Проверка осуществления безналичных расчетов
В зависимости от результатов тестирования системы внутреннего контроля аудиторы составляют общий план и программу аудита.
В состав денежных документов, находящихся в кассе, входят почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные путевки в санатории, дома отдыха и др. Проверка денежных документов должна сопровождаться полной инвентаризацией их с составлением соответствующего акта.
В процессе контроля следует убедиться в равенстве остатков данных аналитического учета остатку по синтетическому счету 50, субсчет 3 «Денежные документы». По данным аналитического учета необходимо установить своевременность и правильность оприходования денежных средств.
Тщательной проверке должны быть подвергнуты операции по открываемым на ряде предприятий текущим счетам уполномоченных лиц (производителей работ и других) для выплаты на месте заработной платы и других целевых расходов (законность всех этих операций, а также качество и обоснованность самих документов).
Безналичные расчеты производятся на основании расчетных документов установленной формы. Расчетный документ - это письменное требование или поручение владельца счета на перечисление денежных средств в безналичном порядке за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, а также по другим платежам. Расчетные документы должны соответствовать установленным стандартам и содержать ряд обязательных реквизитов. Содержание документов и правила их оформления определены Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации. Платежные поручения, платежные требования-поручения, платежные требования выписываются, как правило, в один прием под копирку или путем размножения подлинников в количестве экземпляров, необходимых для банка и всех участвующих в расчетах сторон. Чеки выписываются от руки чернилами или шариковыми ручками. Помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются.
Списание средств со счетов плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа (документа, переданного по телефаксу), если иное не оговорено указаниями Центрального банка РФ.
Аудитор должен обратить внимание также на следующие особенности законности практики проведения безналичных расчетов. Нарушение получателем средств обязательств по договору в части отгрузки товара, оказания услуг или производства работ является основанием для применения к нему контрагентом мер гражданско-правовой ответственности. Так, если поставщик не отгрузил покупателю предусмотренный договором товар, а банку для получения выплат представил фальсифицированные документы, по внешнему виду не вызывающие сомнения в их подлинности, банк не может нести ответственность за убытки, причиненные покупателю, поскольку никаких нарушений в данной ситуации не допустил. Но при расчетах аккредитивами нередко имеют место и нарушения условий выплат со стороны исполняющего банка. Например, поставщик отгрузил продукцию, не предусмотренную договором, а исполняющий банк выплатил средства, несмотря на то, что в представленных ему товаротранспортных документах вид товара не соответствовал тому, для оплаты которого был выставлен аккредитив. Требование плательщика к поставщику о возврате выплаченных сумм - это, по существу, требование о повороте оплаты продукции, отгруженной с нарушением условий договора. Требование к банку - это требование о возврате сумм, выплаченных с нарушением условий аккредитива.
Планирование аудиторской деятельности регулируется федеральным правилом (стандартом) Положения стандарта применяются в первую очередь к проверкам, которые аудиторская организация проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него другие вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле (стандарте).