целевым образом на период осуществления проекта. Включает также всех внешних исполнителей и консультантов.

Команда управления проектом- Специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем (главным менеджером) проекта и создаваемая на период осуществления проекта. В мелких проектах эта команда может включать в себя практически всех членов команды проекта.

Следует делать некоторое различие между: команда проектаи команда управления проектом.

Команда проекта- совокупность индивидуумов и их групп, объединенных целевым образом для работы над проектом, специфическая организационная структура, создаваемая на период осуществления проекта либо одной из фаз его жизненного цикла. Задача команды проекта – осуществление полного комплекса работ по проекту для достижения его целей. В команду проекта входят лица, представляющие интересы различных участников проекта.

Главная задача команды проекта – осуществление функций координации действий и согласование интересов всех участников проекта для достижения целей проекта.

Команда управления проектом– члены команды проекта, которые непосредственно вовлечены в управление проектом, включая представителей некоторых участников проекта и технический персонал. В небольших проектах организации эта команда может включать в себя практически всех членов команды проекта. Главная задача команды управления проектом– осуществление функций управления проектом для эффективного достижения целей проекта.

Место и роль команд в проектеопределяется целями входящих в них лиц и представителей участников проекта, степенью участия команды в процессах проекта и ее ответственностью.

Состав и функциикоманды управления проекта зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта, однако во всех случаях ее состав должен обеспечить высокий профессиональный уровень всех возложенных на нее обязанностей.

Культура команды менеджмента проектаразличного типа в общем случае включает в себя национальную, корпоративную, организационную и профессиональную культуры.

По степени вовлеченности в проект в команде проекта можно выделить три группы участников:

• основная группа – группа специалистов, непосредственно работающих над осуществлением проекта в тесном контакте друг с другом, и знающих каждого члена группы;

• вторичная группа – более обширная, чем основная группа, объединяет специалистов и организаций, оказывающих содействие членам основной группы, но не участвующих напрямую в осуществлении проекта и достижении его целей;

• вспомогательная (третичная) группа – люди, оказывающие влияние на членов основной и вторичной групп и на ход работ по проекту, но не вступающие с ними в прямое сотрудничество.

Команда проекта и команда управления проекта существуют только на время осуществления проекта или его какой-либо жизненной фазы. Поэтому в процессе существования команда управления проектомможно выделить 5 стадий:

• Формирование(forming) – члены команды объединяются со стремлением к взаимному сотрудничеству;

• Преодоление противоречий и начало командной работы(storming) – после начала совместной работы оказывается, что члены команды имеют различные мнения относительно способов достижения целей проекта и подходов к его осуществлению, что может приводить к спорам и даже - конфликтам;

• Нормализация деятельности(normalizing)– члены команды приходят к взаимному согласию в результате переговоров и принятия компромиссов и разрабатывают нормы, на основании которых будет построена их дальнейшая работа;

• Выполнение планов по осуществлению проекта(performing) – после того, как мотивация членов команды и эффективность ее работы возрастают, процесс осуществления проекта стабилизируется и команда проекта может работать с высокой эффективностью на протяжении всего периода осуществления проекта.

• Завершение работы команды(transforming) – по мере завершения работы над проектом требует разрешения вопроса о будущей работе членов команды. К окончанию проекта эффективность его выполнения может либо возрасти (члены команды концентрируют усилия на завершении задачи, имея достаточно четкую перспективу своего будущего), либо понизиться (члены команды испытывают сожаление по поводу окончания их совместной работы, особенно, если их будущее не определено).

Таким образом, команда проекта – это специфическая организация, возглавляемая руководителем проекта, создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей и имеющая свою организационную структуру.

Наши рекомендации