Аудит учетной политики организации

Целью аудита учетной политики - установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета действующим в проверяемом периоде нормативным документам для того, чтобы сформировать мнение о достоверности БФО во всех существенных аспектах.

При аудите учетной политики аудитор должен обращать внимание на правильность формирования и использования организацией положений по учетной политике. Поэтому задачами аудитора являются анализ и оценка как общих, так и конкретных элементов учетной политики и отражение этого в аудиторском заключении.

Нормативная база:

1. Закон «О б.у.» № 129-фз от 25.11.96 (ред. от 28.11.2011)

2. НК РФ 3. ПБУ 1/2008 от 6 октября 2008 г. N 106н «Учетная политика организации» (с изменениями от 25.10.2010 №132н, от 08.11.2010 №144н) 3. другие Положения по б/у.

Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики служат:

- приказ (распоряжение и т. п.) об учетной политике проверяемой организации;

- рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- правила документооборота и технологии обработки учетной информации;

- утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации.

При проведении аудиторской проверки необходимо проверить: 1. наличие и состав распорядительных документов по учетной политике 2. соответствие учетной политики требованиям законодательства 3. последовательность применения учетной политики 4. полностью ли раскрыты при формировании учетной политики способы ведения б/у 5. соблюдение учетной политики 6. утвержден или нет рабочий план счетов 7. оформление дополнений к учетной политике 8/. издавался ли приказ об изменении учетной политики.

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

- изменения законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по б/у;

- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета

- существенного изменения условий деятельности хозяйствования (реорганизация, смена собственника, изменение видов деятельности и т.п.).

В процессе аудита следует установить соответствие избранной учетной политики характеру и условиям деятельности организации, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам. Аудитор должен оценить используемые способы ведения бухгалтерского учета с точки зрения рациональности и экономичности построенного на их основе учетного процесса, влияния на формирование полной и достоверной картины имущественного и финансового положения организации.

Результаты проверки в целом должны найти отражение в аналитической части аудиторского заключения и носить конфиденциальный характер. Несоответствия существенного характера должны найти отражение в итоговой части аудиторского заключения.

Аудит бух отчетности

Бухгалтерская (финансовая) отчетность – система экономических показателей, которые отражают имущественное и финансовое положение организации на определенную дату и характеризуют финансовые результаты деятельности организации за определенный отчетный период.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.

Для реализации этой цели аудиторам необходимо решить следующие задачи:

- проверить соответствие показателей синтетических регистров бухгалтерского учета тем показателям, которые отражены в отчетных формах;

- проверить взаимоувязку показателей форм отчетности;

- проверить правильность заполнения отчетных форм (необходимых реквизитов и строк отчетности).

Для аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:

- Гражданским кодексом РФ (часть 1, часть 2);

- Налоговым кодексом РФ (часть 1, часть 2);

- Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. №129 ФЗ (ред. от 28.11.2011);

- Положением по ведению б/ухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом МФ РФ от 29.07.98 №34н (ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 24.03.2000 N 31н, от 18.09.2006 № 116н, от 26.03.2007 N 26н, от 25.10.2010 № 132н);

- Положением по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организаций” (ПБУ 4/99), утв. Приказом МФ РФ от 06.07.99 №43н (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н);

- Приказом МинФина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности»

- Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности.

Проверку бухгалтерской отчетности необходимо начать с общего обзора отчетных форм. При этом, прежде всего, обращается внимание на заполнение адресной части форм. Здесь должно быть указано полное наименование предприятия в соответствии с учредительными документами. Вид деятельности предприятия должен соответствовать его уставу.

Изучая состав и содержание форм бухгалтерской отчетности предприятия, аудиторы выясняют их соответствие требованиям нормативных документов: наличие всех установленных форм, полноту их заполнения, присутствие необходимых реквизитов; осуществляют арифметический контроль показателей и проверяют их взаимосвязь. Увязка показателей предполагает соответствие значений одинаковых показателей, отраженных в различных формах отчетности.

Целесообразно проконтролировать соответствие данных по всем счетам Главной книги показателям форм бухгалтерской отчетности.

Если на этапе выполнения аудиторских процедур и оформления рабочей документации при проверке различных видов хозяйственных операций были установлены существенные отклонения и определено их количественное влияние на показатели отчетности, то следует рекомендовать администрации предприятия внести соответствующие изменения в формы отчетности. При получении письменного согласия руководства предприятия необходимо составить корректирующие бухгалтерские проводки на суммы вносимых изменений, сгруппировать одинаковые по содержанию корреспонденции счетов и определить значение каждого уточненного показателя как алгебраическую сумму исходного значения этого показателя и общей величины отклонения.

Все выявленные в ходе аудита ошибки и искажения отчетности регистрируются в рабочих документах и обобщаются в аналитической части аудиторского заключения.

