Понятие, формы и виды государственного и муниципального кредита. Его принципы.
БК гл. 14, 15, 13
ГК гл. 42
ФЗ 29 июля 1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращения гос. и мун. ценных бумаг» № 136-ФЗ
ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ
1) Верховенство гос-ва в этих отношениях
2) Часто долгосрочные займы берутся без залога
3) Неравенство сторон – кредитор и должник (гос-во). Должник устанавливает сроки, проценты, условия.
4) Добровольные отношения
Долг – следствие кредита.
Кредит (экономическая сторона) - …
- экономические отношения между кредитором и заёмщиком по поводу передачи временно свободной денежной суммы (стоимости) на принципах возвратности, срочности, платности.
(правовая категория) – финансово-правовые нормы, которые регулируют общ. отношения по привлечению гос-вом и мун. образованиями временно свободных денежных средств юр. и физ. лиц и иных субъектов на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности для покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
Функции гос. и мун. кредита: распределительная (вторичное перераспределение национального дохода, формирование и использование централизованных фондов денежных средств), регулирующая и контрольная (контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на них погашение. В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возвращение и своевременность уплаты процентов).
Регулирующая функция гос. кредита - вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя гос. кредит как инструмент регулирования экономики, гос-во может проводить ту или иную финансовую политику.
40Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом.
Существование гос. кредита влечёт возникновение гос. и мун. долга.
Гос. долг – обязательства возникающие из гос. и мун. заимствований и гарантий по обязательствам третьих лиц и другие обязательства перед физ., юр. лицами, публично-правовыми образованиями, иностранными гос-вами и международными финансовыми организациями.
Виды долга:
По Валюте и субъекту кредитору:
Внешний долг – долг, выраженный в иностранной валюте (ст. 6 БК) за исключением обязательств в иностранной валюте перед РФ со стороны субъектов РФ и мун. образований в рамках использования целевых иностранных кредитов.
Внутренний долг - долг выраженный в рублях, а так же обязательства в иностранной валюте перед РФ со стороны субъектов РФ и мун. образований в рамках использования целевых иностранных кредитов.
По срокам:
- краткосрочные (до года)
- среднесрочные (от 1 до 5)
- долгосрочные для гос. (от 5 - 30 лет) для мун. дога (от 5 до 10)
По субъектам должникам:
Федеральные
Региональные
муниципальные
Формы (состав) гос. долга.
1) Кредиты, полученные РФ как заёмщиком
2) Ценные бумаги, выпущенные от имени РФ
3) Бюджетные кредиты от других бюджетов (гл. 13 – бюджетный кредит – максимум 3 года)
4) Гос. гарантии и мун. гарантии
5) Иные долговые обязательства, ранее отнесённые к гос. долгу
Гос. заимствование относительно 1, 2, 3 и 5 пунктов.
Программа заимствований и программа гарантий.
Все долговые обязательства отражаются в бюджете.
Управление гос. долгом - совокупность методов по выплате доходов кредиторам и погашению кредитов и иных обязательств, а также порядок, условия выпуска и размещение долговых обязательств.
Осуществляется правительством.
МинФин управляет гос. долгом.
Обслуживает гос. долг ЦБ – выплата доходов, погашение долга и размещение обязательств.
Методы управления долгом:
- рефинансирование – выпуск новых займов для погашения старой задолженности
- конверсия – изменение размера доходности займов
- консолидация долга – гос-во продлевает сроки действия ранее выпущенных займов
- унификация займов – объединение нескольких займов с одинаковыми сроками и условиями в один
- отсрочка погашения долговых обязательств
- аннулирование долга (1923 г. – Генуэзская конференция)
Сейчас БК предусмотрена:
- реструктуризация (рефинансирование) – прекращение долговых обязательств
- пролонгация
Виды займов:
По субъектам-эмитентам:
- федеральные
- региональные
- муниципальные
По срокам:
- краткосрочные
- среднесрочные
- долгосрочные
По субъектам-держателям облигаций:
- размещается только среди физ. лиц.
- размещается только среди юр. лиц
- смешанные
По форме распределения дохода:
- выигрышные – процент определяется через розыгрыш
- процентные – просто получение определённых процентов
- смешанные – часть дохода определяется через процент, а часть выигрышем
- целевые – получение выигрыша путём получения материальной ценности
По форме выпуска
- облигационные (документарные) – выпускается ценная бумага
- без облигационные (бездокументарные)
По методу:
- добровольные
- обязательные (в годы ВОВ, сейчас нет)
- займы по подписке (сейчас нет)
Ст. 807. Договор займа
1. По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность др. стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное кол-во других полученных им вещей того же рода и качества.
Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
1. Договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случае, когда займодавцем является юр. лицо, - независимо от суммы.
2. В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей.