Аудит учета ОС

Цель аудита ОС- проверить правильность ведения учета ОС, обеспечение сохранности ОС, законность операций с ними и правильность налогообложения.

Задачи аудита ОС:

1) проверить правильность документального оформления наличия и движения ОС;

2) правильность оценки и переоценки ОС;

3) полнота оприходования ОС;

4) сохранность и наличие ОС в местах их хранения и использования;

5) правильность начисления амортизации и затрат на ремонт ОС;

6) правильность налогообложения.

Нормативная база: ГК РФ ч.1 и 2; НК РФ ч.2 гл.25; ПБУ 6/01 «Учет ОС»; «Методические указания по бухгалтерскому учету ОС» от 13.10.2003 №91н(ред.от 24.12.2010); постановление Правительства РФ от 01.01.2002 №1 «О классификации ОС, включаемых в амортизационные группы» (ред.от 10.12.2010); Постановление Госкомстата от 21.01.2003 №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету ОС»; ФЗ от 21.11.96 №129-ФЗ «О БУ» (ред. от 28.11.2011).

Источники информации: Бухгалтерский баланс; Пояснение к бухгалтерскому балансу; учредительные документы; приказ об учетной политике; гл.книга; регистры синтетического и аналитического учета по сч.01; документы, подтверждающие принятие ОС к учету; документы подтверждающие НДС и платежные документы; документы, на основании которых формируются фактические затраты на приобретение ОС и доведение их до состояния пригодного к эксплуатации; договоры гражданско-правового характера.

Процесс аудита можно разделить на след. этапы:

1) знакомство с учетной политикой относительно учета ОС. Процедуры: а) ознакомится с рабочим планом счетов (сч.01 и сч.02); б) формы первичн. учетных документов, кот-ые должны применяться при учете ОС; в) правила документооборота и технологии обработки учетной информации; г) порядок проведения инвентаризации; д) методы начисления амортизации и списания ОС с баланса; е) порядок создания резервов по ремонту ОС.

2) аудит поступления ОС- этот этап можно разделить на несколько процедур: а) проверить требования действующего гражданского законодательства при поступлении ОС (в случае приобретения по договору купли/продажи, мены, поставки надо проверить наличие этих договоров, условия договора т от кого получены; в случаи безвозмездного получения ОС проверить не превышает ли сто-ть подарков более 5 МРОТ в отношениях м/ду юр.лицами; если ОС поступили в качестве вклада в УК, проверяются уставные документы на предмет ограничений; если ОС поступают по договору аренды, провер-ся гос. регистрация сделки на срок более 1 года); б) проверка правильности отражения поступления ОС на счетах БУ: правильность оформления и наличия документов по поступлению ОС; правильность отражения операций поступления ОС на сч. БУ.

3)проверка правильности классификации ОС. Процедуры:а) правильность деления ОС на действующие, в консервации (в резерве), собственные и аренд-ные; б) правильность отнесения объек к ОС.

4)начисление амортизации ОС. Процедуры: а) правильность выбора метода начисления амортизации; б) правильность применения норм амортизационных отчислений; в) правильность корреспонденции счетов (особенно со сч.затрат); г) на все ли объекты ОС начисл-ся амортизация; д) не начисл-ся ли амортизация на объекты, которые продолжают использ-ся, но полностью самортизированные или на объекты, которые не подлежат амортизации (на консервации, земля, объеты природопользования); е) соответ-ет ли фактическое отражение амортизации методам в учетной политике.

5)аудит наличия и сохранности ОС. Процедуры: а) созданы ли на предприятии комиссии по приемке ОС; б) как часто проводится инвентаризация ОС; в) какие меры примен-ся к нарушителям; г) условия хранения ОС; д) заключения договоров с МОЛами.

6)аудит оценки ОС. Процедуры: а) договор купли/продажи ОС; б) если ОС получены в кач-ве вклада в УК, то затребовать протокол согласования цены; если безвозмездно, то проверить соответствие Срын на дату оприходования; в) правильность переоценки и отражение ее результатов в БУ; г)правильность отражения Сперв после достройки, дооборудования, модернизации и реконструкции.

7)аудит безвозмездно полученных ОС. Процедуры: а) документы на получение ОС; б) правильность бухгалтерских записей по поступлению ОС; в) соответствия записей синтетического и аналитического учета.

8)аудит ремонта ОС. Процедуры: а) соответ-ет ли учет затрат на ремонт ОС принятой на предприятии учетной пол-ке; б) правильность оформления первичн. документов, связанных с ремонтом ОС; в) если создается резерв на ремонт ОС, то проверить правильность применения нормативов отчислений в резерв и как списыва-ся фактические затраты за сч.резерва; г) как ведется аналитич.учет расходов на ремонт ОС; д) наличие первичных учетных документов, подтверждающих ремонт ОС (дефектная ведомость, план ремонта, договор подряда, акт сдачи).

Наши рекомендации