1. Если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика % на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере % их размер определяется существующей в месте жительства займодавца, а если займодавцем является юр. лицо, в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.
2. При отсутствии иного соглашения проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа.
3. Договор займа предполагается беспроцентным, если в нем прямо не предусмотрено иное, в случаях, когда:
- договор заключен между гр-ми на сумму, не превышающую пятидесятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда, и не связан с осуществлением предпринимательской деят-ти хотя бы одной из сторон;
- по договору заемщику передаются не деньги, а другие вещи, определенные родовыми признаками.
1. Заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.
В случаях, когда срок возврата договором не установлен или определен моментом востребования, сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение 30 дней со дня предъявления займодавцем требования об этом, если иное не предусмотрено договором.
Если иное не предусмотрено договором займа, сумма беспроцентного займа может быть возвращена заемщиком досрочно.
Сумма займа, предоставленного под проценты, может быть возвращена досрочно с согласия займодавца.
3. Если иное не предусмотрено договором займа, сумма займа считается возвращенной в момент передачи ее займодавцу или зачисления соответствующих денежных средств на его банковский счет.
Ст. 811. Последствия нарушения заемщиком договора займа
1. Если иное не предусмотрено законом или договором займа, в случаях, когда заемщик не возвращает в срок сумму займа, на эту сумму подлежат уплате проценты в размере, предусмотренном п. 1 ст. 395 ГК, со дня, когда она должна была быть возвращена, до дня ее возврата займодавцу независимо от уплаты процентов, предусмотренных п. 1 ст. 809 ГК.
2. Если договором займа предусмотрено возвращение займа по частям (в рассрочку), то при нарушении заемщиком срока, установленного для возврата очередной части займа, займодавец вправе потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с причитающимися процентами.
Ст. 812. Оспаривание договора займа
1. Заемщик вправе оспаривать договор займа по его безденежности, доказывая, что деньги или другие вещи в действительности не получены им от займодавца или получены в меньшем количестве, чем указано в договоре.
2. Если договор займа должен быть совершен в письменной форме (статья 808), его оспаривание по безденежности путем свидетельских показаний не допускается, за исключением случаев, когда договор был заключен под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя заемщика с займодавцем или стечения тяжелых обстоятельств.
3. Если в процессе оспаривания заемщиком договора займа по его безденежности будет установлено, что деньги или другие вещи в действительности не были получены от займодавца, договор займа считается незаключенным. Когда деньги или вещи в действительности получены заемщиком от займодавца в меньшем количестве, чем указано в договоре, договор считается заключенным на это количество денег или вещей.
Статья 813. Последствия утраты обеспечения обязательств заемщика
При невыполнении заемщиком предусмотренных договором займа обязанностей по обеспечению возврата суммы займа, а также при утрате обеспечения или ухудшении его условий по обстоятельствам, за которые займодавец не отвечает, займодавец вправе потребовать от заемщика досрочного возврата суммы займа и уплаты причитающихся процентов, если иное не предусмотрено договором.
Статья 814. Целевой заем
1. Если договор займа заключен с условием использования заемщиком полученных средств на определенные цели (целевой заем), заемщик обязан обеспечить возможность осуществления займодавцем контроля за целевым использованием суммы займа.
2. В случае невыполнения заемщиком условия договора займа о целевом использовании суммы займа, а также при нарушении обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, займодавец вправе потребовать от заемщика досрочного возврата суммы займа и уплаты причитающихся процентов, если иное не предусмотрено договором.
Ст. 815. Вексель
В случаях, когда в соответствии с соглашением сторон заемщиком выдан вексель, удостоверяющий ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы, отношения сторон по векселю регулируются законом о переводном и простом векселе.
С момента выдачи векселя правила настоящего параграфа могут применяться к этим отношениям постольку, поскольку они не противоречат закону о переводном и простом векселе.
Ст. 816. Облигация
В случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций.
Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.
К отношениям между лицом, выпустившим облигацию, и ее держателем правила настоящего параграфа применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено законом или в установленном им порядке.
Ст. 817. Договор государственного займа
1. По договору гос. займа заемщиком выступает РФ, субъект РФ, а займодавцем - гражданин или юр. лицо.
2. Гос. займы являются добровольными.
3. Договор гос. займа заключается путем приобретения займодавцем выпущенных гос. облигаций или иных гос. ценных бумаг, удостоверяющих право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.
4. Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.
5. Правила о договоре гос. займа соответственно применяются к займам, выпускаемым мун. образованием.
Гарантия – вид долгового обязательства, в силу которого РФ или субъект или публично-правовое образование как гарант обязан при наступлении определённого события уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия по его письменному требованию за счёт бюджета, предусмотренную в обязательстве денежную сумму в соответствии с предусмотренными условиями.
Видов гарантий может быть несколько.
Субвенции не влияют на расходы и на доходы.